Развитие математических способностей дошкольников 6–7 лет посредством дидактических игр
Авторы: Михайлова Людмила Анатольевна, Шайхутдинова Алёна Евгеньевна
Рубрика: Подготовка к школе
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.
Дата публикации: 10.12.2019
Статья просмотрена: 458 раз
Библиографическое описание:
Михайлова, Л. А. Развитие математических способностей дошкольников 6–7 лет посредством дидактических игр / Л. А. Михайлова, А. Е. Шайхутдинова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4707/ (дата обращения: 19.12.2024).
Ключевые слова: будущий школьник, всестороннее развитие, дидактическая игра, математические навыки, мыслительные процессы, системный подход, проблемная ситуация.
Детский возраст 6–7 лет требует особой ответственности как у родителей, так и у педагогов. Дети подготовительной к школе группы — это важнейшая ступень подготовки к новому социальному явлению — школа.
Само определение «школьник» — вызывает противоречивые чувства, как у детей, так и у их родителей. Здесь уже имеет вроде бы знакомое известное восприятие школьника, но еще не понятных будущих кардинальных изменений в привычном обиходе ребенка.
Конечно, необходимо рассматривать и психологические и физиологические особенности личности, и его целостное развитие для определения данной готовности. Но самый острый вопрос состоит в том, как должен способствовать взрослый близкий человек ребенку в этот период для успешной подготовки к новым жизненным переменам. В этом вопросе не следует разделять отдельно родителя, как непосредственного сопровождающего ребенка, так и педагога. Поскольку, только совместная работа может дать наибольший положительный результат.
Итак, ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) ставит перед нами задачу, что по выпуску ребенок должен иметь положительное отношение к себе, окружающему миру и другим людям; обладать чувством собственного достоинства; уверенным в свои силы; владеть знаниями о себе, природе и социуме вокруг; иметь развитое воображение и многое другое. Все это говорит о полноценном развитии духовных и физических качеств личности. Мы можем проводить много бесед, занятий и прочее, но не добиться желаемого результата, если ребенок не уверен в своих силах. Мы можем научить воспитанника складывать цифры, в виде считалочки, или добиться повторения каких-либо необходимых действий — но главной педагогической целью здесь должно выступать развитие мыслительных процессов. Для того, чтобы ребенок мог сам воспринимать сложившиеся проблемные ситуации и принимать соответствующие решения самостоятельно. Другими словами, научить ребенка думать.
Развитие математических способностей — это сложное многоаспектное понятие, которое состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования картины мира у ребенка, его истинное восприятие окружающей его действительности.
А ведь если эта истина для ребенка становиться понятной и усвоенной, то, ему легче ориентироваться в новых рамках будущего школьника. Именно накопленный ранее опыт позволяет устанавливать причины и связи между новыми объектами и явлениями.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр, которые он должен проигрывать ежедневно в своей деятельности. Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В начальной школе изучение математики ребенком вовсе не так просто, как может казаться нам взрослым. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.
В связи с этим одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей — развить у ребенка интерес к математике, к миру закономерностей в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Основой познания окружающего является сенсорное развитие, приобретаемое посредством собственного опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления — образы предметов, их свойств, отношений. Манипулируя разнообразными множествами предметов, дети учатся устанавливать равенство и неравенство множеств, называть количество словами: «больше», «меньше», «поровну» и т. д. Сравнение определенных множеств способствует детей к усвоению в последующем понятия числа. Именно операции с множествами являются основой, к которую рассматривают дети не только в детском саду, но и на протяжении последующих лет обучения в школе.
Представление о множестве формирует у детей основы понимания абстрактного числа, закономерностей натурального ряда чисел. Хотя понятия натурального числа, а также геометрической фигуры, величины, части и целого абстрактны, все-таки они отображают связи и отношения предметов окружающей действительности.
Своеобразное обучение элементарным знаниям, и умениям осуществляется в форме увлекательных, доступных ребенку игр.
