Организация работ по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения
Авторы: Галлямова Алсу Рифкатовна, Марковникова Елена Юриевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.
Дата публикации: 27.12.2019
Статья просмотрена: 203 раза
Библиографическое описание:
Галлямова, А. Р. Организация работ по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения / А. Р. Галлямова, Е. Ю. Марковникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4734/ (дата обращения: 16.11.2024).
Безопасность человека связана со всеми сторонами жизни, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявления во всех сферах жизни. Эта проблема относится к массовой, так как нужно интегрировать все отрасли человеческого познания, только так можно сохранить человеческую жизнь. В настоящее время проблема безопасности активно изучается учеными, как зарубежными, так и российскими.
Рост актуальности психологии экстремально-кризисных ситуаций не случаен. Современное общество претерпевает большие человеческие потери причинами, которых являются: несчастные случаи, техногенные аварии, катастрофы, стихийные бедствия, в том числе и на дорогах.
Чрезвычайные ситуации определяются как события с обязательным присутствием трех факторов: 1) они вовлекают массу людей; 2) включают фактическую или воспринимаемую угрозу смерти; 3) в них все еще есть субъективная возможность спасения, хотя и ограниченная по времени. Сюда относятся пожары в переполненных зданиях, транспортные катастрофы, террористические атаки (как фактические взрывы, так и их угрозы), стихийные бедствия.
Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье, происходит процесс становления личности. Рядом с беззащитным и доверчивым ребенком находятся важнейшие люди в его жизни — это родители и воспитатели. У ребенка появляется доверие к миру, окружающему, благодаря заботе и любви родителей и воспитателей ребенок растет и познает мир.
Актуальность проблемы безопасного поведения с каждым годом возрастает. На протяжении многих лет человек строил технические средства, чтобы создать условия безопасности, комфортности своего существования, а в итоге человек сам оказался перед опасностями, связанными со строительством и применением техники. Необходимо тщательно готовить население к жизни в условиях, в которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение опасной ситуации [3].
Особая тревога испытывается за детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте любознательность ребенка, его активность в познании окружающего мира, иногда становится небезопасным для него. Формирование понимания опасных ситуаций неизбежно связано с целым рядом запретов. Даже взрослые люди, иногда сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя» и другие.
Обучить дошкольников безопасности жизнедеятельности означает — приучить их к конкретному образу жизни. У дошкольника должен сформироваться защитный механизм, который автоматически сработает в необходимое время. Наиболее подходящий возраст для формирования представлений о безопасном поведении 5–6 лет, так как дети этого возраста наиболее осознанно воспринимают находящуюся вокруг действительность и ответственно принимают решения. Обучение безопасному поведению дошкольников начинается с формирования системы ценностей и осознания того, что здоровье — это один из основных ценностей.
Педагог обязан освоить все комплексы вопросов и проблем, составляющих основу безопасного поведения в быту, социуме и природе. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Количество приобретаемых знаний детьми в детском саду очень важно только в связи с приобретением навыков и привычек таких, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно — неправильно, подражать — не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала — можно переходить — перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (поиграть спичками — но нельзя, потому что это может привести к пожару). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями [2].
Детей нужно ознакомить с элементарными правилами поведения в помещении детского сада: не мешать и не причинять вред друг другу; не уходить из детского сада самостоятельно; не вести беседу с незнакомыми людьми и т. д. Объяснять дошкольникам, что нельзя брать в рот несъедобные предметы, нельзя засовывать в ухо, в нос — это опасно! Обучить навыкам поведения безопасного передвижения в помещении: осторожно спускаться и подниматься, державшись за поручень.
Сказка — это эффективный способ развития безопасного поведения дошкольников в социуме. Произведения художественной литературы могут способствовать приобщению ребенка к социальному миру. Игровая деятельность может рассматриваться как наиболее доступный и эффективный способ формирования у детей безопасного поведения. Через игровые действия ребенка можно проследить, какие опасности подстерегают ребенка, отношение друг к другу, поведение. Как дети восприняли социальные явления, какие у них сложились отношения, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. С помощью фантазий ребенок вживается в мир взрослых и тем самым познает его, но это не даёт ему возможности участвовать в социальной жизни. С помощью сенсорных чувств через предметную деятельность ребенок познает ближайшее окружение. Действуя с предметами, ребенок узнает о свойствах, качествах, назначении и функциях этих предметов.
Наблюдение обогащает социальный опыт ребенка. Дошкольник всегда наблюдает, запоминает, как себя ведет взрослый в опасных ситуациях, с другими людьми. Ребенок наблюдает активно, даже если со стороны это незаметно. Если ребенок наблюдает за деятельностью, действиями, отношениями взрослых и участвует в них (перед тем как уйти куда–то закрыть краны за собой, отключить электрические приборы, переходить улицу на соответствующий сигнал светофора), то роль наблюдения усиливается.
Закреплению правил обращения с опасными предметами способствует наблюдение, которое в свою очередь развивает и познавательный интерес. В игровых приемах повышается качество усвоенного познавательного материала. Повышению активности дошкольников помогают игры–драматизации, которые можно включить в занятия (после прочтения художественного произведения, например «Кошкин дом», при подготовке развлечения).
С помощью метода сравнения дети могут сравнить: огонь — это хорошо или огонь — это плохо. Метод повторения — это основной дидактический принцип. Дети должны повторить то, что они изучили. Эксперименты и опыты дают дошкольникам возможность самим находить решение, доказательство или опровержение собственных представлений.
Одной из главных задач по формированию социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста является формирование у них безопасного поведения, то есть правилам дорожного движения, желанию их выполнять, средствам и способам сохранения своего здоровья, пожарной, социально-бытовой, экологической безопасности, способам реагирования и поведения в опасных ситуациях.
Чтобы предостеречь детей от опасности на улице, взрослые обязаны научить их быть бдительными, не нарушать правила дорожного движения, а главное — эти правила взрослый не должен нарушать сам. Учить дошкольников безопасному поведению в дорожной среде. Знакомить детей с дорожными знаками, научить понимать их схематическое изображение. Развивать у детей навыки наблюдения за дорожной обстановкой и умения обходить опасные ситуации. Эффективное формирование навыков безопасного поведения детей на улице может быт, если в работе по профилактике детского дорожного травматизма участвуют родители и педагоги, которые сопровождают ребенка в дошкольное учреждение.
При изучении правил поведения во время пожара необходимо учить детей как бороться с огнем. Дошкольники должны знакомиться с уголком пожарной безопасности, а также с предметами противопожарного оборудования.
Основная задача по формированию безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста — дать детям основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, насколько у детей развита способность определять опасные ситуации, уметь их прогнозировать, зависит качество их социализации.
Таким образом, дошкольники знакомятся с основами безопасности жизнедеятельности с помощью различных средств, приемов. Работа по формированию навыков безопасного поведения детей должна строиться с учетом доступности ее содержательной стороны, принципа информационного опережения в период, предшествующий возрасту, в котором могут появиться проблемы в области здоровья и образа жизни, личного примера, активности ребенка, создания общего положительного эмоционального фона.
Литература:
- Белая Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. — М., 2005. — 109 с.
- Григорович Л. Санитарно-просветительная работа среди родителей по предупреждению травм у детей младшего дошкольного возраста // Медицинская сестра. 2008. № 8. — С. 25.
- Мошкин В. Н. Закономерности воспитания культуры безопасности. // Основы безопасности жизни. -2005. — № 7. — С. 11–15.
- Петров С. В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. — М., 2008. — 118 с.