Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.

Дата публикации: 19.12.2019

Статья просмотрена: 8617 раз

Библиографическое описание:

Матвиенко, Н. А. Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста / Н. А. Матвиенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4745/ (дата обращения: 19.12.2024).



В современном обществе заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально — личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. Дошкольное детство является сензитивным т. е., наиболее чувствительным периодом формирования эмоциональной сферы, именно поэтому, формирование эмоционального интеллекта нужно начинать с детского сада.

Понятие «Эмоциональный интеллект» трактуются по-разному, но все определения сводятся к тому, что эмоциональный интеллект — способность к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Проблема развития эмоционального интеллекта и его отдельных составляющих у дошкольников была предметом изучения таких ученых как И. Н. Андреева, Н. С. Ежкова, В. К. Загвоздкин, Р. Нассар, М. А. Нгуен, Н. В. Соловьева, В. С. Юркевич и др.

Одна из наиболее интересных модель эмоционального интеллекта дошкольника, представленную в трудах Куракиной А. О. [3] в соответствии которой, эмоциональный интеллект дошкольника имеет три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

Эмоциональный компонент — чувственный аппарат эмоционального интеллекта, который ориентирует детей относительно ценности всего, с чем они непосредственно взаимодействуют. Когнитивный компонент корректирует эмоциональные переживания детей посредством оценочных суждений и понятий.

Поведенческий компонент проявляется посредством эмоциональной саморегуляции, вербальному и невербальному проявлению эмоций у детей.

Подходить к вопросу формирования эмоционального интеллекта следует комплектно, воспитатель должен научить детей чувствовать и принимать свои эмоции, а также уметь выражать их социально приемлемым способом.

Прежде всего необходимо осознать и принять тот факт, что все эмоции существуют и все необходимы.

Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина.

Необходимо помочь ребёнку овладеть следующим алгоритмом:

  1. Понять свою эмоцию;
  2. Принять ее, не задавить, не отвергнуть, не обесценивать;
  3. Понять причину возникновения эмоции;
  4. Принять решение как ее выразить.

Поскольку в отечественной педагогике и психологии является общепринятой теория о ведущих видах деятельности, основным методом формирования эмоционального интеллекта становится игра, как ведущая деятельность дошкольника. Посредством игровых упражнений дети получают знания, учатся понимать и интерпретировать свои и чужие эмоции. Помимо игровых методов формирование компонентов эмоционального интеллекта осуществляется посредством чтения и обсуждения специально подобранной детской литературы, этических бесед, непрерывной образовательной деятельности, а также посредством арт-технологических методов.

Начиная со средней группы необходимо создавать условия для формирования эмоционального и когнитивного компонентов эмоционального интеллекта. С этой целью нами был разработан ряд бесед по серии книг Корнелии Спилман с применением педагогической технологии «рефлексивный круг».

«Рефлексивный круг» — это такая форма общения, при которой все участники сидят в кругу и по очереди, высказываются на заданную или свободную тему, передавая друг другу какой-либо предмет. Рефлексивный круг является одним из эффективнейших средств в развитии социальных чувств и эмоционального мира ребенка. Именно круг, по наблюдению психологов, является гарантией защищенности. Также круг можно назвать и «атмосферным явлением», потому что тональность круга, его добросердечность и теплота определяют общую атмосферу жизни детей группы. В процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал. Круг способствует совершенствованию речи, как средства общения, помогает детям высказывать предположения, формирование умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания публично. [2]

В нашей практике говорить первым начинает педагог. Ведь когда мы сами озвучиваем свои чувства (например: «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьей провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе»), это становится нормой общения. Тогда и детям становится легко понимать свои эмоции: «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось прыгать на скакалке на физкультурном занятии, хотя я очень старался, и я хотел бы понять, что мне делать»

По методике Гришаевой еженедельный итоговый рефлексивный круг проводится по пятницам в старшей и подготовительной группе с использованием специально разработанных «Листов достижений», которые находятся в руках у каждого участника рефлексивного круга.

В нашей практике итоговые рефлексивные круги мы стали проводить во втором полугодии средней группы, но вместо «Листов достижений» у нас появилась «Коробочка медалек» — это красивая коробочка, в которую воспитатели заготавливают различные хвалебные медальки для детей, а в пятницу на итоговом рефлексивном круге дети получают эти медальки. Сначала воспитатели сами раздавали детям медали, комментируя за что именно ребёнок ее получает. Позднее дети научились самостоятельно анализировать свое поведение и поступки, отмечать те или иные поступки товарищей, за которые их следует поощрить медалькой.

Благодаря таким традициям вырабатывается навык осознания воспитанниками происходящего в группе. Дети учатся описывать свои чувства, переживания, мысли, анализировать и осознавать те качественные изменения, которые произошли с ними за последнее время, понимать эмоциональное состояние других людей. Развивается межличностное доверие, обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки.

В нашей группе ежедневные рефлексивные круги стали традицией, дети любят общаться, высказывать свои мысли, делится переживаниями. На основе этой технологии были подобранные, модифицированы и разработаны коммуникативные игры и упражнения с целью формирования эмоционального и когнитивного компонентов эмоционального интеллекта.

В старшей группе, продолжая работу по формированию эмоционального интеллекта, мы стали созывать условия и для формирования поведенческого компонента.

