Новации в индивидуальной работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями и детьми
Авторы: Шестакова Лилия Михайловна, Шпурова Галима Дамировна, Буслаева Елена Борисовна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (27) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 14.11.2019
Статья просмотрена: 625 раз
Библиографическое описание:
Шестакова, Л. М. Новации в индивидуальной работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями и детьми / Л. М. Шестакова, Г. Д. Шпурова, Е. Б. Буслаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4599/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье показана значимость индивидуальной работы музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с ребенком и его родителями; даются примеры индивидуальной работы в рамках ФГОС ДО.
Ключевые слова: музыкальная деятельность в ДОУ, развитие творческих способностей дошкольников, музыкальные занятия в ДОУ, индивидуальное планирование в работе музыкального руководителя, совместное творчество музыкального руководителя с родителями и детьми.
Новые государственные стандарты, введенные в систему дошкольного образования, ориентированы в первую очередь на гармоничное развитие личности детей. Таким образом, значимым элементом в этом направлении является гармонизация пространства ребенка, его психологический, душевный комфорт [1]. Ориентируясь на эту базу, деятельность музыкального руководителя ДОО претерпела изменения, которые, как нельзя, кстати, отражаются благоприятным образом на сотрудничестве в симбиозе «музыкальный руководитель — ребенок — родители».
Сфера деятельности музыкального руководителя всегда была непосредственно связана с родителями дошкольников. Ранее эта связь заключалась в тематических плановых утренниках, куда родители приходили, чтобы посмотреть представления, подготовленные детьми, воспитателями и музыкальными работниками. Работа родителя в подготовке к таким тематическим праздникам сводилась к минимуму. Но в современном мире все меняется. Новые технологии облегчают жизнь людей, однако сводят к минимуму общение друг с другом. Соответственно в рамках новых стандартов у педагогов появилось больше возможностей привлекать родителей к работе с детьми, тем самым сближая их. Работая непосредственно с ребенком в группе с другими детьми и родителями, у каждой мамы и каждого папы есть возможность увидеть проблемные моменты своего малыша, вовремя сориентироваться и помочь своему ребенку преодолеть трудности.
Итак, с чего же начать и как выбрать свое направление в непосредственной работе с детьми и их родителями музыкальному руководителю. В первую очередь, конечно, не стоит забывать о традиционных мероприятиях в детском саду. «Праздник осени», «День мамы», «Новый год», «День защитника отечества», «Масленица», «8 марта», «9 мая», «День защиты детей» — это далеко не все праздники-утренники, которые входят в годовое планирование музыкального руководителя [2]. Однако теперь появилась возможность активно привлекать к подготовке к этим мероприятиям родителей. Создание атрибутов своими руками вместе с ребенком, предложение своих сценариев, помощь в украшении зала, подбор музыкального репертуара — вот та небольшая сферы деятельности, где может проявить себя каждый родитель.
Но в данной статье мне бы хотелось показать не только групповую работу музыкального руководителя, а привлечь внимание к индивидуальной работе с родителем и ребенком.
- В первую очередь необходимо включить в планирование предполагаемую деятельность, чтобы реализовать ее в рамках своей программы, провести анкетирование родителей, чтобы выявить их заинтересованность, потребности и запросы. Далее представлены примерные вопросы для анкетирования:
Анкета для родителей:
1) По вашему мнению, какими талантами обладает ваш ребенок?
– поет
– рисует
– быстро учит стихи
– другое (написать)
2) Поет ли ребенок песни дома, которые разучивает в детском саду?
– да
– нет
– не обращали внимание
3) Показывает ли ребенок дома танцевальные движения, которые разучивали в детском саду?
– да
– нет
– не обращали внимание
4) Просит ли ребенок повторить дома творческие занятия, которые проводились в детском саду?
– да
– нет
– не обращали внимание
5) Чем вы занимаетесь совместно с ребенком в выходные дни?
– читаете
– рисуете
– устраиваете «театр дома»
– ходите в развлекательные центры
– другое (написать)
6) Как вы считаете, таланты вашего ребенка востребованы в рамках детского сада?
– да
– нет
– не имеет значения
- Предложить детям и родителям план своей предполагаемой работы и определиться в выборе тем, которые вызвали заинтересованность.
Примеры тематических направлений индивидуальных творческих проектов для детей и их родителей:
– инсценировка прочитанных произведений, сказок, рассказов: теневой театр, кукольный театр, пальчиковый театр, ролевой театр, чтение по ролям и так далее;
– подготовка номера для участия в тематическом праздничном утреннике: название и номер придумываются совместно ребенком и родителем. Здесь может быть распределение ролей среди персонажей по сценарию, которые приходят на праздник, показ отдельного танцевально-хореографического или песенного номера, соответствующим теме сценария;
– создание музыкальных лэпбуков — интерактивных папок для детей, которые музыкальный руководитель может использовать в своей работе в рамках образовательной программы дошкольного учреждения. В папках может содержаться материал о классических произведениях, об их авторах, на доступном для детей языке, фотографии композиторов;
– создание музыкальных шкатулок — сборник детских песен и произведений, классифицированных по темам в рамках программы дошкольного образования. Сборник по краевой компоненте, который можно использовать на занятиях. Сборники могут быть нотными или на цифровых носителях;
– показ видеопрезентаций домашнего творчества, проведение мастер-классов совместного творчества родитель-ребенок в зале;
– конкурс видеороликов в рамках актуальных тем, создание и показ музыкальных клипов. В настоящее время молодые родители прекрасно ориентируются в программных обеспечениях и компьютерных технологиях, поэтому реализовать этот проект не составит труда.
