Педагогические возможности ТРИЗ-технологии в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (27) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 02.12.2019

Статья просмотрена: 247 раз

Библиографическое описание:

Половодова, Л. С. Педагогические возможности ТРИЗ-технологии в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста / Л. С. Половодова, Г. И. Мальцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4678/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматриваются феноменологические характеристики и развивающие возможности ТРИЗ-технологии в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Опираясь на современные исследования ТРИЗ технологии описываются подходы и приемы, применяемые в образовательном процессе дошкольных учреждений.

Ключевые слова: связная речь, связная монологическая речь, ТРИЗ-технология.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одной из главных задач образовательной области «Речевое развитие» является развитие связной речи дошкольника. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. В формировании связной речи значительную роль играет связь речевого и умственного развития детей. Формирование связной речи ребенка дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с усвоением звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя языка. Так же от уровня овладения связной речью во многом зависит успешность обучения детей в школе и их социальная адаптация.

Основная задача связной речи — заложить фундамент поликультурной личности, обладающей коммуникативной компетентностью и способностью налаживать общение с окружающими при помощи речевых средств. Связная речь осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

По мнению Л. С. Выготского, монологическая речь является высшей формой речи, которая исторически развивается позднее, чем диалог. Успешное овладение монологической речью подразумевает целенаправленное обучение, формирование определенных навыков построения связных текстов. Важным условием развития монологической речи детей является формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений, на основе чего у них развивается произвольность построения развернутого высказывания.

В дошкольном возрасте выделяют три основных вида монологической речи: повествование, описание и рассуждение, которые в свою очередь, подразделяются на ряд подвидов, имеющих свои языковые и интонационно выразительные особенности. Могут встречаться и смешанные формы, т. к. нельзя требовать от детей чистого описания, рассуждения или повествования. Важную роль в процессе развития связной монологической речи детей дошкольного возраста играет поиск и выбор педагогических технологий в обучении дошкольников.

Современные исследования Е. А. Бабаевой, И. Н. Воеводиной выявляют недостаточность использования только традиционных методик при обучении детей дошкольного возраста монологической речи, главные причины недостатка, состоят в том, что ведущая роль в обучении предполагается взрослому, а обучение носит воспроизводящий характер. Исследователи, опираясь на требования ФГОС, подчеркивают мысль о том, что педагогам необходимо рассматривать детей как активных участников образовательного процесса. С целью развития способностей и творческого потенциала детей следует повышать мотивацию детей, делать процесс обучения интересным и эмоционально насыщенным.

В связи с вышеизложенным необходим поиск нестандартных, инновационных технологий. В этом контексте применение ТРИЗ технологии в образовательном процессе дошкольных учреждений становится в настоящее время все более актуальным, где на первое место выходит продуктивная деятельность детей — самостоятельный и активный поиск с правом выбора, который предоставляет взрослый. Разработанные алгоритмы ТРИЗ технологии достаточно легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить мотивацию детей и уровень развития связной монологической речи.

Речевая инициатива ТРИЗ технологии дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая связную речь. ТРИЗ-технология учит детей коммуникации, развивает познавательный интерес, преподносит им новую информацию, в доступной для них форме. При работе с творческими задачами у детей повышается уровень речевого развития. ТРИЗ технология формирует у детей словесно-логическое мышления, мотивирует на проявление творчества, создает условия для обогащения словаря детей, повышает продуктивность овладения всеми языковыми средствами. Детям легче дается умение сравнивать и обобщать предметы, которые их окружают.

Отличительная особенность ТРИЗ технологии от традиционного обучения заключается в том, что она с помощью алгоритмов и моделей учит детей фантазировать, сочинять сказки, формирует важнейшее качество современного творческого человека — любознательность. Дети учатся не просто быть слушателем различных текстов, а становятся активными составителями новых сюжетов, являются творцами.

Наиболее яркими представителями дошкольной ТРИЗ технологии являются такие учёные, как А. А. Гин, В. Ф. Богат, А. М. Страунинг, М. Н. Шустерман, А. П. Кашкаров чьи научные статьи, методические разработки и книги легли в основу программ, применяющихся в детских дошкольных учреждениях.

Цель ТРИЗ технологии обучить детей мыслить системно, понимать происходящие вокруг процессы, решать возникающие проблемы, иметь высокие коммуникативные способности и развитую связную речь.

