Новации в индивидуальной работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями и детьми | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шестакова, Л. М. Новации в индивидуальной работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями и детьми / Л. М. Шестакова, Г. Д. Шпурова, Е. Б. Буслаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4599/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье показана значимость индивидуальной работы музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с ребенком и его родителями; даются примеры индивидуальной работы в рамках ФГОС ДО.

Ключевые слова: музыкальная деятельность в ДОУ, развитие творческих способностей дошкольников, музыкальные занятия в ДОУ, индивидуальное планирование в работе музыкального руководителя, совместное творчество музыкального руководителя с родителями и детьми.

Новые государственные стандарты, введенные в систему дошкольного образования, ориентированы в первую очередь на гармоничное развитие личности детей. Таким образом, значимым элементом в этом направлении является гармонизация пространства ребенка, его психологический, душевный комфорт [1]. Ориентируясь на эту базу, деятельность музыкального руководителя ДОО претерпела изменения, которые, как нельзя, кстати, отражаются благоприятным образом на сотрудничестве в симбиозе «музыкальный руководитель — ребенок — родители».

Сфера деятельности музыкального руководителя всегда была непосредственно связана с родителями дошкольников. Ранее эта связь заключалась в тематических плановых утренниках, куда родители приходили, чтобы посмотреть представления, подготовленные детьми, воспитателями и музыкальными работниками. Работа родителя в подготовке к таким тематическим праздникам сводилась к минимуму. Но в современном мире все меняется. Новые технологии облегчают жизнь людей, однако сводят к минимуму общение друг с другом. Соответственно в рамках новых стандартов у педагогов появилось больше возможностей привлекать родителей к работе с детьми, тем самым сближая их. Работая непосредственно с ребенком в группе с другими детьми и родителями, у каждой мамы и каждого папы есть возможность увидеть проблемные моменты своего малыша, вовремя сориентироваться и помочь своему ребенку преодолеть трудности.

Итак, с чего же начать и как выбрать свое направление в непосредственной работе с детьми и их родителями музыкальному руководителю. В первую очередь, конечно, не стоит забывать о традиционных мероприятиях в детском саду. «Праздник осени», «День мамы», «Новый год», «День защитника отечества», «Масленица», «8 марта», «9 мая», «День защиты детей» — это далеко не все праздники-утренники, которые входят в годовое планирование музыкального руководителя [2]. Однако теперь появилась возможность активно привлекать к подготовке к этим мероприятиям родителей. Создание атрибутов своими руками вместе с ребенком, предложение своих сценариев, помощь в украшении зала, подбор музыкального репертуара — вот та небольшая сферы деятельности, где может проявить себя каждый родитель.

Но в данной статье мне бы хотелось показать не только групповую работу музыкального руководителя, а привлечь внимание к индивидуальной работе с родителем и ребенком.

  1. В первую очередь необходимо включить в планирование предполагаемую деятельность, чтобы реализовать ее в рамках своей программы, провести анкетирование родителей, чтобы выявить их заинтересованность, потребности и запросы. Далее представлены примерные вопросы для анкетирования:

Анкета для родителей:

1) По вашему мнению, какими талантами обладает ваш ребенок?

– поет

– рисует

– быстро учит стихи

– другое (написать)

2) Поет ли ребенок песни дома, которые разучивает в детском саду?

– да

– нет

– не обращали внимание

3) Показывает ли ребенок дома танцевальные движения, которые разучивали в детском саду?

– да

– нет

– не обращали внимание

4) Просит ли ребенок повторить дома творческие занятия, которые проводились в детском саду?

– да

– нет

– не обращали внимание

5) Чем вы занимаетесь совместно с ребенком в выходные дни?

– читаете

– рисуете

– устраиваете «театр дома»

– ходите в развлекательные центры

– другое (написать)

6) Как вы считаете, таланты вашего ребенка востребованы в рамках детского сада?

– да

– нет

– не имеет значения

  1. Предложить детям и родителям план своей предполагаемой работы и определиться в выборе тем, которые вызвали заинтересованность.

Примеры тематических направлений индивидуальных творческих проектов для детей и их родителей:

– инсценировка прочитанных произведений, сказок, рассказов: теневой театр, кукольный театр, пальчиковый театр, ролевой театр, чтение по ролям и так далее;

– подготовка номера для участия в тематическом праздничном утреннике: название и номер придумываются совместно ребенком и родителем. Здесь может быть распределение ролей среди персонажей по сценарию, которые приходят на праздник, показ отдельного танцевально-хореографического или песенного номера, соответствующим теме сценария;

– создание музыкальных лэпбуков — интерактивных папок для детей, которые музыкальный руководитель может использовать в своей работе в рамках образовательной программы дошкольного учреждения. В папках может содержаться материал о классических произведениях, об их авторах, на доступном для детей языке, фотографии композиторов;

– создание музыкальных шкатулок — сборник детских песен и произведений, классифицированных по темам в рамках программы дошкольного образования. Сборник по краевой компоненте, который можно использовать на занятиях. Сборники могут быть нотными или на цифровых носителях;

– показ видеопрезентаций домашнего творчества, проведение мастер-классов совместного творчества родитель-ребенок в зале;

– конкурс видеороликов в рамках актуальных тем, создание и показ музыкальных клипов. В настоящее время молодые родители прекрасно ориентируются в программных обеспечениях и компьютерных технологиях, поэтому реализовать этот проект не составит труда.

