Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательные опыты»
Авторы: Малеева Светлана Петровна, Белинова Наталья Петровна, Лямцева Ирина Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (27) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 19.11.2019
Статья просмотрена: 415 раз
Библиографическое описание:
Малеева, С. П. Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательные опыты» / С. П. Малеева, Н. П. Белинова, И. В. Лямцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 87-96. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4626/ (дата обращения: 16.11.2024).
Направление: познавательно-исследовательская деятельность.
Возрастная категория: старший дошкольный возраст.
В настоящее время перед педагогами стоит задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и хорошо ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательного интереса дошкольников.
В ФГОС познавательное развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации».
Проблеме познавательного интереса, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований. Во многих работах развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, активностью, вниманием, любознательностью, то есть интерес предстает как синтез сложных личностных процессов (Л. И. Божович, В. Г. Леонтьев, А. А. Люблинская и др.)
В последние годы в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования.
Современные исследователи отмечают большое значение деятельности экспериментирования для развития у детей дошкольного возрасти как умственных способностей, так и социально — личностной сферы (Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.)
В сфере умственного развития отмечается влияние детского экспериментирования не только на увеличение объема и качества знаний детей, но и на развитие умений познавать предметы и явления, выбирая адекватные способы познания. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно — образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально — познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Поскольку, экспериментирование носит, как правило, креативный характер, то оно стимулирует формирование творческой личности ребенка. Н. Н. Поддъяков ввел понятие «детское экспериментирование», которое является ведущим функциональным механизмом стимулирования творчества ребенка.
В образовательном процессе ДОУ детское экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, предметов, социальных явлений, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала.
Экспериментирование станет эффективным средством развития познавательных интересов детей дошкольного возраста при соблюдении ряда условий:
1) Использование педагогом в процессе обучения экспериментированию проблемных задач и развивающих образовательных ситуаций на разном содержании;
2) Накопление детского опыта самостоятельной деятельности экспериментирования в развивающей предметно — пространственной среде;
3) Учет предпочтений детей при подборе содержания и материалов для детского экспериментирования;
4) Некоторая недосказанность, незавершенность процесса решения проблемы в совместной со взрослым деятельности.
Цели программы: — способствовать развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; создавать условия для развития поисково-исследовательской деятельности детей 5–7 лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.
Образовательные задачи:
1) Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами).
2) Знакомить дошкольников со свойствами предмета исследования;
3) Формировать умение делать открытия и выбор;
Развивающие задачи:
- Развивать познавательные и речевые умения:
– по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), использовать способы обследования предметов на разные органы чувств (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур);
– замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.
- Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному- двум признакам.
- Развивать самостоятельность, познавательную инициативу, творчество в познавательно — исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.
Воспитательные задачи:
- Формировать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных действиях, выдвигать их доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания;
- Воспитывать гуманно — ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем;
- Взаимодействовать с родителями воспитанников, направляя их на формирование партнерства и сотрудничества в процессе воспитания активного, любознательного ребенка.
Принципы формирования программы
Данная программа:
– Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является интеллектуальное развитие дошкольника;
– Сочетает в себе принципы научной обоснованности и практической применимости;
– Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные задачи только на достаточном материале, максимально приближаясь к разумному минимуму);
– Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
– Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и интересами воспитанников, спецификой и содержанием образовательных областей;
– Предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Возрастные особенности воспитанников
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь.
Планируемые результаты освоения программы:
– Проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы;
– Самостоятельно ставит цель, продумывает пути к ее достижению, осуществляет свой замысел и оценивает полученный результат;
– Проявляет инициативу в общении со сверстниками, делится впечатлениями, задает вопросы;
– Проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм;
– Проявляет интеллектуальную активность и познавательный интерес;
– Может самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее несколькими доступными способами;
– Проявляет сообразительность, с большим удовольствием экспериментирует;
– Испытывает познавательный интерес к событиям и предметам, выходящим за рамки своего личного опыта;
– Самостоятельно планирует и называет два — три последовательных действия, способен аргументировать свои суждения, стремиться к результативному выполнению заданий.
