«Что мы знаем о камнях». Развивающие задания для детей с интеллектуальной недостаточностью
Автор: Клишина Татьяна Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.
Дата публикации: 05.12.2019
Статья просмотрена: 77 раз
Библиографическое описание:
Клишина, Т. Н. «Что мы знаем о камнях». Развивающие задания для детей с интеллектуальной недостаточностью / Т. Н. Клишина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4703/ (дата обращения: 16.11.2024).
Данная статья разработана для активации познавательной и самостоятельной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Статья включает развивающие задания с применением наглядного материала, экспериментов, малых стихотворных форм.
Ключевые слова: дети с интеллектуальной недостаточностью, развитие речи, развитие двигательной активности.
Задачи:
Образовательные:
– формировать представления о камнях;
– продолжать формировать умение исследовать неживую природу, делать элементарные выводы;
– развивать творческий интерес к игровой деятельности;
– пополнять лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки.
Коррекционные:
– развивать зрительное внимание, слуховую память, мышление;
– развивать эмоциональное восприятие;
– развивать общую координацию движения.
Воспитательные:
– воспитывать бережное отношение к неживой природе;
– воспитывать умение взаимодействовать и ладить друг с другом.
Словарная работа:
– гладкий, шершавый;
– ровный, неровный.
Оборудование:
– камни разные по размеру, по форме, по цвету;
– сундучок, поднос, лупа;
– ёмкость для воды, кувшин, вёдра детские, корзина с мячами малого размера;
– обручи, гимнастические палки,
– пластилин, поролоновые губки, бумажные полотенца.
План проведения прогулки:
- Организационный момент.
- Беседа о камнях.
- Наблюдение за камнями.
- Экспериментальная деятельность с камнями.
- Организация трудовой деятельности.
- Организация игровой деятельности.
- Самостоятельная игровая деятельность.
- Организованное возвращение с прогулки.
Ход прогулки:
Выходя с детьми на прогулку, воспитатель отмечает, что на дворе лето: тепло, солнечно, дует лёгкий ветерок.
До чего хорош денек!
Веет легкий ветерок.
Солнца летнего лучи
Так приятно горячи
(А. Шибаев)
Организационный момент:
Воспитатель: — Ребята, у меня есть волшебный сундучок, но открыть его мы сможем только тогда, когда отгадаем загадку.
Он может быть мелкий — в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой, одному не поднять
В пыли на дороге ненужным лежать
Кто поможет предмет по приметам узнать?
Дети: — Камень.
Воспитатель предлагает детям выложить камни на поднос.
Беседа о камнях.
Вопросы к детям:
1. Где можно в природе увидеть камни? (В воде, на земле.)
— У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.
2. Для чего нужны камни? (Строить дома, дороги, сооружать памятники, благоустраивать клумбы, камни используют в аквариумах.)
Показ иллюстраций. Наблюдение за камнями.
— Ребята, посмотрите внимательно на камушки, какие они все разные. На какие геометрические фигуры они похожи? (Круг, овал, треугольник.) Значит, какими могут быть камни? (Ответы детей.)
Вывод: камни бывают разной формы.
Цвет.
— Ребята, а какого цвета у вас камни? (Белый, серый, чёрный, коричневый.) Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга? (Ответы детей.)
Вывод: камни отличаются по цвету.
Величина.
— Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. (Дети показывают камни.)
Вывод: камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются по величине.
Экспериментальная деятельность с камнями.
Опыт №1. Сравнение веса.
Дети в одной руке держат камень, а в другой губку и определяют, что тяжелее.
Затем предлагается положить камень, губку на стол и подуть. (Дыхательная гимнастика)
Вывод: камни тяжелые.
Опыт №2. Определение твёрдости.
— Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей.)
— Почему? (Камни твёрдые, а пластилин мягкий.)
— Камни тяжелые, твердые и не бьются. Возьмите в руки и постучите камень о камень.
Дети: Стучат.
Воспитатель:
В руки камушки мы взяли.
Друг о друга постучали.
Наши камешки стучат,
Вот так, вот так
Не разбить их нам никак.
Вывод: значит, камни твёрдые.
Опыт №3. Определение характера поверхности.
— Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?
(Дети делятся открытиями)
Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт №4. Рассматривание камней через лупу.
— Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. (Дети рассматривают все свои камни.)
— Что интересного вы увидели через лупу, ребята?
(Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры, разводы, дырочки и т. д.).
— Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду — истину? (Предложения детей.)
Опыт №5. Плавучесть.
Дети берут камни и по очереди опускают их в ёмкость с водой. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления — по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Организация трудовой деятельности.