  1. Провести тематические образовательные ситуации, где каждая семья покажет свои достижения другим детям и родителям.

В качестве примера для второй младшей группы предлагается инсценировка стихов А.Барто, которую условно назову «Книжка-малышка». Совместно с родителями определяются сроки реализации этого проекта. Каждый родитель и ребенок выбирает одно стихотворение для того, чтобы в дальнейшем продекламировать, инсценировать, творчески реализовать, применяя фантазию и смекалку, включая в презентацию своего номера музыкальное сопровождение.

Для детей постарше можно предложить создание мастер-классов с родителями. Многие мамы занимаются творчеством в домашних условиях. Шитье, мыловарение, выпекание и многое другое. Конечно, выпекать пироги в детском саду не представляется возможным, а вот оформление кремом заранее приготовленных «пряничных человечков» с подобранным репертуаром музыкального сопровождения, соответствующего тематике, вполне реально.

Заключение

Таким образом, данный вид деятельности предполагает индивидуальную работу музыкального руководителя с ребенком и его семьей, а также привлекает других родителей проявить и показать себя. В дальнейшем такой подход может привести к здоровой конкуренции семей в группах детского сада, а также раскрыть таланты, творческие потребности детей. Такой подход к работе максимально реализует условия новых образовательных стандартов в рамках дошкольного образовательного учреждения, а также имеет положительные тенденции развития в рамках симбиоза «музыкальный руководитель — ребенок — родители».

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
  2. Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 107 комбинированного вида» Московского района г. Казани на 2019–2024 г.г.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальный руководитель, ребенок, детский сад, родитель, индивидуальная работа, ваш ребенок, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, музыкальное сопровождение, совместное творчество.

Ключевые слова

музыкальная деятельность в ДОУ, развитие творческих способностей дошкольников, музыкальные занятия в ДОУ, индивидуальное планирование в работе музыкального руководителя, совместное творчество музыкального руководителя с родителями и детьми

Похожие статьи

Особенности инновационно-деятельностного подхода к психолого-педагогическому процессу по защите прав и достоинств ребенка дошкольного возраста в семье и детском саду

Статья посвящена вопросам внедрения инновационных направлений в рамках ФГОС ДО по защите прав и достоинств ребенка-дошкольника в семье и детском саду. Представлены данные эмпирического исследования бакалаврской выпускной квалификационной работы на те...

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания

В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия родителей и педагогов ДОУ

В данной статье рассмотрены психолого-педагогические особенности взаимодействия родителей и педагогов ДОУ; подобраны диагностические методики, направленные на изучение особенностей взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.

Родительское собрание-концерт как фактор нравственного воспитания студентов

В данной статье рассматриваются особенности нравственного воспитания студентов, главная роль в данном вопросе отводится куратору. Представлено мероприятие, направленное на укрепление взаимоотношений между родителями и детьми, которое было апробирован...

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Опыт внедрения аудиоматериалов в самостоятельную работу учащихся 7–8 классов по ОБЖ

В статье рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы учащихся 7–8 классов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» путем решения творческих заданий по совместному созданию аудиоматериалов и их практическому применению в ...

Похожие статьи

Особенности инновационно-деятельностного подхода к психолого-педагогическому процессу по защите прав и достоинств ребенка дошкольного возраста в семье и детском саду

Статья посвящена вопросам внедрения инновационных направлений в рамках ФГОС ДО по защите прав и достоинств ребенка-дошкольника в семье и детском саду. Представлены данные эмпирического исследования бакалаврской выпускной квалификационной работы на те...

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания

В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия родителей и педагогов ДОУ

В данной статье рассмотрены психолого-педагогические особенности взаимодействия родителей и педагогов ДОУ; подобраны диагностические методики, направленные на изучение особенностей взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.

Родительское собрание-концерт как фактор нравственного воспитания студентов

В данной статье рассматриваются особенности нравственного воспитания студентов, главная роль в данном вопросе отводится куратору. Представлено мероприятие, направленное на укрепление взаимоотношений между родителями и детьми, которое было апробирован...

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Опыт внедрения аудиоматериалов в самостоятельную работу учащихся 7–8 классов по ОБЖ

В статье рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы учащихся 7–8 классов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» путем решения творческих заданий по совместному созданию аудиоматериалов и их практическому применению в ...

Задать вопрос