- Учебный план
№п/п |
Наименование разделов |
Количество часов |
|
теория |
практика |
||
1. |
Живая природа |
1 |
4 |
2. |
Неживая природа |
2 |
15 |
3. |
Рукотворный мир |
1 |
3 |
4. |
Мониторинг |
1 |
1 |
Итого: |
5 |
23 |
|
- Перспективное планирование деятельности кружка
«Занимательные опыты»
Месяц |
Недели |
|||
I |
II |
III |
IV |
|
ноябрь |
Мониторинг |
Свойства воды: «Бесформенная вода» приложение № 1 (с.о № 1) |
«Такой разный песок!» приложение № 2 (ст. о № 3) |
Свойства воды: «Поднимаем уровень воды» приложение № 3 (ст. о № 7) |
декабрь |
Состояния воды: «И вода, и снег, и лед…» приложение № 4 (ст.з № 1) |
Свойства воздуха: «Воздух, воздух, мы могуч!» приложение № 5 (ср, л № 6) |
Свойства Воздуха: «С воздухом играем в прятки» приложение № 6 (ст. з № 7) |
«Что находится в почве?» приложение № 7 (ст.о № 8) |
январь |
Свойства воды: «Вода, быстрее наливайся» приложение № 8 (ст. о № 15) |
«Очищающий песок» приложение № 9 (ст.о № 13) |
«Такая разная бумага!» приложение № 10 Султанова М. |
«Магнитная задачка» приложение № 11 (ст.о № 10) |
февраль |
«Сильный металл» приложение № 12 (ср л № 10) |
«Откуда пришел звук?» приложение № 13 (ст.о № 4) |
«Полиэтиленовый мир» приложение № 14 (ст.о № 12) |
«Почему зажигается фонарик?» приложение № 15(ст.о№ 14) |
март |
«Растим лук» приложение № 16 (ст.з № 11) |
«История применения глины» приложение № 17 (ст.з № 13) |
«Друзья древесины» приложение № 18 (ст.з № 10) |
«Как увидеть и услышать электричество?» приложение № 19 Дыбина О. стр99 «неизв рядом» |
апрель |
«В гостях у березки» приложение № 20 |
«Солнечная система» приложение № 21 (ст з № 5) |
«Сминаем — разминаем…» приложение № 22 (ср.л № 12) |
«Почему листья зеленые?» приложение № 23 (ст.о№ 2) |
май |
«Раз польем, два польем…» приложение № 24 (ст.о № 16) |
«Большой — значит тяжелый?» приложение № 25 (ст. з № 4) |
«Для чего растениям воздух?» приложение № 26 (ст.з № 16) |
Мониторинг |
- Мониторинг уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Мониторинг — система мероприятий, позволяющих организовать постоянное отслеживание изменений в образовательном процессе с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Целевые установки, связанные с поддержкой личностного становления, определяют курс на решение задач индивидуализации обучения, реализации идей дифференцированного подхода. Система мероприятий педагогической диагностики в ДОУ — органичная часть целостного образовательного процесса, его направляющей.
Согласно ФГОС ДО в детском саду предусматривается оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с определением эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
– индивидуализации образования (в т. ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
– оптимизации работы с группой детей.
Методы в системе мониторинга:
– педагогическое наблюдение;
– анализ результатов продуктивной деятельности детей.
Направление |
Цель |
Форма проведения (методика) |
1.Изучение особенностей деятельности экспериментирования |
1.1 Исследование предпочитаемой деятельности, выявление места детского экспериментирования в предпочтениях детей |
1.1 «Выбор деятельности» (автор Л. Н. Прохорова) |
1.2 Исследование предпочитаемых детьми материалов в процессе экспериментирования, выявление степени устойчивости интересов ребенка. |
1.2 «Маленький исследователь» (автор Л. Н. Прохорова) |
|
1.3 Выявление уровней овладения экспериментальной деятельностью детей в процессе наблюдения за их самостоятельной деятельностью |
1.3Критерии оценки уровня овладения экспериментальной деятельностью: —отношение к экспериментальной деятельности (интерес, активность, самостоятельность) — целеполагание и прогнозирование; — планирование; — реализация; — рефлексия (автор Л. Н. Прохорова) |
|
2. Изучение проявления дошкольниками познавательного интереса |
2.1 Определить детские предпочтения деятельностей и материалов в группе |
Наблюдение за детьми в группе |
2.2 Выявление напряженности познавательной потребности |
«Таинственное письмо» (Автор А. М. Прихожан) |
|
2.3 Выявление наличия, силы и устойчивости познавательной потребности |
Анкета «Познавательная потребность дошкольника» (автор В. С. Юркевич, модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту Э. А. Барановой) |
1-енаправление
Цель: изучение особенностей деятельности экспериментирования у детей дошкольного возраста
1.1 Методика «Выбор деятельности»
Цель: исследование предпочитаемой деятельности, выявление места детского экспериментирования в предпочтениях детей.
Материал: на картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности (игровая, чтение книг, изобразительная, детское экспериментирование, труд в уголке природы, конструирование из разных материалов).
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Первый выбор — 1 балл, второй выбор — 2 балла, третий выбор — 3 балла, четвертый выбор — 4 балла, пятый выбор — 5 баллов, шестой выбор — 6 баллов. Чем меньше баллов набирает деятельность, тем чаще дети ее выбирают.
Результаты оформляются в таблицу.
№п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Выбор деятельности |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
1.2 Методика «Маленький исследователь»
Цель: исследование предпочитаемых детьми материалов в процессе экспериментирования, выявление степени устойчивости интересов ребенка.
Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами. Ребенку предлагается осуществить последовательно все выборы: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься? Выбери, куда бы он отправился в первую очередь». Все шесть выборов фиксируются в протоколе цифрами от 1 до 6. За первый выбор засчитывается 1 балл, за второй выбор — 2 балла, за третий выбор — 3 балла, за четвертый выбор — 4 балла, за пятый выбор — 5 баллов, за шестой выбор — 6 баллов. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляются в таблицу.
№п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Выбор деятельности |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
1.3 Оценка уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Цель: выявление уровней овладения детьми экспериментальной деятельностью в процессе наблюдения за их самостоятельной деятельностью.
Критерии оценки уровней овладения экспериментальной деятельностью:
- Отношение к экспериментальной деятельности (интерес, активность, самостоятельность)
- Целеполагание и прогнозирование.
- Планирование.
- Реализация.
- Рефлексия.
На основании критериев были определены уровни освоения детьми экспериментированием.
2-е направление
Цель: Изучение проявления дошкольниками познавательного интереса.
1.4 Наблюдение за детьми в группе
Цель: определить предпочтения детей в деятельности и материалах в группе.
Наблюдение проводится методом срезов (с шагом в 15 мин) в течение недели. Фиксируются деятельность и материалы, которыми занимается ребенок по собственному выбору.
1.5 Методика «Таинственное письмо»
Цель: выявление напряженности познавательной потребности.
Материал: «письмо», в котором несколько слов зашифровано, внизу листа прилагается шифр (буквы могут быть зашифрованы цифрами, геометрическими фигурами, цветом и т. д.).
Описание проведения. За пять минут до окончания занятия экспериментатор говорит, что пришло письмо. От кого оно — неизвестно. Несколько слов в письме зашифровано. Внизу на листочке приложен шифр. Каждому ребенку дается листочек с письмом. Под руководством экспериментатора расшифровывается первое слово. Расшифрованное слово отмечается на листочке. Через 10 мин экспериментатор предлагает желающим расшифровать оставшиеся слова и узнать, от кого пришло письмо. Нежелающие могут сдать листочки.
Обработка данных. Оценивается напряженность познавательной потребности на основе следующих критериев: интерес к предложенной деятельности, возврат к расшифровке письма.
1.6 Анкета «познавательная потребность дошкольника»
Цель: выявление наличия, силы и устойчивости познавательной потребности.