— Ребята, мы с вами рассмотрели иллюстрации различных построек из камней. Давайте и мы построим из наших камней цветочную клумбу для хосты. А для этого вспомним, как она выглядит.
Рассматривание иллюстрации.
Организация игровой деятельности.
—Ребята, мы с вами потрудились (сделали клумбу) и теперь можем поиграть. Игра называется «По узенькой дорожке».
Ход игры.
Воспитатель строит дорожку из гимнастических палок, в конце дорожки размещает обручи друг за другом. За обручами — корзина с мячами (малой формы). Воспитатель поясняет, что через ручеёк можно перейти «по камушкам» — обручам, иначе промочишь ножки. Воспитатель произносит слова и показывает действия:
По узенькой дорожке
Шагают наши ножки!
Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камешкам». Взрослый показывает, как нужно перешагивать из обруча в обруч. Дети подражают его действиям.
По камешкам,
По камешкам,
По камешкам!
Воспитатель берёт мяч из корзины и бросает в цель. Дети повторяют за ним.
Игра повторяется.
— Ребята, сегодня мы с вами очень интересно и дружно провели время. Вы узнали много нового о камнях, построили клумбу для цветка, поиграли. Вам понравилось?
Самостоятельная игровая деятельность. Организованное возвращение с прогулки.
Литература:
- Рыжова Н. А. «Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика», Москва 1999.
- Рыжова Н. А. «Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников»/ Н.Рыжова «Дошкольное воспитание»: Ежемесячный научно-методический журнал. — М.,2003. № 10 -11.
- Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», Москва 2007.
- Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6–7 лет», Воронеж 2002.
Ключевые слова
развитие речи, дети с интеллектуальной недостаточностью, развитие двигательной активностиПохожие статьи
Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...
Формирование и развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями
В данном материале представлен опыт внеклассной работы (кружок «Всякая всячина») с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Коррекционно-развивающее обучение на уроках географии в школе-интернате для детей с умственной отсталостью
В статье описываются методы коррекционно-развивающего обучения, апробированные в процессе многолетней практической работы с детьми.
Изучение развития наглядно-действенного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью
В статье изучается проблема развития мышления детей с интеллектуальной недостаточностью. Исследования, проведенные автором, показывают, что средством развития наглядно-действенного мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью могут являться р...
Проектная деятельность с детьми с нарушениями интеллекта. Проект «В мире профессий»
В данной статье раскрыты особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, представлен практический пример проекта, который можно организовать в условиях специальных учреждениях для образования детей мла...
Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.
Приемы наглядного моделирования на уроках как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями
В статье автор описывает приемы наглядного моделирования в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мануальной и су-джок-терапии
В статье рассматривается актуальность применения Су-Джок терапии в улучшении показателей речевой активности детей старшего дошкольного возраста. Отмечается, что данный вид мануальной терапии является безопасным, низкозатратным, удобным и комфортным в...
Описание опыта работы «Занимательные занятия аппликаций из нетрадиционных материалов как средство развития творческих способностей детей с задержкой психического развития дошкольного возраста»
В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; основы диагностики творческих способностей; описывается опыт работы с дошкольниками с задержкой психического ...
Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями развития
В статье представлены упражнения, которые направлены на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями.
Похожие статьи
Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...
Формирование и развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями
В данном материале представлен опыт внеклассной работы (кружок «Всякая всячина») с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Коррекционно-развивающее обучение на уроках географии в школе-интернате для детей с умственной отсталостью
В статье описываются методы коррекционно-развивающего обучения, апробированные в процессе многолетней практической работы с детьми.
Изучение развития наглядно-действенного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью
В статье изучается проблема развития мышления детей с интеллектуальной недостаточностью. Исследования, проведенные автором, показывают, что средством развития наглядно-действенного мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью могут являться р...
Проектная деятельность с детьми с нарушениями интеллекта. Проект «В мире профессий»
В данной статье раскрыты особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, представлен практический пример проекта, который можно организовать в условиях специальных учреждениях для образования детей мла...
Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.
Приемы наглядного моделирования на уроках как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями
В статье автор описывает приемы наглядного моделирования в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мануальной и су-джок-терапии
В статье рассматривается актуальность применения Су-Джок терапии в улучшении показателей речевой активности детей старшего дошкольного возраста. Отмечается, что данный вид мануальной терапии является безопасным, низкозатратным, удобным и комфортным в...
Описание опыта работы «Занимательные занятия аппликаций из нетрадиционных материалов как средство развития творческих способностей детей с задержкой психического развития дошкольного возраста»
В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; основы диагностики творческих способностей; описывается опыт работы с дошкольниками с задержкой психического ...
Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями развития
В статье представлены упражнения, которые направлены на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями.