«Что мы знаем о камнях». Развивающие задания для детей с интеллектуальной недостаточностью | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.

Дата публикации: 05.12.2019

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Клишина, Т. Н. «Что мы знаем о камнях». Развивающие задания для детей с интеллектуальной недостаточностью / Т. Н. Клишина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4703/ (дата обращения: 19.12.2024).



Данная статья разработана для активации познавательной и самостоятельной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Статья включает развивающие задания с применением наглядного материала, экспериментов, малых стихотворных форм.

Ключевые слова: дети с интеллектуальной недостаточностью, развитие речи, развитие двигательной активности.

Задачи:

Образовательные:

– формировать представления о камнях;

– продолжать формировать умение исследовать неживую природу, делать элементарные выводы;

– развивать творческий интерес к игровой деятельности;

– пополнять лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки.

Коррекционные:

– развивать зрительное внимание, слуховую память, мышление;

– развивать эмоциональное восприятие;

– развивать общую координацию движения.

Воспитательные:

– воспитывать бережное отношение к неживой природе;

– воспитывать умение взаимодействовать и ладить друг с другом.

Словарная работа:

– гладкий, шершавый;

– ровный, неровный.

Оборудование:

– камни разные по размеру, по форме, по цвету;

– сундучок, поднос, лупа;

– ёмкость для воды, кувшин, вёдра детские, корзина с мячами малого размера;

– обручи, гимнастические палки,

– пластилин, поролоновые губки, бумажные полотенца.

План проведения прогулки:

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о камнях.
  3. Наблюдение за камнями.
  4. Экспериментальная деятельность с камнями.
  5. Организация трудовой деятельности.
  6. Организация игровой деятельности.
  7. Самостоятельная игровая деятельность.
  8. Организованное возвращение с прогулки.

Ход прогулки:

Выходя с детьми на прогулку, воспитатель отмечает, что на дворе лето: тепло, солнечно, дует лёгкий ветерок.

До чего хорош денек!

Веет легкий ветерок.

Солнца летнего лучи

Так приятно горячи

(А. Шибаев)

Организационный момент:

Воспитатель: — Ребята, у меня есть волшебный сундучок, но открыть его мы сможем только тогда, когда отгадаем загадку.

Он может быть мелкий — в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять

В пыли на дороге ненужным лежать

Кто поможет предмет по приметам узнать?

Дети: — Камень.

Воспитатель предлагает детям выложить камни на поднос.

Беседа о камнях.

Вопросы к детям:

1. Где можно в природе увидеть камни? (В воде, на земле.)

— У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.

2. Для чего нужны камни? (Строить дома, дороги, сооружать памятники, благоустраивать клумбы, камни используют в аквариумах.)

Показ иллюстраций. Наблюдение за камнями.

— Ребята, посмотрите внимательно на камушки, какие они все разные. На какие геометрические фигуры они похожи? (Круг, овал, треугольник.) Значит, какими могут быть камни? (Ответы детей.)

Вывод: камни бывают разной формы.

Цвет.

Ребята, а какого цвета у вас камни? (Белый, серый, чёрный, коричневый.) Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга? (Ответы детей.)

Вывод: камни отличаются по цвету.

Величина.

Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. (Дети показывают камни.)

Вывод: камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются по величине.

Экспериментальная деятельность с камнями.

Опыт №1. Сравнение веса.

Дети в одной руке держат камень, а в другой губку и определяют, что тяжелее.

Затем предлагается положить камень, губку на стол и подуть. (Дыхательная гимнастика)

Вывод: камни тяжелые.

Опыт №2. Определение твёрдости.

— Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей.)

— Почему? (Камни твёрдые, а пластилин мягкий.)

— Камни тяжелые, твердые и не бьются. Возьмите в руки и постучите камень о камень.

Дети: Стучат.

Воспитатель:

В руки камушки мы взяли.

Друг о друга постучали.

Наши камешки стучат,

Вот так, вот так

Не разбить их нам никак.

Вывод: значит, камни твёрдые.

Опыт №3. Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?

(Дети делятся открытиями)

Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Опыт №4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. (Дети рассматривают все свои камни.)

— Что интересного вы увидели через лупу, ребята?

(Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры, разводы, дырочки и т. д.).

— Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду — истину? (Предложения детей.)

Опыт №5. Плавучесть.

Дети берут камни и по очереди опускают их в ёмкость с водой. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления — по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Организация трудовой деятельности.

Ребята, мы с вами рассмотрели иллюстрации различных построек из камней. Давайте и мы построим из наших камней цветочную клумбу для хосты. А для этого вспомним, как она выглядит.

Рассматривание иллюстрации.