Материал: стандартизированная анкета, включающая 7 вопросов, адресованных взрослым, имеющим отношение к воспитанию ребенка.
Описание проведения. Испытуемым дается анкетный лист с вопросами и предлагается ответить на них, выбрав один из вариантов ответов.
Обработка данных. Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов:
– 27–35 баллов — познавательная потребность выражена сильно;
– 17–26 баллов — умеренно;
– Менее 17 баллов — слабо.
Содержание работы кружка «Занимательные опыты»
Совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста организуется 1 раз в неделю — 25–30 мин.
Структура проведения игры — экспериментирования:
- Постановка цели, формулирование проблемы.
- Выдвижение предложений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
- Проверка гипотез (опыты, эксперименты).
- Подведение итогов, вывод.
- Фиксация результатов деятельности.
- Вопросы детей.
Вариативные формы, способы, методы исредства реализации программы
При реализации программы педагог должен:
– Соблюдать следующие гуманистические принципы педагогического сопровождения:
- доброжелательное отношение к детям;
- индивидуальный подход;
- учет интересов каждого ребенка;
- поддержка и установка детей на успех;
- поощрение детской самостоятельности и инициативы;
- субъект — субъектное взаимодействие с детьми.
– Ежедневно планировать образовательные ситуации, обобщающие практический и познавательный опыт детей;
– Совместно с детьми определять единые правила поведения в центре экспериментирования, способствующие личной безопасности, поддерживанию интереса к поисковой деятельности;
– Организовывать тесное и плодотворное сотрудничество с родителями воспитанников, направленное на решение задач по формированию у них познавательного интереса.
Формы образовательной деятельности |
|
Организованная образовательная деятельность |
Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей |
|
Подгрупповые, групповые |
Индивидуальные, подгрупповые |
Образовательная область «Познавательное развитие» Задача: развитие познавательно — исследовательской деятельности |
|
Викторины; Наблюдение; Рассматривание, обследование объекта; исследовательская деятельность; игра — экспериментирование; Проблемные ситуации; Целевые прогулки, экскурсии; Беседы познавательного характера; Чтение; Развивающая игра; Интегративная деятельность; Создание коллажей, выставок; Проектная деятельность; Просмотр фильмов, презентаций; Досуги, развлечения; Mimio — проекты |
Во всех видах самостоятельной детской деятельности; Игры с природными материалами; Настольно — печатные игры; Опыты и эксперименты; Наблюдения4 Дневник наблюдений; Пиктограммы, рабочие листы; Составление алгоритмов действий; Фиксация результатов деятельности |
- Организация развивающей предметно— пространственной среды
Важным условием развития познавательных интересов дошкольников в деятельности экспериментирования являются рационально организованная развивающая предметно — пространственная среда, самостоятельная деятельность детей в этой среде, а также специально организованная совместная деятельность педагога с детьми (кружок). Предметно — пространственная среда обеспечивает возможности для практического исследования объектов, стимулирует развитие ребенка, предоставляет возможности для общения. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Основным развивающим моментом среды является ее проблемность: информацию об объектах ребенок получает постепенно, в процессе взаимодействия с ними. Предоставление детям широкого набора материалов и инструментов для самостоятельной работы является одним из наиболее эффективных методов реагирования на спонтанное проявление интересов детей.
Развивающая предметно — пространственная среда должна соответствовать следующим показателям:
– Динамичность (периодическая сменяемость материалов);
– Насыщенность (разнообразие, полнота содержания)
– Доступность (организационная — удобство для действия; возрастная — соответствие возрасту детей);
– Развивающий характер, стимулирующий активность и самостоятельность ребенка;
– Эстетичность оформления;
– Наличие материалов, пособий, направленных на развитие познавательного интереса (игротека с экологическим содержанием, познавательная литература, материалы для экспериментирования)
Очень важно продумать развивающую предметно — пространственную организацию среды, так как многих детей экспериментирование начинает привлекать тогда, когда ребенок видит необычный предмет, инструмент. Внешний стимул сильно влияет на выбор деятельности ребенком. Оставленные на виду материалы стимулируют детей к деятельности в рамках определенной темы, при этом остается возможность для выбора направления деятельности. Характерной особенностью дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Это должно учитываться при организации среды: в нее вносится содержание, расширяющее личный опыт ребенка.
