Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие на Чудо-остров»
Автор: Куликова Марина Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.
Дата публикации: 16.12.2019
Статья просмотрена: 151 раз
Библиографическое описание:
Куликова, М. В. Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие на Чудо-остров» / М. В. Куликова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4735/ (дата обращения: 16.11.2024).
Занятие проводится в условиях логопедического пункта для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФНР.
Тема занятия: автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.
Вид занятия: фонетическое.
Тип занятия: индивидуальное.
Цель: закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
– закрепить правильную артикуляцию звука [Р];
– закрепить умение произносить звук [Р] изолированно, в словах;
– развивать навыки аналитико-синтетической деятельности через упражнения на выделение звука [Р] в начале, конце и середине слов;
– упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;
– упражнять в образовании множественного числа имен существительных;
– развивать координацию слов и движений;
– упражнять в правильном произношении звука [Р] в предложениях.
– воспитывать внимание к обращенной речи;
– развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость.
Предполагаемый результат: ребенок научится правильно произносить звук [Р] в словах и предложениях.
Ресурсы: ноутбук, презентация, настенное зеркало, картинка с изображением дерева, д/и «Назови животное», магнитная игра «Рыбалка», пластиковый тазик, 3 разноцветных ведерка, мягкие маты, цветные камни, музыка для релаксации «Звуки моря».
№п/п |
Задачи |
Содержание деятельности логопеда |
Способы организации, положение ребенка |
Планируемый результат, ответ ребенка |
Вводный этап |
||||
1. |
Обеспечить положительное эмоциональное взаимоотношение. |
Логопед: Посмотри, какая сегодня хорошая погода. Как ярко светит солнышко. Давай улыбнемся друг другу. Теперь у нас у обоих хорошее настроение. Сегодня мы с тобой отправимся в увлекательное путешествие на поиски сокровищ. Мы отправляемся на остров. |
На мониторе ноутбука показывается Слайд № 1 с музыкальным сопровождением — отрывок песни из мультфильма «Катерок»: «Чунга-Чанга». Ю. Энтин, В. Шаинский |
Ребенок слушает музыку, заинтересовался темой занятия. |
Основной этап |
||||
1. |
Подготовить органы артикуляции к закреплению поставленного звука [Р]. |
Артикуляционная гимнастика по представлению. Логопед: Дорога предстоит долгая. Чтобы мы с тобой не устали, нам нужно сделать зарядку для язычка. Сначала мы покатаемся на качелях («Качели»). Сверим часы? («Часики»). Поскачем немного на лошадке («Лошадка»). Возьмем в дорогу немного грибов («Грибок»). А теперь постучим в барабаны. Пусть все на острове слышат, что мы приближаемся! («Барабанщик») |
Логопед дает словесную инструкцию, как выполнять артикуляционные упражнения. Следит за правильным выполнением. Если нужно, показывает правильное выполнение упражнений. |
Ребенок выполняет упражнения перед зеркалом. |
2. |
Развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнений в составлении целого. |
Игра «Узнай животное». Логопед: Язычок размялся, пора отправляться в путь. Как же нам добраться до острова? Решено: поедем на корабле. Логопед: Внимание! Мы приближаемся к острову! Но что случилось? Животные, которые тут обитают, испугались нас, спрятались. И теперь нам предстоит их отыскать. Посмотри- ка, кто это спрятался за деревом? |
Перед ребенком картинка с изображением дерева, справа — половина туловища животного. Логопед поочередно кладет по одной части картинок, предлагая ребенку собрать целостные картинки. На мониторе показывается Слайд 2. |
Ребенок собирает целостную картинку с животным. Ребенок: зебра, лев, лошадь, носорог, тигр. |
3. |
Закрепить умение произносить звук [Р] изолирован но. |
Игра «Как рычит тигр?». Логопед: Да, это тигр. А давай вспомним, как он рычит: Р-Р-Р-Р- Р. |
Логопед вместе с ребенком длительно произносит звук [Р]. Фонетическое упражнение «Моторчик» На слайде 2 картинка тигра. |
Ребенок правильно длительно произносит звук [Р] перед зеркалом. |
4. |
Повторить артикуляционный и акустический образы звука. |
Игра «Опиши звук». Логопед: работу моторчика нам помогает изобразить звук [Р]. Давай вспомним артикуляцию звука [Р]. Что делают наши губы? Логопед: Что язычок делает? |
Логопед задает вопросы, уточняет правильную артикуляцию. |
Ребенок: Губы растянуты в улыбке, зубы разомкнуты. Ребенок: Кончик языка поднят за верхние зубы и вибрирует. |
5. |
Учить правильно воспроизводить слоговой ряд. |
Упражнение «Повтори столько раз, сколько увидишь кокосов». Логопед: Итак, мы на острове. Смотри, какая большая кокосовая пальма. Логопед: Внимательно смотри на экран!!! Задание: Я произнесу слог, а ты его повтори, соответствующее цифре количество раз: ТРА — 2 ДРЫ — 3 ПАР — 2 ГАР — 3 ПРУ — 3 БРО — 2 РОР — 3 РЭР — 2 |
Слайд 3. Логопед произносит слог и показывает кокосы. |
Ребенок слушает, запоминает и произносит слоговые ряды в соответствии с количеством кокосов на мониторе. |
6. |
Учить правильно проговаривать слова со звуком [Р] и определять позицию звука в слове. Развивать моторику. |
Игра «Рыбалка». Логопед: Можно немного отдохнуть. Давай порыбачим?! Тебе предстоит поймать на удочку морских обитателей, назвать их и разложить по трем ведеркам. Если звук [Р] в начале слова, то кладем улов в голубое ведро, если в середине — в розовое, а если в конце — в зелёное. |
Перед ребенком пластиковый тазик с «уловом», удочкой на магнитной основе. Из тазика он вылавливает: рыба, краб, кальмар. Логопед проверяет, правильно ли выполнено задание. |
Ребенок называет то, что поймал, определяет место звука в слове и раскладывает по ведеркам. |
7. |
Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных. |
Игра «Добрые животные». Логопед: О, кажется здешние обитатели совсем не рады нам. Они разозлились, что мы приплыли к ним на остров. Нужно как-то им дать понять, что мы добрые. Давай им улыбнемся и каждого назовем ласково. Задание: тигр — тигренок. |
На экране монитора Слайд 4. Логопед дает словесную инструкцию. Демонстрирует поочередно животных. |
Ребенок называет большой предмет, а затем маленький: Тигр-тигренок Крокодил-крокодильчик Зебра-зеброчка Краб-крабик Пантера-пантерочка Жираф-жирафик |
8. |
Упражнять в образовании множественного числа существительных. |
Игра «В глазах двоится». Логопед: Смотри, как много всего на острове. Просто в глазах рябит. Солнце так напекло мне голову, кажется, что всего стало больше. Срочно требуется твоя помощь! Как назвать то, что мы видим в единственном и во множественном числе? |
На экране монитора Слайд 5. Логопед дает словесную инструкцию. |
Ребенок называет один предмет, затем этот предмет во множественном числе: Штурвал-штурвалы Остров-острова Рыбак-рыбаки Носорог-носороги Матрос-матросы Рыбка-рыбки |
9. |
Снять усталость и умственное напряжение посредством релаксации. |
Логопед: Что-то стало совсем жарко, нужно вернуться на корабль и немного погулять по палубе. Над волнами чайку кру́жат, Полети за ними дружно, Брызги, пена, шум прибоя И над морем — мы с тобою. |
Использование здоровьесберегающей технологии. Ребенок садится или ложится на специальные мягкие маты. Логопед читает стихотворение под музыкальное сопровождение «Звуки моря» |
Ребенок слушает стихотворение под релаксационную музыку. |
10. |
Упражнять в правильном произношении звука [Р] в предложениях и развивать логическое мышление. |
Игра «Солнечный удар» Логопед: Да, ну и жаркий же денек выдался сегодня! Даже мысли путаются и я не могу правильно говорить. Помоги мне, пожалуйся. Задание! Послушай, правильно ли я говорю. Если нет, то исправь мои ошибки:
|
Логопед дает словесную инструкцию. |
Ребенок произносит исправленное предложение. |
11. |
Упражнять в правильном произношении звука [Р] в чистоговорках. |
Логопед: Ну вот, теперь все в порядке! Хотя нужно проверить! Я буду говорить, а ты повторяй за мной! Тры-Тры-Тры — устаю я от жары. Ира-Ира-Ира — черная Багира. Дро-Дро-Дро — воды набрали мы в ведро. Гру-Гру-Гру — пора заканчивать игру. Бра-Бра-Бра — нам домой уже пора. |
Логопед произносит чистоговорки. Слайд 6. |
Ребенок проговаривает чистоговорки за логопедом. |
12. |
Развивать зрительный образ буквы. |
Логопед: На острове мне удалось насобирать много красивых камне. Давай выложим из них букву Р. |
Логопед предлагает ребенку выложить букву Р из камней. Слайд 7. |
Ребенок выкладывает букву Р. |
Заключительный этап |
||||
13. |
Обобщить полученные знания. Подвести итог. Оценить деятельность ребенка. |
Логопед: Пора возвращаться домой. Скажи, а с кем из обитателей острова ты бы еще раз хотел увидеться? Какой звук встречался чаще всего на нашем занятии? На память о нашем путешествии я хочу подарить тебе эту ракушку. Спасибо тебе за увлекательное плавание и помощь! |
Логопед предлагает перечислить названия животных, которых они встречали, высказать свои впечатления от занятия и работу на нем. |
Ребенок рассказывает о своих впечатлениях. Ребенок: Учились правильно произносить звук [Р] |