Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника
Авторы: Емельянова Наталья Вячеславовна, Китик Ирина Владимировна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (27) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 01.12.2019
Статья просмотрена: 251 раз
Библиографическое описание:
Емельянова, Н. В. Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника / Н. В. Емельянова, И. В. Китик. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4676/ (дата обращения: 19.12.2024).
Морскими песками
Песочницы полны,
Я глажу руками
Песочные волны.
В песочных волнах
Провести я готов
Немало счастливых
Песочных часов!
А. Орлова
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях. В песочнице возможно все, а порой даже и больше, чем в целом кабинете игротерапевта: могут «бушевать ураган», идти «строительство небоскреба», «растянуться пустыня» или «расцвести сад» и многое другое. Песочница может стать школьной доской и альбомом для рисования, полем для экспериментов и опытов.
Для маленького ребенка песочница — это целый мир. С его помощью можно раскрыть ребенку любую лексическую тему, предоставить возможность потрогать явления окружающего мира, научить через собственный опыт сотрудничеству.
Кинетический песок — эта разновидность песка появилась на мировом рынке недавно. В 2013г. Кинетический песок на российский рынок представила швейцарская компания. Разработчики компании, с одной стороны, не сделали ничего необычного, потому что взяли 98 % обычного чистого кварцевого песка, а с другой стороны — они совершили чудо, наделив песок качественно новыми и необычными свойствами, добавив 2 % силиконовых полимерных материалов. В результате получился песок, который «оживает» в руках. Он удивительным образом совмещает в себе свойства сухого и влажного песка. Он легко приобретает форму, удерживает ее и так же легко режется, рассыпается, утекая между пальцев. Песчинки не убегают друг от друга, а легко собираются вместе, оставляя рабочую поверхность и руки чистыми. Обычный песок можно недолить или перелить водой, и он потеряет свою возможность создавать и удерживать форму, а в кинетическом песке пластичность заложена как постоянное свойство. Благодаря этому кинетический песок может быть использован без песочницы. Достаточно обычного подноса, и игру можно устроить прямо на столе. Взаимодействуя с кинетическим песком, ребенок испытывает массу тактильных ощущений.
Еще одно преимущество кинетического песка — это то, что он не прилипает к рукам. Сама его приятная текстура, податливость сразу располагают к себе большинство детей
Кинетический песок сразу приобрел популярность и начал активно использоваться в творческих занятиях, организованной и свободной игровой деятельности детей.
В уходе кинетический песок не требует много внимания. Срок его хранения достигает нескольких лет. Он может быть просеян и промыт так же, как и природный. Это не повлияет на его свойства.
Для облегчения процесса адаптации в нашей группе песочные игры с малышами проводятся с разными целями:
– Приёмы песочной терапии снимают эмоциональное напряжение.
– Способствуют развитию мелкой моторики рук. Игровые действия с мелкими предметами стимулируют важные рецепторы на кончиках пальцев. Поиск игрушек в песочнице, выдавливание лунок и узоров ладошками способствуют интеллектуальному развитию малышей.
– Формируют исследовательские умения. Под руководством воспитателя ребёнок узнаёт о свойствах кинетического песка: лепится, не рассыпается, изучает различные формы (кубики, шары, цилиндры), животных, растения (играя в фигурки или делая куличики).
– Формируются дружеские взаимоотношения между детьми, умение общаться друг с другом.
Организационные условия, позволяющие реализовать систему занятий, предполагают, наличие соответствующего оборудования для кинетического песка следует использовать специальные резиновые песочницы или широкие лотки. Дополнительно соберите игровые наборы: Формочки для песочницы, совки, ложки, грабельки. Маленькие фигурки, камешки, ракушки, цветные крышечки. Предметы, которые оставляют интересные отпечатки (рельефная скалка).
Магнитофон для проведения релаксационных упражнений, а также для создания фона во время игр.
При работе с детьми мы использовали простые упражнения, которые основываются на таких особенностях детей раннего возраста, как: эмоциональность, впечатлительность, способность быстро заражаться, как положительными, так и отрицательными, эмоциями от взрослых и сверстников и подражать их действиям.
Игровые занятия с кинетическим песком в образовательной деятельности проводятся два раза в неделю, игры с кинетическим песком в свободной деятельности проводились после сна по желанию детей.
Тема: «Цветочная поляна»
Цели: — Формировать умение различать предметы по цвету;
– развивать память, мышление, восприятие цвета;
– развивать умение снимать мышечное напряжение.
Содержание:
- Приветствие. Воспитатель. Сегодня мы с вами сможем побывать в сказочной стране, которая находится в нашей песочнице. Давайте отправимся в путешествие на поезде. Каждый из нас станет «вагончиком». Возьмитесь рукой за ленточку. Какого она цвета? (Красного) Отправляемся в путь:
Паровоз, паровоз, маленький, блестящий.
Он вагоны повез, будто настоящий.
- Упражнение «Здравствуй, песок».
Вот мы с вами прибыли в Песочную страну.
— Из чего она состоит? (Из песка)
—Давайте его потрогаем. Какой он?
— А теперь давайте с ним поздороваемся. Дотронемся до него каждым пальчиком одной ручки, а потом — другой. Теперь всеми пальчикамисразу.
Упражнение на цветовое различие.
- Упражнение «Цветные крышечки». Воспитатель. Сегодня мы с вами в нашей Песочной стране будем сажать цветы. Давайте вспомним, какого цвета был паровозик, на котором мы приехали. (Красного)
— Посмотрите, у меня в коробочке много крышек разного цвета. Выберите себе только красные крышечки, из которых мы выложим цветы.
Дети выполняют задания по показу педагога.
- Упражнение «Бусинки». Воспитатель. Сейчас мы с вами будем собирать бусы.
Каждый ребенок собирает бусы одного цвета.
— Назовите, какого цвета у каждого из вас получились бусы. (Ответы детей)
- Упражнение «До свидания, песок». Воспитатель. Давайте вспомним, как мы здоровались с песком. А теперь также попрощаемся с ним.
- Прощание. Воспитатель. На каком паровозике мы прибыли в песочную страну? (На красном)
— Посмотрите, а на паровозике, какого цвета мы отправляемся обратно?
Педагог показывает желтую ленточку.
—Возьмитесь за желтую ленточку и … «поехали»!
Паровоз, паровоз, маленький, блестящий.
Он вагоны повез, будто настоящий.
- Рефлексия.
Беседа по вопросам:
— Что вам понравилось в нашем путешествии?
— Какое у вас сейчас настроение?
Дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение.
В результате использования занятий с «живым» песком мы наблюдали положительные изменения. У детей значительно повысился общий эмоциональный фон, познавательная и игровая активность.
Литература:
- Зеленцова — Пешкова Н. В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста.- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2015.- 96с.
- Федосеева М. А. Занятия с детьми 3–7 лет по развитию эмоционально — коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. — Волгоград: Учитель,2015.-122с.