С целью формирования начальной психологической грамотности детей в области понимания и выражения эмоций мною были разработаны следующие занятия непрерывной познавательной деятельности: «Радость в гости к нам пришла», «Посылка с Печалью». «В гостях у Били Бубу», «Управление Гневом», «Билли Бубу спешит на помощь», «У страха глаза велики», «О чем молчит лисенок?», «В царство базовых эмоций», «Калейдоскоп эмоций».

Формирование поведенческого компонента эмоционального интеллекта представляется нам, как научение детей выражать и регулировать свои эмоции, с помощью арт-технологий и психологических упражнений, направленных на снятие неприятных эмоциональных переживаний.

Арт-технологии — это форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоится, сосредоточится. Метод арт-терапии — терапии искусством — является прекрасным способом выражать и справляться со своими эмоциями.

В своей практике мы применяем следующие направления арт-терапии: сказкотерапия, изотерапия, игротерапия, камнетерапия и лепка.

Сазкотерапия — это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития, через сказку. Раскрывая значение сказкотерапии для дошкольника А. А. Осипова обращает внимание на то, что это метод, который использует сказочную форму для расширения сознания, интеграции личности, развития творческих способностей, улучшения взаимодействий с окружающим ребенка миром [4, с. 231]. Но главная уникальность сказкотерапии заключается в том, что ребенок, воплощая свои мысли через игрушки, героя или речь — открывает, зачастую сам того не замечая, те эмоции и переживания, о которых сам никогда бы не сказал открыто. Сказка дает возможность решить две центральные задачи: «задачу зеркала» (помогает дошкольнику познакомиться с собой, увидеть себя со стороны и, следовательно, формирует самосознание и гармонизирует личностное пространство) и «задачу кристалла» (она характеризуется тем, что все люди и окружающий мир воспринимаются по-новому, ребенок раскрывает свой потенциал в выстраивании отношений с внешним миром). Личность реализует себя как «творец собственного внешнего и внутреннего мира», что «обуславливает человеческую субъективность». [1, с.61].

Психологи и педагоги, практикующие сказкотерапию, предлагают различные варианты использования сказок в качестве средства формирования эмоционального интеллекта у дошкольников: применение специально созданных психотерапевтических сказок, сочинение персональных сказок, чтение и пересказ народных и авторских сказок.

На занятиях ребенок не только прослушивает сказку, но и проигрывает различные способы поведения, идентифицируясь с главным сказочным героям. Кроме того, можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же героем.

Мы читаем полезные сказки для формирования эмоционального интеллекта, обсуждаем их. Сочиняем свои сказки на заданную тему. Проигрываем различные сюжеты с помощью кукольного театра и игрушек. Работа проводится в фронтальной, группой и индивидуальной формах.

В рамках работы по формированию эмоционального интеллекта мною было написано несколько авторских сказок о медвежонке Були Бубу, знакомство с котором мы начали с разучивания физкультминутки, встречающейся в некоторых конспектах непрерывно- образовательной деятельности.

Изотерапия — это эффективный и действенный метод, который помогает ребенку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение. Для рисования используется широкий спектр материалов: разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель, восковые мелки — всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток. Предложить ребенку нарисовать «Дом мечты», где ему хотелось бы жить. Описывая свой рисунок, ребенок сможет рассказать о своих подлинных желаниях и причинах недовольства и негативных эмоций.

Камнетерапия — это доступный и эффективный способ психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Она позволяет научиться передавать свои чувства, развивать положительные эмоции. В процессе работы с камнями дети непроизвольно получают возможность выразить свои чувства и эмоции. Для камнетерапии мы пользуемся камушками, собранными с берега океана и разноцветными камушками для аквариумов.

Использование на занятиях камней способствует воспитанию бережного, заботливого отношения к природе. Дети с большим удовольствием работают с этим природным материалом, перебирая камушки в руках, становятся более спокойными, уравновешенными, быстрее раскрываются, рассказывая о своих проблемах.

Ребятам очень нравится играть с камушками. Выкладывать разные геометрические фигуры, картинки, считать камушки, раскладывать по цвету, форме, размеру. Разложив камушки на столе, можно создать свой рисунок: дорожку, животное, каменное солнце, дерево и т. д. Эта работа развивает мелкую моторику, фантазию, воображение.

Детям трудно осознать свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, строить, играть и фантазировать. Поэтому методы арт-терапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую и каменную фигурку, игру так удивительно подходят для работы с детьми. Совместное использование этих методов эффективно работает с снижением уровня тревожности, страха, агрессии, помогает обрести уверенность в своих силах, получить положительные эмоциональные переживания, обучиться конструктивным навыкам общения и эффективным моделям поведения.

Литература:

  1. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2007. 144 с.
  2. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. М.: Вентана-Граф, 2016. 181 с.
  3. Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников //Педагогические науки. 2013. № 11. С. 546–550.
  4. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002. 510 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, ребенок, эмоция, сказка, когнитивный компонент, поведенческий компонент, формирование, чувство, рефлексивный круг, эмоциональное состояние.

Похожие статьи

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Психологические аспекты управления развитием личности ребенка дошкольного возраста

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические средства и формы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста

Педагогические и психологические вопросы развития личности ребенка в современной модели дошкольного образования

Физические и психические особенности детей дошкольного возраста в перспективе обучения

Похожие статьи

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Психологические аспекты управления развитием личности ребенка дошкольного возраста

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические средства и формы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста

Педагогические и психологические вопросы развития личности ребенка в современной модели дошкольного образования

Физические и психические особенности детей дошкольного возраста в перспективе обучения

Задать вопрос