Использование театрализации в экологическом воспитании дошкольников
Авторы: Сиверская Елена Сергеевна, Дубовицкая Ирина Михайловна, Зинзиверь Наталья Сергеевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (27) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 17.11.2019
Статья просмотрена: 509 раз
Библиографическое описание:
Сиверская, Е. С. Использование театрализации в экологическом воспитании дошкольников / Е. С. Сиверская, И. М. Дубовицкая, Н. С. Зинзиверь. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4585/ (дата обращения: 15.11.2024).
Дошкольное детство — самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней [4].
Идея развития ребенка «средствами природы» далеко не нова, ее корни можно проследить буквально с момента появления в России самой идеи организованного дошкольного воспитания детей — то есть с середины XIX века, но наиболее полное выражение нашло в деятельности «Общества содействия дошкольному воспитанию детей» [3], которое было создано в 1908 году в Санкт-Петербурге.
Знакомство дошкольников с окружающим миром происходит различным образом и различными методами, если речь идет об организованной деятельности. Большинство исследователей вопросов экологического воспитания дошкольников ведущими методами «природо-ориентированного воспитания» считают наглядные методы [5] (наблюдение, использование наглядного материала, метод моделирования), использование развивающей экологической среды [2], проведение опытов и экспериментов.
Эффективный путь формирования основ экологического сознания и экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, но и формировать отношения и взаимоотношения с окружающей средой. Для этого наряду с традиционными формами обучения широко используются и нетрадиционные формы работы с детьми.
Нам представляется наиболее продуктивным и результативным использование игры, которая «выполняет мотивационно-стимулирующую, обучающую, развивающую, воспитательную, коммуникативную и другие функции» [1].
С целью экологического воспитания и просвещения можно использовать самые разные игры, но наиболее перспективными нам кажутся сюжетно-ролевые игры. Такие игры в форме разыгрывания сюжетов экологических сказок (игры-драматизации и игры-театрализации) дают возможность передать взаимодействие в мире природы в собственной интерпретации детей. Сюжетно-ролевые игры учат решать экологические проблемы через понимание и сотрудничество, поощрение личного участия и личной ответственности; развивают образную память и воображение как способность проектировать различные экологические ситуации и их последствия. Сюжет и атрибутику ролевой игры могут иметь театрализованные экологические праздники, конструкторские игры, труд детей в природе [1].
Театрализованные игры, основанные на литературных произведениях либо их адаптации к нужной проблеме, являются одним из наиболее привлекательных для дошкольников видов ролевых игр. Детям нравится переодеваться в непривычные костюмы или даже придумывать их, двигаться под музыку. Безусловно, в данном случае речь идет о мини-спектаклях. Тем не менее, даже небольшие спектакли требуют подготовки: ознакомление воспитанников с выбранным произведением, распределение ролей, работа с родителями (организация заучивания текста роли), подготовка костюмов или их элементов. Главная задача, которая ставится перед юными актерами, — это отыграть свою роль так, чтобы персонаж был понятен — положительный он или отрицательный, какие у него личные качества и характер.
Театрализованная деятельность может помочь решить проблемы по раскрепощению ребенка, обучению чувствования, пробуждению эмоциональной отзывчивости, общению и познанию сопереживания. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, а также позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания [6].
Вся жизнь детей насыщена игрой. Игра является не только средством развлечения, но и научения, приобретения жизненного опыта. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, — все это помогает осуществить театр.
Театр в детском саду способствует эмоционально-эстетическому воспитанию детей, социализирует, знакомит с требованиями и ожиданиями социума, так как каждая сказка или литературное произведение для детей всегда имеют нравственный посыл и прививают моральные ценности. Театр позволяет детям познавать мир не только умом, но и сердцем, вырабатывая собственное отношение к общечеловеческим нравственным ценностям. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Современные образовательные стандарты, предъявляемые ко всем видам образовательных организаций, а также психические особенности нового поколения требует от педагогов поисков новых подходов к педагогической деятельности. Воспитатели нашего ДОУ также не являются исключением, находясь в постоянном творческом поиске. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи педагогической деятельности. Современных детей не удивишь информационными технологиями, у многих с ранних лет есть телефоны, планшеты и иные гаджеты, хотя в нашей деятельности мы активно используем эти технологии — показываем презентации, видеоматериалы, ставим аудиозаписи со звуками природы. Однако, цифровое поколение необходимо отвлекать от гаджетов, буквально втягивая в интерактивную деятельность.
Именно поэтому в рамках работы по экологическому воспитанию наших дошкольников мы решили использовать такой прием как театрализованная деятельность.
Однако, участие в театрализации не всегда является само по себе достаточно мотивирующим. Именно поэтому был придуман проект по проведению благотворительного экологического фестиваля, в рамках которого прошли спектакли с участием детей. Используя приемы театра теней, театра Би-ба-бо и элементы драматизации мы с воспитанниками поставили экологические сказки «Три поросенка» и «Айболит на новый лад», «Путешествие гнома в лесу» и «Репка на новый лад», «Путешествие Красной Шапочки» и «Сказка о глупом мышонке». Сами постановки проходили в формате утренника, на который были приглашены родители и иные родственники наших воспитанников. Однако, в отличие от обычных мероприятий, вход на наш фестиваль был платным, так как идея была не только в экологическом компоненте, но и благотворительном. Дети своим выступлением должны были собрать деньги для передачи их в одну из ветеринарных клиник г. Новороссийска, которая оказывает помощь брошенным и бездомным животным. Таким образом, этот аспект выступил и вспомогательным мотиватором (помощь пострадавшим животным), и некоторым образом дополнительным воспитательным моментом. Кроме приобретения билетов за символическую сумму, родители и воспитанники могли также передать пожертвование представителям ветеринарной клиники.
Мы считаем, что проведением такого фестиваля мы добились успеха не только в работе по экологическому воспитанию дошкольников, но и сделали важный шаг в направлении взаимодействия «педагог-родитель». Поэтому такая благотворительная акция стала традиционной в нашем саду. Участие родителей в экологических мероприятиях повышает уровень педагогического воздействия на детей. Заинтересованность и компетентность родителей имеет решающее значение в том, насколько успешно ребенок будет овладевать знаниями. Очевидно, что современный темп и качество жизни отрицательно сказываются на осведомленности родителей в проблемах экологического развития дошкольников. Поэтому педагоги должны заниматься не только экологическим развитием воспитанников, но повышать компетентность родителей.
Задача воспитателей и родителей подвести детей к пониманию того, что мы все вместе и каждый в отдельности в ответственности за нашу планету, и что каждый может и должен сохранять и приумножать красоту и богатство природы.
Литература:
1. Гончарова Е. В. Теория и технологии экологического образования дошкольников. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. — 335 с.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 184 с.
- Римашевская Л. С., Ивченко Т. А. Приобщение детей к природе в опыте педагогического института дошкольного образования: от истории к современности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки, 2018. Т. 13, № 3. — С. 46–54.
- Смирнова Е. Н., Федорова О. В., Филинцева З. А. К вопросу об экологическом воспитании в ДОУ // Развитие современного образования: от теории к практике: межд. научно-практ. конф. (Чебоксары, 19 марта 2018). Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. — С. 69–72.
- Коледа Т. Г. (сост.) Наглядные методы ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников. Практическое пособие для студентов педагогических специальностей учреждений высшего образования. — Барановичи: БарГУ, 2014. — 93 с.; Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 184 с.
- Чайка О. Н. Театрализация в ДОУ // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: научно-практ. конф. (Тольятти, 18–19 июня 2013). Тольятти, 2013. — С. 198.