Развитие технического творчества у дошкольников в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.

Дата публикации: 19.12.2019

Статья просмотрена: 4738 раз

Библиографическое описание:

Комарская, М. А. Развитие технического творчества у дошкольников в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» / М. А. Комарская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4743/ (дата обращения: 17.10.2024).



Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, разработанная в Центре профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», актуализирует необходимость формирования мотивации на профессиональную деятельность с дошкольного возраста.

В настоящее время наблюдается возвращение массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству. С другой стороны, имеется дефицит качественных молодых инженерно-конструкторских кадров для развития отечественных предприятий.

Парциальная программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» — это новый подходов к развитию детского технического творчества в дошкольном образовании, имеющая методическое сопровождение.

Подготовка детей к изучению технических наук — это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлечённых своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.

Ключевые установки при реализации программы:

− Поддержка разнообразия детства

− Создание условий социальной ситуации

− Содействие взрослого и ребенка

− Развитие способностей каждого ребенка

Цель сопровождения профессионального самоопределения на этапе дошкольного образования –формирование первичного представления о мире профессий, интереса к профессионально-трудовой деятельности, позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Название Программы говорит об эволюции конструкторов, а также о влиянии их на развитие ребенка.

Влияние набора «Дары Фрёбеля» на развитие ребёнка и образовательный процесс:

− Развитие самостоятельности и инициативности.

− Развитие творческой деятельности.

− Создание эмоционального единения взрослого и ребенка.

− Стимулирование коммуникативной деятельности родителей через совместную проектную деятельность

Влияние конструкторов на развитие ребёнка и образовательный процесс:

− Формирование способности к волевым усилиям, направленных на достижение результата.

− Развитие основ трудолюбия.

− Развитие способности к планированию.

− Развитие воображения, образного мышления.

− Развитие способности систематизировать.

− Развитие творческой активности.

− Развитие моторики рук

Влияние робототехники на развитие ребёнка и образовательный процесс:

− Приобретение современных политехнических представлений и умений.

− Формирование предпосылок технических и технологических компетенций.

− Развитие познавательных процессов (восприятие, воображение, мышление, память, речь и др.).

− Формирование личных качеств (самостоятельность, инициативность, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, толерантность, стремление к успеху, потребность в самореализации).

− Формирование навыков коммуникации межличностного общения.

− Формирование «командного духа», умение работать в команде

Кроме того, участие детей, родителей и педагогов в соревнованиях по робототехнике имеют огромное влияние на развитие всех вышеперечисленных качеств всех участников соревновательного процесса: это и приобретение и закрепление современных политехнических умений, и формирование технологических компетенций, личных качеств, навыков коммуникации, и конечно же «командного духа». Благодаря участию в таких соревнованиях и мероприятиях родители и дети более глубоко занимаются темой технического творчества, родители поддерживают данное направление вне детского сада, а также налаживается тесный положительный контакт педагогов детского сада с родительским сообществом группы в целом.

Цель Программы:

Разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи Программы:

− В условиях реализации ФГОС ДО организовать в образовательном пространстве ДОО предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально-техническому, организационно -методическому и дидактическому обеспечению);

− Формировать основы технической грамотности воспитанников;

− Развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;

− Обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);

− Оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.

Программа может использоваться как часть, формируемая участниками образовательных отношений, при разработке Основной общеобразовательной программы дошкольного образования — вариативная часть ООП.

При реализации программы важно учитывать возрастные особенности развития дошкольников 5–7 лет!

Результаты освоения парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» сформулированы на основе компетенций инженера (Постановление Минтруда РФ «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» от 21.08.1998г. № 37 с изменениями и дополнениями (специальность «Инженер»)) и скорректированы с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста. Эти результаты полностью соотносятся с требованиями и конкретизируют целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования.

Пример (из Таблицы № 1 Программы)

Компетенции инженера

Показатели основ технической подготовки детей 5–6 лет

Показатели основ технической подготовки детей 5–6 лет

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования из ФГОС ДО

Разрабатывает методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ.

Составляет инженерную книгу. Фиксирует результаты своей деятельности по созданию моделей. «Читает» простейшие схемы технических объектов, макетов, моделей. Знает некоторые способы крепления деталей, использования инструментов. Выбирает соответствующие техническому замыслу материалы и оборудование, планирует деятельность по достижению результата, оценивает его.

