Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста
Автор: Тарасенко Татьяна Николаевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.
Дата публикации: 23.12.2019
Статья просмотрена: 2043 раза
Библиографическое описание:
Тарасенко, Т. Н. Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста / Т. Н. Тарасенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4754/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.
Ключевые слова: выразительность речи, коммуникативная деятельность, качество речи, театральная деятельность.
Время не стоит на месте, в современном мире все претерпевает значительные изменения, которые касаются и дошкольной педагогики. Не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. И здесь невозможно недооценить роль родного языка, который помогает дошкольникам осознанно воспринимать окружающий мир и является основным средством общения [7].
Выразительность речи обеспечивает не только развитие коммуникативных навыков, но и играет решающую роль в формировании личности через речевое самовыражение. Выразительность является одним из компонентов общего развития речи детей дошкольного возраста. Под выразительностью понимаются те особенности структуры речи, которые позволяют усилить впечатление от сказанного или написанного, тем самым вызвать и поддержать внимание и интерес у оппонента, воздействовав не только на его разум, но и на чувства, воображение. Другими словами, выразительность речи — это такое коммуникативное качество, которое отражает намеренное усиление говорящим (пишущим) впечатления от сказанного (написанного) [1].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительность речи» носит интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Развитие выразительности речи происходит в течение всего дошкольного детства: от непроизвольно-эмоциональной: у детей младшего дошкольного возраста до интонационно-речевой к средней группе и к языковой выразительности речи к старшему дошкольному возрасту.
Выразительность в речи ребенка появляется тогда, когда он хочет передать в речи не только свои знания, но и отношение к объекту, свое эмоциональное состояние, настроение. В связи с этим основным условием является создание положительного эмоционального фона. Способность изменять голос, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, предавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску обеспечивает интонационную выразительность речи. Благодаря интонации говорящий имеет возможность отражать своё отношение к высказываемой мысли, передавать свои мысли, переживания, доводить свое высказывание до полной завершенности.
Развитие выразительности речи проходит двумя путями: естественная выразительность детской речи (когда ребенок эмоционально что-то рассказывает) и произвольная осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста [5].
Упражняясь над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется и словарь дошкольника, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. В процессе исполнения роли произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, таким образом, развивается и совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.
Если говорить в целом о речи человека, то необходимо отметить, что речь, богатая различными интонационными характеристиками, считается выразительной. К таким характеристикам относятся следующие понятия:
– Просодика, представляющая собой сложный комплекс элементов (мелодика, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций).
– Интенсивность произнесения обуславливается степенью усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.
– Мелодика речи отражает совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.
– Ритм речи — это упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
– Темп речи представляет собой скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
– Тембр голоса определяет окраску, качество звука.
– Логическое ударение — это интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко [3, 6].
Нет необходимости упоминать о том, что непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, над этим и стоит работать.
Отсутствие живого источника выразительности детской речи заметно снижает темп развития интонационной выразительности. Например, речь ребенка во время занятия может кардинально отличаться от речи ребенка в повседневной жизни. Поэтому следует организовывать педагогический процесс таким образом, чтобы произвольную выразительность речи постепенно преобразовывать в выразительность, которая возникает сознательно благодаря волевым усилиям.
Развивая выразительность речи, необходимо соблюдать определенные условия, в которых каждый дошкольник имел бы возможность проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды не только в повседневной жизни, но и выступая публично, не стесняться присутствия посторонних слушателей. Эту работу необходимо начинать еще с раннего возраста. Поскольку бывает, что люди с богатым духовным содержанием и выразительной речью избегают публичных выступлений, потому что теряются в присутствии незнакомых лиц.
Только в процессе целенаправленного обучения у детей формируется выразительная речь, имеющая следующие характеристики: средний темп, ритмичность, умеренная сила, средняя высота голоса. С одной стороны, данные качества могут выступать как постоянные, привычные качества, определяющие в целом индивидуальность речи. С другой — темп речи и качество голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, то есть необходимо учить ребенка говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро и т. д. [1].
Начиная со старшего дошкольного возраста, воспитателю необходимо учить детей использовать качество голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. В частности, нужно обучать детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль.
Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и отношения, эмоциональное состояние. И здесь решающую роль играет положительный эмоциональный фон ребенка и созданная комфортная атмосфера внутри детского коллектива [4].
К старшему дошкольному возрасту не только сама речь, но и стихотворное творчество ребенка переживает период перелома ритмического выражения. Ритм и интонация речи и стиха начинают уступать ведущее место слову. Сначала в речи, а после и в стихах слово становится носителем смысла, а такие выразительные средства, как ритм и интонация превращаются в аккомпанемент словесной речи.
