Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Авторы: Воронкова Наталья Владимировна, Силина Татьяна Ивановна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (27) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 04.12.2019
Статья просмотрена: 721 раз
Библиографическое описание:
Воронкова, Н. В. Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста / Н. В. Воронкова, Т. И. Силина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4696/ (дата обращения: 16.11.2024).
Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей.
М. Монтессори
Дошкольный возраст — это важнейший период в становлении личности человека. В соответствии с требованиями ФГОС ДО перед каждым образовательным учреждением стоит задача в создании условий для развития у дошкольников умения добывать знания из источников, мыслить самостоятельно и творчески. Основные задачи, которые поможет решить Федеральный государственный образовательный стандарт, это создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Предметно пространственная развивающая среда формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования, учитывается также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач.
Каждый ребенок неповторим, обладает только ему свойственными индивидуальными чертами и особенностями, интересами и способностями. Чтобы добиться хороших результатов в воспитании детей, важно это знать и учитывать. Педагогу необходимо постоянно вести наблюдения за деятельностью детей, своевременно замечать происходящие изменения в их развитии. Дети по своей природе — исследователи. Им интересно все, внимание всегда направлено на то, что интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Познавая новое, ребенок реализует себя самостоятельно, приобретает навыки и умения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить ребенку поддержку в становлении чувства уверенности, развивать в ребенке самоуверенность, утверждаться в себе как в активном деятеле и развитии собственного образа «Я». Наши наблюдения показали, у детей появляется любознательность и интерес. Обучение становится более интересным за счет того, что не мы передаем детям свои знания, а ребенок добывает их сам в самостоятельной деятельности. Ребенок является «строителем» самого себя. Познавая новое, он самостоятельно реализует себя, сам приобретает новые навыки и умения.
Сухомлинский В. А. утверждал: «Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями». [3]
Для того, чтобы дети экспериментировали, самообразовывались и добывали сами знания, мы постарались создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.
В центр «Экспериментов» мы поместили «Сундучок исследователя». В него собрали принадлежности для несложных опытов и экспериментов: лупу, мерные ложки, стаканчики для измерения и взвешивания. Содержимое «Сундучка исследователя» дети могли изменить сами, добавив туда те предметы, которые, по их мнению, нужны были им для опытов и исследований.
В центре «Песок — вода» мы показали детям алгоритм игр-экспериментов «Ветер по морю гуляет», «Изготовление цветных льдинок», «Надувание мыльных пузырей». Дети с удовольствием «красили» воду в различные цвета. Посмотрев мультфильм «Про маленькую Капельку», дети узнали, какая песенка у воды. Из собственных опытов дети узнали, что вода не имеет запаха, вкуса, что легкие предметы не тонут в воде, а такие тяжелые как камешки — тонут.
К экспериментам с водой добавили игры с песком. Песок и вода обладают психотерапевтическими свойствами, способствуют релаксации. Игры в песочнице развивают у детей тактильную чувствительность, которая является основой «ручного интеллекта». Кроме того, что песок и вода могут просто развлечь ребенка, в играх с песком развиваются все познавательные функции: восприятие, память, мышление, внимание. Самыми популярными у детей стали игры «Цветной песок», «Рисуем пальчиком», «Пересыпание песка», «Песочные часы». Поставленные нами задачи: расширять представления о свойствах песка, развитие речи, мышления, любознательности, решались успешно с помощью центра «Песок- вода». Когда у детей возникали вопросы, мы не всегда торопились с ответом, а давали ребенку время, чтобы дети ответ находили самостоятельно через поиск и опыты.
С помощью экспериментирования детям легче установить закономерности в окружающем нас мире. Детскую любознательность необходимо развивать с раннего возраста, поэтому мы составили основное содержание исследований, направленных на формирование представлений:
О материалах: песок, бумага, ткань, дерево;
О природных явлениях: солнце, вода, снег и ветер;
О мире растений и способах их выращивания из семян, листа или луковицы.
О предметном мире, его закономерностях.
Педагогам необходимо помнить о том, что познавательный интерес у детей должен рождать добрые чувства, быть повернутым в правильное русло. Детям для исследований мы предлагали простые материалы, относящиеся к типу образно — символических, продвигающих ребенка на уровень образного познания мира. Мы предлагали детям наборы разрезных картинок и кубиков: «Животные», «Растения и плоды», «Бытовые предметы», простые сюжетные картинки.
Без педагогического анализа невозможно на научной основе определить задачи. Педагогический анализ является действенным орудием воспитания педагогического коллектива, методической подготовки педагога и оказывает сильное и непосредственное воздействие на конечный результат деятельности. Поэтому, за основу реализации образовательной деятельности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности нами было взято «Планирование содержания образовательной деятельности на языке образовательных действий»
Цели образовательной деятельности |
Действия ребенка(зависят от особенностей образовательной области) |
Знание |
Запоминает, воспроизводит |
Понимание |
Объясняет, рассуждает, делает выводы. |
Применение |
Использует в знакомых ситуациях, в новых условиях, действует по алгоритму |
Анализ |
Сравнивает, различает, упорядочивает, классифицирует, устанавливает связи, раскрывает причины и следствия, находит ошибки |
Синтез |
Планирует, самостоятельно использует знания для решения проблемы, обобщает |
Оценка |
Высказывает суждение, оценивает. |
Таким образом, правильно организованная познавательно-исследовательская деятельность, помогает детям лучше узнать и усвоить общие закономерности природы, создает хорошую почву для развития любознательности у детей. Дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Изменилась роль педагога: главная роль в познавательно-исследовательской деятельности стала принадлежать детям, а у педагога роль помощника, в чьи задачи входит правильно научить ребенка добывать знания, а также наблюдать за достижениями ребенка.
Литература:
- Монтессори М. «Дом ребенка. Метод научной педагогики» [Текст] М. Монтессори — М: Астрель: АСТ.2006.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1351 (ред. от 25.03.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_118580/ (дата обращения 22.12.2017)
- Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» https://www.livelib.ru/author/237524/quotes-vasilij-suhomlinskij