Наиболее благоприятное развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения.
Играя, незаметно для себя ребенок усваивает те сведения и умения, которые взрослые считает необходимым ему дать.
Дидактические игры проходят успешно при правильной их организации. Для проведения игр отводится специальное время в режиме дня, утренние часы, после дневного сна, а также определенное время в домашнем режиме. В это время они должны быть бодры, спокойны, деятельны.
Дети будут играть охотно и с удовольствием, если всё, что им показывают, имеет определенный яркий красочный, необычный вид. Рассматривание их доставляет ребёнку радость, и он с большей эмоциональностью реагирует на получение впечатлений.
Как показывает практика, легче всего закладываются математические способности в дошкольный период, именно этот период можно сделать чрезвычайно эффективным временем для развития способностей детей в непринужденной игровой форме, путем создания развивающей среды как в детском саду, так и дома. В настоящее время информационной доступности, разнообразие дидактического материала не знает границ не только в количественном понимании, но и качественно — технологическом аспекте. Материал для подборки необходимых составляющих доступен как в готовом виде, так открывается огромный простор для воображения. Особое место занимают игры, которые были изготовлены своими руками.
Руководство дидактическими играми включает отбор и продумывание воспитателем, а также и родителем программного содержания, четкое определение дидактических задач, определение места и роли игры в системе обучения и воспитания, установления взаимосвязи и взаимодействия с другими формами обучения создания самой игры и определение игровой задачи, игровых действий, игровых правил и результата игры, а также руководство ходом игры и обеспечение активности всех детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение инициативы, умной выдумки, доброжелательность детей между собой и к отражаемым событиям.
Развитию игры способствует интригующий и направляющий игру вопрос, удивление от воспитателя, направляющего игровые действия, шутка, оживляющая игру и помогающая заметить то, на что дети не обратили внимание, доброжелательный юмор, подчеркивающий необычность, сюрпризы, элемент ожидания, поощряющие или предупреждающие ребенка.
Вся совокупность вышеперечисленных приемов позволит ребенку испытать яркие эмоции, а значит запомнится и останется в его памяти.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Но забывают, что главное в этом вопросе научить ребенка мыслить — логически рассуждать и принимать решения.
Именно эту задачу и выполняю дидактические игры, а не просто образное запоминание определенной арифметической последовательности. В связи с этим ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике (и не только), даже если не владеет каким — либо отдельным элементом программы.
Именно при системном подходе в использовании подобных дидактических игр, будет сформирована надежная база знаний, при которой у ребенка — будущего школьника, не возникнет трудностей в новом жизненном этапе. Главное давать ребенку в этом возрасте играть, преподносить информацию в увлекательной форме, и стремиться вызвать у детей потребность в получении этой информации.
Литература:
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991 — 160 с.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / М.: Академия, 2004. — 416 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета от 25 ноября 2013 г. — № 6241 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://base.garant.ru/70512244/. — Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).
Ключевые слова
проблемная ситуация, системный подход, дидактическая игра, всестороннее развитие, будущий школьник, математические навыки, мыслительные процессыПохожие статьи
Совместная работа с родителями по развитию мышления через плоскостное моделирование с детьми дошкольного возраста
В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по развитию мышления дошкольников через плоскостное моделирование.
Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у дошкольников в условиях современных требований ФГОС ДО.
Развитие памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста путем совершенствования познавательных способов получения информации
В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность развития памяти и внимания детей старшего дошкольного ...
Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...
Похожие статьи
Совместная работа с родителями по развитию мышления через плоскостное моделирование с детьми дошкольного возраста
В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по развитию мышления дошкольников через плоскостное моделирование.
Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у дошкольников в условиях современных требований ФГОС ДО.
Развитие памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста путем совершенствования познавательных способов получения информации
В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность развития памяти и внимания детей старшего дошкольного ...
Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...