Но одновременно с этим подобное преображение ритма и интонации речи может нести в себе опасность, так как слово может настолько оттеснить ритм, тогда речь ребенка теряет выразительность и ритмичность.
Таким образом, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на музыкальных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.
На всех этапах работы используются следующие методы формирования выразительности речи:
- Наглядные методы, такие, как рассматривание картин со знакомым детям сюжетом, игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. В процессе данной работы воспитатель направляет восприятие детей, объясняя и называя показываемое [2].
- Словесные методы связаны с художественным словом. Сначала педагог выразительно читает художественное произведение, после чего проводит по нему беседу, которая способствует пояснению содержания текста и пониманию отдельных средств выразительности. Например, прочитав стихотворение С. Маршака «Котята», педагог может спросить детей: «Какое настроение было у хозяйки дома в начале стихотворения? Почему вы так считаете?» Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом «разыгрывать» прочитанное.
- Практические методы. Целью таких методов является обучение дошкольников практически применять полученные знания. Одним из таких методов — дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная). Она может быть использована в процессе решения всех задач развития речи.
Работая со знакомым литературным произведением, можно организовать игру-драматизацию, настольную инсценировку. Игры-занятия тоже решают немаловажную задачу — они не только обогащают словарь детей, но и способствуют освоению культуры поведения. Так в процессе игры «День рождение куклы Маши» дошкольники следят за действиями с куклой и, выполняя роли гостей, садятся за стол, пьют чай, учатся поддерживать общую беседу, проявлять внимание к имениннице и друг к другу, стараются аккуратно есть, правильно держать себя за столом [8].
Используются такие приемы формирования выразительности речи как:
– речевой образец (воспитатель произносит слова подчеркнуто четко, громко, неторопливо);
– повторение (организовывается индивидуальная работа с каждым ребенком, совместное повторение воспитателя и двух детей, а также хоровое повторение);
– указания (детям разъясняется алгоритм действий для достижения желаемого результата);
– словесное упражнение (педагог вместе с детьми многократно выполняет определенные речевые действия для выработки и совершенствования речевых умений и навыков).
Для того, чтобы дошкольник выразительно читал стихи или фразы с разной интонацией, можно использовать такие упражнения, как: проговаривание чистоговорок и скороговорок (например, «ту-ту-ту — я найду себе трубу» дети должны произносить с разной силой голоса; с различной интонацией — удивленно, вопросительно, напугано); звукоподражание (как кошка, как корова, как собака и т. д.); артикуляционная гимнастика (укрепление соответствующего комплекса мышц).
Совершая манипуляции с куклой, произнося за нее слова, дошкольник иначе относиться к собственной речи, подчиняя игрушку своей воле, ребенок «заставляет» ее «говорить» и «действовать». Участвуя в инсценировках, малыш перевоплощаться в различные образы, что в свою очередь предоставляет ему возможность чувствовать себя более свободно и раскованно.
Систематически проводимые игровые упражнения способствуют тому, что мимика, жесты, движения становятся более подвижными, выразительными, «читаемыми», уверенными, контролируемыми.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Академия, 2005. — 255 с.
- Ершова А. П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании. // Эстетическое воспитание. — М., 2002. — 234 с.
- Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4–6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. / Под ред. Т. Н. Дороновой. — М.: Просвещение, 2004. — 244 с.
- Пономарев Я. Психология творчества. — М., 1999. — 520 с.
- Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа «Театр-творчество-дети». — М.: МИОО, 1995. — 320 с.
- Фурмина Л. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх. // Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1972. — 172 с.
- Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. — 416 с.
- Экки Л. Театрально-игровая деятельность. // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 7. — С. 14–15.
Ключевые слова
коммуникативная деятельность, выразительность речи, качество речи, театральная деятельностьПохожие статьи
К проблеме развития выразительности речи младших школьников
Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью критериев оценки выразительности речи младших школьников. Авторами предложены критерии оценки интонационн...
Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста
В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.
Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду
В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...
Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.
Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей посредством
В статье описан опыт работы по воспитанию и формированию звуковой культуры речи, раскрываются навыки и механизмы речи, этапы в работе над произношением речи, представлены дидактические игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, слуховог...
Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр
В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...
Художественное воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.
Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...
Похожие статьи
К проблеме развития выразительности речи младших школьников
Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью критериев оценки выразительности речи младших школьников. Авторами предложены критерии оценки интонационн...
Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста
В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.
Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду
В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...
Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.
Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей посредством
В статье описан опыт работы по воспитанию и формированию звуковой культуры речи, раскрываются навыки и механизмы речи, этапы в работе над произношением речи, представлены дидактические игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, слуховог...
Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр
В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...
Художественное воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.
Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...