Проявляет инициативу в конструктивно-модельной деятельности, высказывает собственные суждения и оценки, передаёт свое отношение. Самостоятельно определяет замысел будущей работы.

Составляет инженерную книгу. Фиксирует этапы и результаты деятельности по созданию моделей. «Читает» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

Для формирования тематического планирования, отбора тем образовательной работы авторы использовали классификатор технических наук (Приказ Минобрнауки РФ № 59 от 25.02.2009г. «Об утверждении Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» с изменениями и дополнениями от 14.12.2015г.) и приспособили классификатор, изменив темы относительно дошкольного возраста. [Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева. Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». — 2-е изд. — Самара: Вектор, 2018. 1 — с. 17] Содержание образовательной деятельности вписывается в традиционные темы любых образовательных программ дошкольного образования.

Тематические блоки:

− Машиностроение и машиноведение

− Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

− Транспортное, горное и строительное машиностроение

− Авиационная и ракетно-космическая техника

− Кораблестроение

− Электротехника

− Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы

− Радиотехника и связь

− Информатика, вычислительная техника и управление

− Энергетика

− Технология продовольственных продуктов

− Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности

− Процессы и машины агроинженерных систем

− Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы дерева

− Транспорт

− Строительство и архитектура

Авторами Программы также предлагается технология образовательной деятельности с детьми, которая сознана на основе теоретические работ образовательной деятельности В. Т. Кудрявцевой, Т. В. Волосовец, Н. А. Коротковой. Данная технология предусматривает определенный алгоритм, позволяющий отойти от школьной системы подачи материала, снизить риски излишней интеллектуализации детей, провоцирования искусственного убыстрения развития детей старшего дошкольного возраста.

Этапы непосредственно образовательной деятельности в старшей и подготовительной к школе группе:

  1. Введение нового понятия (слова) и/или логическая взаимосвязь.
  2. Техника безопасности.
  3. Схемы, карты, условные обозначения (работа детей с символьным материалом)
  4. Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей)
  5. Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух
  6. Конструирование/экспериментальная деятельность
  7. Инженерная книга
  8. Обсуждение построек, оценка деятельности (что хотели сделать — что получилось)
  9. Обыгрывание моделей
  10. Фотографирование деятельности и объектов
  11. Размещение моделей и конструктивных материалов в предметно-пространственной среде группы.

Организация НОД по данной технологии позволяет сделать образовательный процесс занимательным и увлекательным, а также формировать у дошкольников умения и качества, которые необходимы ребенку на следующей ступени образования

− развитие памяти, речи, воображения, сосредоточенности

− формирование умения анализировать и планировать

− формирование умения работать с символьным материалом

− формирование умения работать в парах, коллективно

Техническое творчество — это не только подготовка «будущих инженеров», это воспитание успешной личности.

Литература:

  1. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева. Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». — 2-е изд. — Самара: Вектор, 2018. — 79 с.
  2. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора). — Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001–88 с.
  3. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. — Москва: ТЦ Сфера, 2017–136 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, образовательная деятельность, образовательный процесс, дошкольный возраст, игровое оборудование, инженерная книга, парциальная программа, техническое творчество, формирование умения, детский сад.

Похожие статьи

Федеральный проект «Успех каждого ребенка»: управление творческой самореализацией (на примере учащихся Центра развития творчества г. Губкина)

Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой»

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным миром для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники дома и в детском саду»

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Конспект совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста с применением ИКТ на тему «Весеннее чудо»

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «В гостях у сказки» (образовательная область «Речевое развитие»)

Программа развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством (на материале формирующего эксперимента)

Проект «Развитие связной речи дошкольников старшего возраста с ОНР с использованием мнемотехники (на примере лексической темы «Мебель»)»

Похожие статьи

Федеральный проект «Успех каждого ребенка»: управление творческой самореализацией (на примере учащихся Центра развития творчества г. Губкина)

Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой»

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным миром для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники дома и в детском саду»

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Конспект совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста с применением ИКТ на тему «Весеннее чудо»

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «В гостях у сказки» (образовательная область «Речевое развитие»)

Программа развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством (на материале формирующего эксперимента)

Проект «Развитие связной речи дошкольников старшего возраста с ОНР с использованием мнемотехники (на примере лексической темы «Мебель»)»

Задать вопрос