Использование ростовой куклы при организации предметной деятельности с детьми раннего возраста
Авторы: Солодова Ольга Евгеньевна, Голованова Елена Геннадьевна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.
Дата публикации: 16.12.2019
Статья просмотрена: 1172 раза
Библиографическое описание:
Солодова, О. Е. Использование ростовой куклы при организации предметной деятельности с детьми раннего возраста / О. Е. Солодова, Е. Г. Голованова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4727/ (дата обращения: 16.11.2024).
Наше структурное подразделение третий год участвует в инновационной работе по внедрению программно-методического комплекса «Мозаичный ПАРК» — реализует комплексную образовательную программу «Первые шаги» в группах раннего возраста. Предлагаем свой опыт работы по организации предметной деятельности в работе с детьми.
К числу важных новообразований детей раннего возраста относится предметная деятельность. В данном возрасте она является ведущей. Предметы начинают выступать для ребёнка не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления.
Именно в предметной деятельности происходит развитие всех сторон психики (восприятие, внимание, мышление, память) и личности ребёнка (формирование самостоятельности и инициативы). Речь ребёнка первоначально возникает и развивается также в контексте совместной со взрослым предметной деятельности.
Благодаря развитию предметных действий и речи в игре у детей появляются игровые замещения, которые лежат в основе сюжетно — ролевой игры, возникающей на следующем возрастном этапе. Достижения в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для ребёнка способом утверждения собственного достоинства, мерой своего «я». [1. с.3]
Важнейшая характеристика и показатель развития предметной деятельности — познавательная активность ребёнка, которая проявляется в любознательности, стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Исследуя новые игрушки и предметы, (манипулируя с песком, водой, красками), ребёнок пытается решить настоящие мыслительные задачи. Основная задача состоит не в том, чтобы научить ребёнка правильному способу действия, а поддержать познавательную активность и побудить к самостоятельному экспериментированию.
Таким образом, перед педагогом в области развития предметной деятельности и познавательных способностей стоят такие задачи:
– создавать условия для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями;
– стимулировать познавательную активность детей. Организовывать детское экспериментирование;
– организовывать игры и занятия, направленные на развитие у детей познавательных процессов;
– создавать условия для развития самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности. [1. с.5]
В качестве одного из предметов развивающей предметно — пространственной среды используем ростовую дидактическую куклу Маша, изготовленную своими руками.
Здравствуйте, здравствуйте, все-все-все!
Меня зовут Маша
Ну-ка, все мне улыбнитесь,
На разминку становитесь!
Раз — два — три — четыре -пять –
Новый день идем встречать!
В период адаптации кукла встречает детей, когда они заходят в детский сад утром, содействуя установлению доброжелательных контактов с воспитателем, созданию эмоционального — положительного настроя к детскому саду и уменьшению негативных проявлений.
Активно используем куклу Машу при организации режимных моментов в группе: сопровождение приёма пищи, напоминание о правилах личной гиены (правильно мыть руки, закреплять процесс одевания и раздевания и др.), при проведении непосредственно образовательной деятельности (оказание помощи Маше, что — либо делают для неё). Однако, самое главное излишне не использовать её в образовательном процессе, иначе у детей исчезнет интерес.
Приведём некоторые варианты игр с дидактической куклой «Машей», используемые в практике работы с детьми раннего возраста.
«Закати мяч в ворота»
Кукла Маша предлагает детям поиграть в мяч и закатить его в «ворота». «Давайте попробуем закатить мячик в ворота руками, вот так» — и показывает, как это сделать. Затем дети по очереди стараются закатить мячик в ворота сначала с близкого расстояния, сидя на корточках или стоя, кому как нравится. Закатывать мяч в «ворота» можно и ножкой, как будто «забивая гол». Игру можно усложнять, поставив в «ворота» «вратаря», который попытается поймать или отбить мяч. Постепенно расстояние между ребёнком и «воротами» усложняется.
«Прокати Машу на коляске»
Путь к «домику» размечается «дорожками» (чертятся мелом или выкладываются резиновыми ковриками с гладкой поверхностью), клумбами (цветы, вырезанные из бумаги). Детям предлагается отвезти Машу в свой домик по дорожке, не затоптав цветочки.
«Маша печёт блины»
Предлагается вместе с Машей «испечь» для кукол «блинчики» из теста или пластилина. Маша вместе с ребятами скатывают шарики, а затем расплющивают их молоточком и делают «блинчики».
«Застёгиваем — расстегиваем одежду у Маши»
На фартуке у Маши прикреплены разноцветные пуговицы и петли разного размера, полоски со шнуровкой (с большими отверстиями), крупные молнии, кнопки. Детям предлагается поупражняться в их застёгивании и расстегивании.
«Маша распустила ленточки»
Дети помогают Маше закрутить ленточки, намотав их на палочки.
«Полечи Машу»
Маша заболела. Предлагается полечить куклу. Например, нужно полечить ручку, её нужно забинтовать. Взрослый помогает ребёнку разбинтовать бинт, закрепить первый виток, придерживает бинт при последующих витках. Необязательно научить ребёнка аккуратно и правильно бинтовать, гораздо важнее и интереснее сам процесс.
«Бусы для Маши»
Детям предлагается изготовить «бусы» для Маши — разнообразные предметы с большими отверстиями (кольца от пирамидок, кольца для штор и пр.) нанизываются на веревку. Готовое изделие надевается на куклу Машу. Воспитатель благодарит детей от её имени.
Литература:
- Методические рекомендации к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»: в 2 ч. Ч.1: познавательное и речевое развитие, игровая деятельность /Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. — М.: ООО «Русское слово»- учебник, 2016