Использования нетрадиционных форм работ педагога с родителями
Авторы: Малахова Любовь Николаевна, Суетина Любовь Родионовна, Фрезе Ирина Ивановна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (27) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 11.11.2019
Статья просмотрена: 60 раз
Библиографическое описание:
Малахова, Л. Н. Использования нетрадиционных форм работ педагога с родителями / Л. Н. Малахова, Л. Р. Суетина, И. И. Фрезе. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4591/ (дата обращения: 19.12.2024).
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: общественное и семейное Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Дошкольные учреждения и семья — два важных института социализации детей. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. От отношения семьи к дошкольному учреждению зависит, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками. Воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно [1,17]. Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо понимать, что детский сад — только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного образовательного процесса. [2,76].
Дошкольное учреждение, заинтересованная в плодотворном сотрудничестве с семьей, как одним из основных социальных партнеров, вынуждена активно вести поиск новых форм партнерства, позволяющих эффективно реализовать весь комплекс воспитательно-образовательных задач.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.
Основной принцип взаимодействия — открытость детского сада для семьи: каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок. Чтобы решить эту задачу, необходимо изучить интересы и потребности семьи, информировать родителей о том, что происходит в группе и в детском саду, заниматься психолого-педагогическим просвещением, вовлекать семью в совместную деятельность. Организация взаимодействия с семьей в нетрадиционных формах — трудоёмкий процесс, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. [3,37].
Установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду -основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективнее.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены, выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они, по сути, приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные. 2 [5,74].
Познавательное направление— это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Это может быть:
− оформление фотомонтажей
− совместное создание предметно-развивающей среды
− утренние приветствия
− работа с родительским комитетом группы
− беседы с детьми и родителями
− семинар-практикум
− родительские гостиные
− почта Доверия
− семейный вернисаж.
− посещение семей воспитанников на дому
− общие и групповые родительские собрания
− консультации
− занятия с участием родителей
− выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
− совместные экскурсии
− Дни общения
− Дни добрых дел
− Дни открытых дверей
− участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
Тренинги проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Читательская конференция». «Аукцион»- собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. «Мастер-класс» — собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей
Наглядно-информационное направлениевключает в себя:
− родительские уголки
− папки-передвижки «Азбука безопасности», «Времена года»
− семейный и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон», «Книга памяти»
− библиотека-передвижка
− фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи», «Мы такие разные»
− фотовыставки «Мамочка, мамуля, как тебя люблю я!», «Папа, мама, я — дружная семья», «Дети — цветы жизни»
− семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья — здоровый образ жизни»,
− эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел».
Досуговое направлениевработе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Это могут быть:
− праздники «День Матери», «День рождения», «Лучшая семья моя»
− развлечения «Семейные посиделки», «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком)
− спортивные досуги «Семья — здоровый образ жизни»
− вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»
− совместные проекты «Моя семья»
− выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо-чадо»
− выставки семейных коллекций
− спектакли
− совместные походы «В мир прекрасного»
− экскурсии «Мы — друзья природы», «Защитим свою природу»
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Педагоги имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Дети учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки.
Еще раз хочется подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе — завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Литература:
- Антонова, Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка [Текст] / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание.-2005. — № 6.
- Аралова, М. А. Десять золотых правил проведения родительских собраний [Текст] / М. А. Аралова / /Воспитатель ДОУ.- 2007.- № 5.
- Богославец, Л.Г., Давыдова О. И., Майер А. А., «Работа с родителями в ДОУ» [Текст] / Л. Г. Богословец,О. И. Давыдова,А. А. Майер// Управление ДОУ.- 2008г., № 5
- Бутырина, Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. Пособие [Текст] / Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина и др. — Белгород: Белгор. гос. ун-т. -2004. — 177 с.
- Зверева, О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ [Текст] / О,Л, Зверева, Т,В, Кротова// методическое пособие. М.: Айрис-пресс.- 2007. — 128с.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/14/konsultatsiya-dlya-vospitateley-tema-vzaimodeystvie-s-semyami