В. Ф. Богат в своих исследованиях в основу ТРИЗ-технологии определяет:

− методы и приемы, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции и развить творческое воображение;

− алгоритмы решения проблем, основанные на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач;

− воспитательную систему, построенную на теории развития творческой личности.

В ТРИЗ технологии для обучения детей дошкольного возраста монологической связной речи используются:

− приемы развития выразительности речи (игры и творческие задания для обучения детей составлению сравнений, метафор, загадок);

− приемы составления рифмованных текстов («складные картинки», «придумай рифмованное слово», «придумаем рифмованные строчки», «составление лимериков», «сочиняем разные лимерики», «стишок про нас», «придумаем стишок про занятия»).

− приемы обучения детей составлению творческих рассказов по картине («описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств», «составление загадок и метафор по картине», «преобразование объектов на картине во времени», «составление рассказов от лица разных объектов картины», «смысловая характеристика картины»);

− приемы обучения составлению логических рассказов по серии картинок («Паровозик из картинок», «Назови место, где происходят события», «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает»);

− приемы обучения составления текстов сказочного содержания (составление сказок с помощью метода «каталога», составление сказок динамического типа, составление сказок описательного типа, составление сказок конфликтного типа, методика «Сказка, отворись!");

− приемы обучения высказываний типа рассуждений (развивающие игры на основе линейной задачи «да — нет»).

Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко в своей работе «Технологии развития связной речи дошкольников» разработали авторские приемы ТРИЗ технологии, используя определенные модели, на основе которых составляется текст. Модель — это высокий уровень абстракции. По мнению исследователей, работа по обучению дошкольников составлению текстов в условиях детского сада должна быть организована по двум направлениям:

1. Организация игры и творческих заданий, позволяющих детям усвоить различные варианты действий и взаимодействий объектов, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик. На этом этапе дети познают выразительные средства речи.

2. Создание педагогических условий для усвоения детьми составления текстов, используя следующие методы ТРИЗ-технологии: метод «Каталога», метод «Морфологического анализа», метод «Волшебного треугольника», метод «Системного оператора», модель составления сказок с помощью ТПФ.

Авторы предлагают новый подход к обучению детей связной монологической речи. Основным моментом в предлагаемом подходе является то, что обучение детей основывается на постулатах ТРИЗ педагоги: принципе объективности, принципе противоречия, принципе конкретности. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Деятельностный подход ТРИЗ технологии требует от педагога насыщенного межличностного взаимодействия с детьми, а именно: обладания личностно-профессиональным опытом; принятие любых детских суждений, действительного, а не поддельного интереса к умозаключениям ребенка; умения в ходе обсуждения не подавлять мнение детей; спокойного восприятия возможных ошибок в фактах и в логике рассуждения; умения увидеть работу воспитанника, деликатно поддержать, направить к поиску новых результатов; без оценочного принятия личности ребенка, позволяющего воспринимать ход его мыслей, его пристрастия, чувства.

При этом обучение должно включать в себя следующую последовательность действий:

  1. Сообщение необходимых знаний.
  2. Формирование умений на репродуктивном уровне: демонстрация деятельности в целом и по элементам; организация отработки умений в упрощенных условиях; организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью ребенка с воспитателем.
  3. Переход к поисковой (продуктивной) фазе: организация проблемных ситуаций — решение конкретных задач (имитационное моделирование); обязательный анализ своей деятельности (рефлексия).

На практике встречаются различные модели использования ТРИЗ — инструментария, которые могут быть эпизодическими и системными.

Можно выделить следующие модели:

  1. Использование в личной практике отдельных инструментов или методик, применяемых в ТРИЗ-технологии. Весь же остальной материал даётся по традиционной методике.
  2. Специальный курс с применением ТРИЗ-технологии, в процессе реализации которого дети изучают основы ТРИЗ как отдельную образовательную дисциплину.
  3. Интеграция общей образовательной программы с дополнительной программой формирования навыков творческой деятельности в основе которой лежит ТРИЗ технология.

Вероятно, что четвёртая модель — наиболее перспективна и результативна, но и наиболее сложна по внедрению.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что ТРИЗ технология в образовательной деятельности помогает педагогу развивать у детей: связную речь, индивидуальные возможности и творческие способности, самостоятельность в получение знаний, познавательный интерес, навыки продуктивной совместной работы в группе. Полученные качества помогают детям в дальнейшем проявлять интерес к обучению, познавательная потребность становится мотивацией к познавательной активности. Эффективность ТРИЗ технологии заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования связной монологической речи и навыков решения проблем у детей.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Корзун А. В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. — Минск, 2000г.-97с.
  3. Сидорчук Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников: метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений) / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. — Ульяновск, 2005. — 64 с. — Библиогр. С.62–64.
  4. Ушакова О. С. Струнина Е. М., Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013г.-217с.
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, ребенок, связная монологическая речь, дошкольный возраст, обучение детей, монологическая речь, составление сказок, образовательный процесс, мотивация детей, познавательный интерес.

