Применение технологии «Портфолио» в работе воспитателя
Автор: Елагина Ирина Ивановна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (27) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 05.12.2019
Статья просмотрена: 1211 раз
Библиографическое описание:
Елагина, И. И. Применение технологии «Портфолио» в работе воспитателя / И. И. Елагина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4624/ (дата обращения: 15.11.2024).
Слово «портфолио» известно всем. Оно пришло к нам из латинского языка и в переводе означает «сумка для писем». В прошлые времена портфолио собирали, чтобы продемонстрировать его тому человеку, уважение и внимание которого необходимо было получить — потенциальному работодателю или профессору в академии. В настоящее время мы, взрослые, также используем свое портфолио для этих целей. Но раньше портфолио были только в бумажном виде, а сейчас предпочтение отдается электронным портфолио.
Что такое технология «портфолио» и как ее может применять педагог в своей работе?
В наиболее общем понимании портфолио — это форма и процесс организации образцов и продуктов деятельности ребенка, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (сверстников, родителей, других педагогов), предназначенных для последующего их анализа и дальнейшей коррекции процесса обучения.
Цель портфолио — собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ребенка, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Портфолио дошкольника помогает решать важные педагогические задачи:
− создать для каждого дошкольника ситуацию переживания успеха;
− поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
− поощрять активность и самостоятельность воспитанника;
− формировать навыки учебной деятельности;
− содействовать индивидуализации образования;
− закладывать дополнительные возможности для успешной социализации ребенка;
− укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с дошкольным образовательным учреждением.
Если вы задумали применить данную технологию в своей работе, вам необходимо решить для себя два вопроса:
− Какой способ для реализации портфолио вы выберете?
− Какую педагогическую модель портфолио предпочтительнее взять?
Способы реализации портфолио:
− печатное портфолио (создаётся в виде папок, картотек и содержит информацию о ребенке, его достижения, рисунки, фотографии и другие материалы на бумажном носителе).
− портфолио-раскраска (создается в виде папок со страницами, оформленными самим ребенком, содержит рубрики, в которых дошкольник самостоятельно раскрашивает, украшает, но записи выполняются взрослым).
− электронное портфолио (создается взрослым в виде презентации, веб-страницы или веб -сайта, содержит большое количество информации, а также фотографий, аудио и видеозаписей).
Ряд авторов предлагают структуру и содержание печатных портфолио ребенка дошкольного возраста. Вот наиболее известные из них.
И. Руденко: 1. «Давайте познакомимся». 2. «Я расту!». 3.«Портрет моего ребенка».4. «Я мечтаю…» 5. «Вот что я могу». 6. «Мои достижения». 7. «Посоветуйте мне».... 8. «Спрашивайте, родители!».
Л. Орлова: 1. «Познакомьтесь со мной» 2. «Я расту» 3. «Моя семья». 4. «Чем могу — помогу» 5. «Мир вокруг нас». 6. «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)».
В. Дмитриева, Е. Егорова: 1. «Информация родителей», 2. «Информация педагогов». 3. «Информация ребенка о себе».
Красочные страницы для создания печатных портфолио можно найти на интернет-сайтах, материалы для создания портфолио-раскрасок также можно скопировать из Интернета.
А теперь сравним печатное и электронное портфолио дошкольника. Какой вариант более приемлем для ребенка, для педагога и родителей воспитанника?
Достоинства «бумажного» портфолио:
− совместный выбор вида портфолио с ребенком и родителями;
− индивидуальное оформление страниц ребенком и взрослыми;
− осязаемость материалов портфолио;
− доступность портфолио, прежде всего, для ребенка.
Недостатки:
− наполняемость ведет к широкой папке, которую неудобно брать для просмотра;
− мобильность;
− оценка оформления портфолио взрослыми и детьми не лишена субъективизма;
− невозможность выкладывать часто фотоматериалы, а также видео и аудиозаписи.
− проблемы с «редактированием».
Теперь рассмотрим достоинства электронного портфолио:
− выбор платформы для создания портфолио выбирают педагог и родители, ориентируясь на дизайн и удобство наполнения;
− доступность портфолио с любого компьютера и мобильного телефона;
− возможность редактирования;
− постоянная наполняемость текстовой, фото, видео, аудио информацией;
− возможность обратной связи с родителями воспитанника и самим ребенком;
− долговечность.
Из недостатков можно выделить то, что работу над портфолио ведет взрослый, а дошкольник лишь рассматривает материалы и высказывает свои предложения.
На мой взгляд, бумажное портфолио, несомненно, будет привлекать своего создателя, но современные дети больше тяготеют к компьютерным технологиям и поэтому создание портфолио в виде веб сайта будет интересно им. Они смогут не только видеть результаты своей деятельности, но и взгляд на них со стороны (фото, видео материалы).
Кроме того, виртуальные электронные портфолио легко переносить, совместно редактировать, перемещать в новую систему или в новую рабочую среду, поэтому виртуальные электронные портфолио долговечны, могут существовать и развиваться на всех этапах обучения, начиная с дошкольного образования, заканчивая высшей школой.
Рассмотрим тематические бесплатные сайты, которые можно использовать для создания электронного портфолио педагога и дошкольника:
− конструктор сайтов http://www.wix.com (бесплатный, масса сервисов, возможность создавать защищенные веб-страницы и давать доступ к ним только определенным пользователям, мобильная версия)
− сайт http://www.4portfolio.ru (бесплатный, расширенные сервисы, возможность загрузки текстовых, графических и звуковых файлов, видео и анимационных роликов, возможность сетевого взаимодействия, защищенность, ограниченное дисковое пространство и обязательность регистрации на ресурсе).
− конструктор сайтов http://www.uCoz.ru (бесплатный, масса сервисов, расширенные возможности публикации);
− всероссийский бесплатный конструктор портфолио http://www.uchportfolio.ru (удобный и доступный интерфейс, возможность создания собственного дизайна, возможность публикации статей и материалов в общем каталоге сайта);
− конструктор сайтов http://www.jimdo.com (бесплатная версия содержит свой собственный шаблон дизайна и рекламу, которая всплывает или «висит» в окне, имеются возможности публикации файлов, изображений, мобильный клиент и интеграция с социальными сетями, нет защищенности информации от других пользователей);
− электронное портфолио педагогов http://pedportfolio.ru бесплатная, открытая одностраничная форма заполнения портфолио;
− сайт http://www.folio24.com (ограниченный функционал бесплатной версии: публикация фотогалерей и творческих работ в открытом доступе);
− сайт http://www.portfoliopen.com/ru-ru (бесплатная ограниченная версия, расширенный дизайн, до 3ГБ места на диске для работ).
Выбрав нужную вам платформу, не забудьте о Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014)), ссылка на который обязательно должна быть на создаваемом портфолио.
Дидактическая ценность электронного портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним можно выстроить такой педагогический процесс, который позволяет развивать или формировать на любом этапе обучения и воспитания некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного информационного общества.
Применение технологии портфолио позволяет обеспечить личностно-ориентированный подход в образовании, ставя в центр внимания ребёнка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития и позволяя педагогу реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность.
Литература:
- Галимуллина, Э.З., Жестков, Л. Ю. Методические рекомендации по созданию е-портфолио. Учебно-методическое пособие / Э. З. Галимуллина, Л. Ю. Жестков. — Елабуга: Изд-во ЕИ К(П)ФУ, 2015.