Организация игровой деятельности.

Ребята, мы с вами потрудились (сделали клумбу) и теперь можем поиграть. Игра называется «По узенькой дорожке».

Ход игры.

Воспитатель строит дорожку из гимнастических палок, в конце дорожки размещает обручи друг за другом. За обручами — корзина с мячами (малой формы). Воспитатель поясняет, что через ручеёк можно перейти «по камушкам» — обручам, иначе промочишь ножки. Воспитатель произносит слова и показывает действия:

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки!

Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камешкам». Взрослый показывает, как нужно перешагивать из обруча в обруч. Дети подражают его действиям.

По камешкам,

По камешкам,

По камешкам!

Воспитатель берёт мяч из корзины и бросает в цель. Дети повторяют за ним.

Игра повторяется.

— Ребята, сегодня мы с вами очень интересно и дружно провели время. Вы узнали много нового о камнях, построили клумбу для цветка, поиграли. Вам понравилось?

Самостоятельная игровая деятельность. Организованное возвращение с прогулки.

Литература:

  1. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика», Москва 1999.
  2. Рыжова Н. А. «Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников»/ Н.Рыжова «Дошкольное воспитание»: Ежемесячный научно-методический журнал. — М.,2003. № 10 -11.
  3. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», Москва 2007.
  4. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6–7 лет», Воронеж 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): камень, ребенок, воспитатель, вывод, игровая деятельность, Ответ детей, Ребята, интеллектуальная недостаточность, легкий ветерок, неживая природа.

Ключевые слова

развитие речи, дети с интеллектуальной недостаточностью, развитие двигательной активности

Похожие статьи

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...

Формирование и развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями

В данном материале представлен опыт внеклассной работы (кружок «Всякая всячина») с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Коррекционно-развивающее обучение на уроках географии в школе-интернате для детей с умственной отсталостью

В статье описываются методы коррекционно-развивающего обучения, апробированные в процессе многолетней практической работы с детьми.

Изучение развития наглядно-действенного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью

В статье изучается проблема развития мышления детей с интеллектуальной недостаточностью. Исследования, проведенные автором, показывают, что средством развития наглядно-действенного мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью могут являться р...

Проектная деятельность с детьми с нарушениями интеллекта. Проект «В мире профессий»

В данной статье раскрыты особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, представлен практический пример проекта, который можно организовать в условиях специальных учреждениях для образования детей мла...

Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.

Приемы наглядного моделирования на уроках как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

В статье автор описывает приемы наглядного моделирования в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мануальной и су-джок-терапии

В статье рассматривается актуальность применения Су-Джок терапии в улучшении показателей речевой активности детей старшего дошкольного возраста. Отмечается, что данный вид мануальной терапии является безопасным, низкозатратным, удобным и комфортным в...

Описание опыта работы «Занимательные занятия аппликаций из нетрадиционных материалов как средство развития творческих способностей детей с задержкой психического развития дошкольного возраста»

В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; основы диагностики творческих способностей; описывается опыт работы с дошкольниками с задержкой психического ...

Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями развития

В статье представлены упражнения, которые направлены на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями.

Похожие статьи

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...

Формирование и развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями

В данном материале представлен опыт внеклассной работы (кружок «Всякая всячина») с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Коррекционно-развивающее обучение на уроках географии в школе-интернате для детей с умственной отсталостью

В статье описываются методы коррекционно-развивающего обучения, апробированные в процессе многолетней практической работы с детьми.

Изучение развития наглядно-действенного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью

В статье изучается проблема развития мышления детей с интеллектуальной недостаточностью. Исследования, проведенные автором, показывают, что средством развития наглядно-действенного мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью могут являться р...

Проектная деятельность с детьми с нарушениями интеллекта. Проект «В мире профессий»

В данной статье раскрыты особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, представлен практический пример проекта, который можно организовать в условиях специальных учреждениях для образования детей мла...

Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.

Приемы наглядного моделирования на уроках как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

В статье автор описывает приемы наглядного моделирования в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мануальной и су-джок-терапии

В статье рассматривается актуальность применения Су-Джок терапии в улучшении показателей речевой активности детей старшего дошкольного возраста. Отмечается, что данный вид мануальной терапии является безопасным, низкозатратным, удобным и комфортным в...

Описание опыта работы «Занимательные занятия аппликаций из нетрадиционных материалов как средство развития творческих способностей детей с задержкой психического развития дошкольного возраста»

В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; основы диагностики творческих способностей; описывается опыт работы с дошкольниками с задержкой психического ...

Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями развития

В статье представлены упражнения, которые направлены на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями.

Задать вопрос