Похожие статьи

Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена созданию инновационной модели развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. Технологичность представлена упорядоченным содержанием, специально организованными педагогическими методами и приемами по развитию речи дошко...

Лэпбук как один из способов моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС

В статье предлагается общей обзор использования лэпбука в учебно-воспитательном процессе ДОО, особенности и его положительные стороны применения. Приведены результаты экспериментально-диагностического исследования уровня развития творческого мышления...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста

В статье обоснована значимость диагностического аспекта изучения усвоения детьми дошкольного возраста звуковой стороны речи, описан диагностический инструментарий и анализ, в котором представлены результаты диагностического исследования усвоения звук...

Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения

Статья посвящена применению арт-педагогических технологий и возможностей данных технологий для решения ряда психолого-педагогических задач в дошкольных учреждениях. В статье рассматривается сущность понятия арт-педагогических технологий, задачи, функ...

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности использование игровых задач и игровых ситуаций как основных средств для развития диалогической речи у детей. Кратко раскрыты основные мысли исследователей по данной...

Изучение устной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В данной статье раскрывается значение устной речи для полноценного и всестороннего развития младших школьников с нарушениями слуха, описаны особенности устной речи у данной категории детей. Представлены результаты констатирующего эксперимента по изуч...

Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры

Данная статья освещает проблемы развития звуковой культуры речи дошкольников старшего возраста в системе учебно-воспитательного процесса дошкольного образования. В статье рассматриваются этапы усвоения и формирования звуковой стороны языка, системати...

Развитие коммуникативных способностей обучающихся средней школы средствами дидактических игр

В статье рассматривается возможность использования дидактических игр для развития коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена общеобразовательной школы. Делается вывод о том, что дидактические игры обладают высокой степенью наглядности и...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий

В статье описан опыт использования здоровьесберегающих технологий в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Раскрыты различные подходы к понятию здоровьесберегающих технологий. В статье выделены цель и задачи, изучаемой технологии. Рассмот...

Похожие статьи

Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена созданию инновационной модели развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. Технологичность представлена упорядоченным содержанием, специально организованными педагогическими методами и приемами по развитию речи дошко...

Лэпбук как один из способов моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС

В статье предлагается общей обзор использования лэпбука в учебно-воспитательном процессе ДОО, особенности и его положительные стороны применения. Приведены результаты экспериментально-диагностического исследования уровня развития творческого мышления...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста

В статье обоснована значимость диагностического аспекта изучения усвоения детьми дошкольного возраста звуковой стороны речи, описан диагностический инструментарий и анализ, в котором представлены результаты диагностического исследования усвоения звук...

Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения

Статья посвящена применению арт-педагогических технологий и возможностей данных технологий для решения ряда психолого-педагогических задач в дошкольных учреждениях. В статье рассматривается сущность понятия арт-педагогических технологий, задачи, функ...

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности использование игровых задач и игровых ситуаций как основных средств для развития диалогической речи у детей. Кратко раскрыты основные мысли исследователей по данной...

Изучение устной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В данной статье раскрывается значение устной речи для полноценного и всестороннего развития младших школьников с нарушениями слуха, описаны особенности устной речи у данной категории детей. Представлены результаты констатирующего эксперимента по изуч...

Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры

Данная статья освещает проблемы развития звуковой культуры речи дошкольников старшего возраста в системе учебно-воспитательного процесса дошкольного образования. В статье рассматриваются этапы усвоения и формирования звуковой стороны языка, системати...

Развитие коммуникативных способностей обучающихся средней школы средствами дидактических игр

В статье рассматривается возможность использования дидактических игр для развития коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена общеобразовательной школы. Делается вывод о том, что дидактические игры обладают высокой степенью наглядности и...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий

В статье описан опыт использования здоровьесберегающих технологий в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Раскрыты различные подходы к понятию здоровьесберегающих технологий. В статье выделены цель и задачи, изучаемой технологии. Рассмот...

Задать вопрос