Пространственная среда группы, кабинета предоставляет детям возможность для самостоятельного изучения окружающих предметов, стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения. Взрослый является равноправным партнером детей в их исследовательской деятельности, оказывает им необходимую помощь. Перед педагогом стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов и окружающих материалов, помогающих познавать окружающий мир.
Для детского экспериментирования требуется много материала и оборудования.
Содержание уголка по экспериментированию:
№ п/п |
Материал |
5 -7 лет |
1 |
Природный материал |
Минералы, уголь, птичьи перья, пух, мох, шерсть |
2 |
Приборы — помощники |
Микроскоп, чашечные весы, песочные часы (на 1,2,3,5 мин), компас, мерные кружки, разные счеты, набор гирь, секундомер, условные мерки |
3 |
Технические материалы |
Винты, гайки, болты, гвозди |
4 |
Фиксация результатов |
|
5 |
Бросовый материал |
Кусочки поролона, меха; поддоны от шоколадных конфет; пробки, лоскутки ткани, проволока; предметы деревянные, пластмассовые, металлические; кусочки кожи |
6 |
Разные виды бумаги |
Обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная, копировальная и др. |
7 |
Красители |
Пищевые, ягодный сироп, акварельные краски, гуашь и другие безопасные красители |
8 |
Медицинские материалы |
Пипетки, колбы, пинцеты, пробирки, шпатели, палочки деревянные, вата, мензурки, воронки, шприцы (без игл), марля, мерные ложки, резиновые груши разного объема |
9 |
Прочие материалы |
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема; пластиковые бутылки, стаканы, ведерки; зеркала, воздушные шары, виниловые пластинки, зубочистки, мука, соль; цветные и прозрачные стекла; формочки, поддоны, плоское блюдо, стеки, сито, спичечные коробки, нитки, пуговицы, соломинки для коктейля и т. д. |
10 |
Игровое оборудование |
Ванна для игр с водой и песком; водяная мельница; теневой театр, театр на магнитах, игра «Рыбалка» на магнитах |
11 |
Дополнительные материалы |
– Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов; – Клеенчатые передники; – Полотенца; – Мультимедийный проектор – Видеофильмы – Коллекции, гербарий; – Аудиозаписи; – Фотоматериалы – Тематические альбомы |
Создание специальных условий для детского экспериментирования в условиях ДОУ расширит возможности детского экспериментирования и будет позитивно влиять на развитие интереса детей к этой деятельности.
- Приложение
Приложение №20
«В гостях уберезки»
занятие составлено Малеевой С. П. для конкурса «Лесенка успеха»
Программное содержание: Развивать познавательную активность, экологическую культуру старших дошкольников; активировать знания детей о берёзе, показать её значимость в жизни людей; развивать элементы исследовательской деятельности; поддерживать интерес к жизни природы, развивать любознательность. Развивать у детей умение обобщать, желание наблюдать и формировать представления об основных потребностях дерева в свете, тепле, воздухе и воде. Развивать коммуникативные навыки. Воспитывать бережное отношение к деревьям.
- Воспитатель в образе Старичка Лесовичка:
— Я — Старичок — Лесовичок. Ребята, хотите отправиться со мной в лес, в гости к символу русской природы — березке? Вы узнаете много нового и интересного.
- Дети садятся на «бревно». Просмотр видеосюжета «Люблю березку русскую…» http://youtu.be/84x8VwgkiSw
Русская берёзка... Её можно встретить везде. Она первая заселяет новые места и украшает лес своими кружевными кронами. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз. Кто знает, как называется такой лес? (Берёзовая роща)
—К какому виду растений относится береза? (дерево)
—Назовите части дерева. (корни, ствол, крона (ветки, листья, цветы и плоды).