- Провести тематические образовательные ситуации, где каждая семья покажет свои достижения другим детям и родителям.
В качестве примера для второй младшей группы предлагается инсценировка стихов А.Барто, которую условно назову «Книжка-малышка». Совместно с родителями определяются сроки реализации этого проекта. Каждый родитель и ребенок выбирает одно стихотворение для того, чтобы в дальнейшем продекламировать, инсценировать, творчески реализовать, применяя фантазию и смекалку, включая в презентацию своего номера музыкальное сопровождение.
Для детей постарше можно предложить создание мастер-классов с родителями. Многие мамы занимаются творчеством в домашних условиях. Шитье, мыловарение, выпекание и многое другое. Конечно, выпекать пироги в детском саду не представляется возможным, а вот оформление кремом заранее приготовленных «пряничных человечков» с подобранным репертуаром музыкального сопровождения, соответствующего тематике, вполне реально.
Заключение
Таким образом, данный вид деятельности предполагает индивидуальную работу музыкального руководителя с ребенком и его семьей, а также привлекает других родителей проявить и показать себя. В дальнейшем такой подход может привести к здоровой конкуренции семей в группах детского сада, а также раскрыть таланты, творческие потребности детей. Такой подход к работе максимально реализует условия новых образовательных стандартов в рамках дошкольного образовательного учреждения, а также имеет положительные тенденции развития в рамках симбиоза «музыкальный руководитель — ребенок — родители».
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
- Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 107 комбинированного вида» Московского района г. Казани на 2019–2024 г.г.
Ключевые слова
музыкальная деятельность в ДОУ, развитие творческих способностей дошкольников, музыкальные занятия в ДОУ, индивидуальное планирование в работе музыкального руководителя, совместное творчество музыкального руководителя с родителями и детьмиПохожие статьи
Особенности инновационно-деятельностного подхода к психолого-педагогическому процессу по защите прав и достоинств ребенка дошкольного возраста в семье и детском саду
Статья посвящена вопросам внедрения инновационных направлений в рамках ФГОС ДО по защите прав и достоинств ребенка-дошкольника в семье и детском саду. Представлены данные эмпирического исследования бакалаврской выпускной квалификационной работы на те...
Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей
В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...
Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания
В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...
Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО
Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.
Изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия родителей и педагогов ДОУ
В данной статье рассмотрены психолого-педагогические особенности взаимодействия родителей и педагогов ДОУ; подобраны диагностические методики, направленные на изучение особенностей взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.
Родительское собрание-концерт как фактор нравственного воспитания студентов
В данной статье рассматриваются особенности нравственного воспитания студентов, главная роль в данном вопросе отводится куратору. Представлено мероприятие, направленное на укрепление взаимоотношений между родителями и детьми, которое было апробирован...
Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей
В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.
Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО
В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Опыт внедрения аудиоматериалов в самостоятельную работу учащихся 7–8 классов по ОБЖ
В статье рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы учащихся 7–8 классов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» путем решения творческих заданий по совместному созданию аудиоматериалов и их практическому применению в ...
Похожие статьи
Особенности инновационно-деятельностного подхода к психолого-педагогическому процессу по защите прав и достоинств ребенка дошкольного возраста в семье и детском саду
Статья посвящена вопросам внедрения инновационных направлений в рамках ФГОС ДО по защите прав и достоинств ребенка-дошкольника в семье и детском саду. Представлены данные эмпирического исследования бакалаврской выпускной квалификационной работы на те...
Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей
В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...
Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания
В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...
Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО
Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.
Изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия родителей и педагогов ДОУ
В данной статье рассмотрены психолого-педагогические особенности взаимодействия родителей и педагогов ДОУ; подобраны диагностические методики, направленные на изучение особенностей взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.
Родительское собрание-концерт как фактор нравственного воспитания студентов
В данной статье рассматриваются особенности нравственного воспитания студентов, главная роль в данном вопросе отводится куратору. Представлено мероприятие, направленное на укрепление взаимоотношений между родителями и детьми, которое было апробирован...
Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей
В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.
Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО
В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Опыт внедрения аудиоматериалов в самостоятельную работу учащихся 7–8 классов по ОБЖ
В статье рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы учащихся 7–8 классов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» путем решения творческих заданий по совместному созданию аудиоматериалов и их практическому применению в ...