Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (27) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 04.12.2019

Статья просмотрена: 731 раз

Библиографическое описание:

Воронкова, Н. В. Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста / Н. В. Воронкова, Т. И. Силина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4696/ (дата обращения: 19.12.2024).



Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей.

М. Монтессори

Дошкольный возраст — это важнейший период в становлении личности человека. В соответствии с требованиями ФГОС ДО перед каждым образовательным учреждением стоит задача в создании условий для развития у дошкольников умения добывать знания из источников, мыслить самостоятельно и творчески. Основные задачи, которые поможет решить Федеральный государственный образовательный стандарт, это создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Предметно пространственная развивающая среда формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования, учитывается также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач.

Каждый ребенок неповторим, обладает только ему свойственными индивидуальными чертами и особенностями, интересами и способностями. Чтобы добиться хороших результатов в воспитании детей, важно это знать и учитывать. Педагогу необходимо постоянно вести наблюдения за деятельностью детей, своевременно замечать происходящие изменения в их развитии. Дети по своей природе — исследователи. Им интересно все, внимание всегда направлено на то, что интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Познавая новое, ребенок реализует себя самостоятельно, приобретает навыки и умения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить ребенку поддержку в становлении чувства уверенности, развивать в ребенке самоуверенность, утверждаться в себе как в активном деятеле и развитии собственного образа «Я». Наши наблюдения показали, у детей появляется любознательность и интерес. Обучение становится более интересным за счет того, что не мы передаем детям свои знания, а ребенок добывает их сам в самостоятельной деятельности. Ребенок является «строителем» самого себя. Познавая новое, он самостоятельно реализует себя, сам приобретает новые навыки и умения.

Сухомлинский В. А. утверждал: «Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями». [3]

Для того, чтобы дети экспериментировали, самообразовывались и добывали сами знания, мы постарались создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.

В центр «Экспериментов» мы поместили «Сундучок исследователя». В него собрали принадлежности для несложных опытов и экспериментов: лупу, мерные ложки, стаканчики для измерения и взвешивания. Содержимое «Сундучка исследователя» дети могли изменить сами, добавив туда те предметы, которые, по их мнению, нужны были им для опытов и исследований.

В центре «Песок — вода» мы показали детям алгоритм игр-экспериментов «Ветер по морю гуляет», «Изготовление цветных льдинок», «Надувание мыльных пузырей». Дети с удовольствием «красили» воду в различные цвета. Посмотрев мультфильм «Про маленькую Капельку», дети узнали, какая песенка у воды. Из собственных опытов дети узнали, что вода не имеет запаха, вкуса, что легкие предметы не тонут в воде, а такие тяжелые как камешки — тонут.

I:\DCIM\100PHOTO\SAM_2980.JPG

К экспериментам с водой добавили игры с песком. Песок и вода обладают психотерапевтическими свойствами, способствуют релаксации. Игры в песочнице развивают у детей тактильную чувствительность, которая является основой «ручного интеллекта». Кроме того, что песок и вода могут просто развлечь ребенка, в играх с песком развиваются все познавательные функции: восприятие, память, мышление, внимание. Самыми популярными у детей стали игры «Цветной песок», «Рисуем пальчиком», «Пересыпание песка», «Песочные часы». Поставленные нами задачи: расширять представления о свойствах песка, развитие речи, мышления, любознательности, решались успешно с помощью центра «Песок- вода». Когда у детей возникали вопросы, мы не всегда торопились с ответом, а давали ребенку время, чтобы дети ответ находили самостоятельно через поиск и опыты.

С помощью экспериментирования детям легче установить закономерности в окружающем нас мире. Детскую любознательность необходимо развивать с раннего возраста, поэтому мы составили основное содержание исследований, направленных на формирование представлений:

О материалах: песок, бумага, ткань, дерево;

О природных явлениях: солнце, вода, снег и ветер;

О мире растений и способах их выращивания из семян, листа или луковицы.

О предметном мире, его закономерностях.

Педагогам необходимо помнить о том, что познавательный интерес у детей должен рождать добрые чувства, быть повернутым в правильное русло. Детям для исследований мы предлагали простые материалы, относящиеся к типу образно — символических, продвигающих ребенка на уровень образного познания мира. Мы предлагали детям наборы разрезных картинок и кубиков: «Животные», «Растения и плоды», «Бытовые предметы», простые сюжетные картинки.

Без педагогического анализа невозможно на научной основе определить задачи. Педагогический анализ является действенным орудием воспитания педагогического коллектива, методической подготовки педагога и оказывает сильное и непосредственное воздействие на конечный результат деятельности. Поэтому, за основу реализации образовательной деятельности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности нами было взято «Планирование содержания образовательной деятельности на языке образовательных действий»

Цели образовательной деятельности

Действия ребенка(зависят от особенностей образовательной области)

Знание

Запоминает, воспроизводит

Понимание

Объясняет, рассуждает, делает выводы.

Применение

Использует в знакомых ситуациях, в новых условиях, действует по алгоритму

Анализ

Сравнивает, различает, упорядочивает, классифицирует, устанавливает связи, раскрывает причины и следствия, находит ошибки

Синтез

Планирует, самостоятельно использует знания для решения проблемы, обобщает

Оценка

Высказывает суждение, оценивает.

Таким образом, правильно организованная познавательно-исследовательская деятельность, помогает детям лучше узнать и усвоить общие закономерности природы, создает хорошую почву для развития любознательности у детей. Дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Изменилась роль педагога: главная роль в познавательно-исследовательской деятельности стала принадлежать детям, а у педагога роль помощника, в чьи задачи входит правильно научить ребенка добывать знания, а также наблюдать за достижениями ребенка.

Литература:

  1. Монтессори М. «Дом ребенка. Метод научной педагогики» [Текст] М. Монтессори — М: Астрель: АСТ.2006.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1351 (ред. от 25.03.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_118580/ (дата обращения 22.12.2017)
  3. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» https://www.livelib.ru/author/237524/quotes-vasilij-suhomlinskij
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, вод, задача, знание, образовательная деятельность, педагогический анализ, песок, познавательно-исследовательская деятельность.
Задать вопрос