—Скажите, какой корень, ствол, ветки?
—Чем покрыт ствол? (корой — берестой)
Хотите исследовать, изучить подробно бересту?
- Исследовательская деятельность детей.
На столах в лотках на каждого ребенка кусочек бересты.
а) потрогайте, погладьте кору (гладкая, ровная)
Эти свойства человек использовал в древности, когда не было бумаги, для письма и рисунков. Нарисуйте свой рисунок на коре.
б) намочите в воде, налив сверху немного воды. Вывод: береста не пропускает воду.
в) погните, поломайте, порвите кору. Вывод: гибкая, прочная.
Все эти свойства бересты стали служить человеку в его жизни.
- Народности Севера и Дальнего Востока использовали берёсту для изготовления лодок и сооружения жилищ — чумов
- При сухой перегонке белой коры образуется дёготь. Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. В старину им смазывали ступицы тележных колёс для уменьшения трения.
- Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота).
Посмотрите, как выглядят эти изделия.
- Физминутка.
Есть в лесу три полочки-
Березы, березки и березоньки.
На березах лежат небеса,
На березках — птичьи голоса,
Внизу на ветках — чистая роса.
- С давних времен березу считали лекарем. Берёзу смело можно назвать «Зелёной аптекой», так как все части этого дерева обладают целебными свойствами.
– Уже давно известно, что берёза — дивный лекарь. Настой берёзовых листьев помогает при заболеваниях почек, ревматизма, лишаях.
– При простуде пьют чай из берёзовых почек.
– Спиртовая настойка почек помогает при ломоте в суставах и пролежнях.
– Берёзовый дёготь используют для лечения кожных заболеваний.
– Берёзовый сок пьют при ревматизме, отёках.
– А какая русская баня без берёзового веника? Именно им лечат издавна все простудные заболевания.
Педагог демонстрирует медицинские препараты: деготь, березовые почки, мазь Вишневского.
- Малоподвижная игра «Посчитай — ка»
Ребята, отгадайте загадку:
Под березой старичок, на нем бурый колпачок. (Подберезовик)
Соберите грибы в корзинку и сосчитайте их.
- Составление модели условий для роста деревьев.
—Мы убедились, что береза приносит огромную пользу человеку. Ребята, расскажите, какие условия нужны для роста деревьев, и на доске составим эту модель.
(Свет, тепло, вода, ветер, птицы, насекомые, дождевые черви)
—Какие правила должен соблюдать человек, отправившись в лес?
- Рассматривание репродукций
http://youtu.be/SwBBE2zM--U (Есенин Стихотворение)
Звучит песня «Во поле береза стояла».
wmv http://youtu.be/AvDZQWpJzYU
—Приглашаю вас в лесную картинную галерею, где собраны репродукции картин великих художников, с изображением березок в разное время года.
- Итог.
—Понравилось в гостях у березки?
—Что нового узнали о лесной красавице?
Я дарю вам раскраску, раскрасьте березу в разное время года.
Литература:
- Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности. Парциальная программа «Любознайка» /авт. — сост.: Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. — СПб.: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2018.
- Дыбина О. В., Щетинина В. В., ПоддъяковН. Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно — исследовательской деятельности дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. — 2 изд., перераб. И доп. –М.: ТЦ «Сфера», 2017.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Под ред. О. В. Дыбиной. — 2 изд., перераб. И доп. –М.: ТЦ «Сфера», 2017.
- «Опыты и эксперименты с веществами и материалами», средняя группа, «Лето», технологические карты. ООО издательство «Учитель»
- «Опыты и эксперименты с веществами и материалами», старшая группа, «Осень», технологические карты. ООО издательство «Учитель»
- «Опыты и эксперименты с веществами и материалами», старшая группа, «Зима», технологические карты. ООО издательство «Учитель»
- Вахрушев А. А. Пособие по ознакомлению с окружающим миром «Здравствуй мир». — М.: Баласс, 2009. — 80с.
- Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. — 207с.
- Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. — М.: ВАКО, 2005. — 240с.