Использование различных техник декорирования в развитии творческих способностей у дошкольников
Автор: Серебренникова Екатерина Юрьевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.
Дата публикации: 23.12.2019
Статья просмотрена: 331 раз
Библиографическое описание:
Серебренникова, Е. Ю. Использование различных техник декорирования в развитии творческих способностей у дошкольников / Е. Ю. Серебренникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4755/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассматриваются вопросы, связанные с творческими способностями дошкольников, в частности возможности использования декорирования в изобразительной деятельности.
Ключевые слова: творческие способности, квиллинг, скрапбукинг, декупаж, коллаж, папье-маше, изонить, граттаж.
Как говорил Ш. А. Амонашвили: «Дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, поэтому и рождаются, чтобы создавать и творить».
Детские творческие способности — далеко не новый предмет исследований. У людей во все времена был огромный интерес к творческим способностям. Однако раньше у общества не возникало особой потребности в выявлении творчески одаренных людей. Таланты появлялись, как бы сами по себе: создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация поменялась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее и требует от человека не шаблонных и привычных действий, а ускоренности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем. Если учитывать факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Помощь взрослого в развитии творчества должна быть максимально разумной и ненавязчивой. Для того чтобы ребёнку начать творить и фантазировать, ему достаточно иметь в окружении незамысловатые предметы домашнего обихода. И взрослым нельзя упускать момент для оказания ему посильной помощи. Детское декорирование особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды и техники художественного творчества, основанный на собственном ведении мира.
В декорировании важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка. Главное нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму. Из этого следует, для того чтобы, ребенок начал декорировать в-первую очередь, нужно развивать у него пространственное воображение, поощрять нестандартное видение. Взрослые же нередко не поддерживают фантазии ребенка, если он рисует не зеленую елку, а красную, говоря так не правильно. Ребенок сначала возражает, говоря она сказочная, а потом начинает фантазировать все меньше и меньше.
Детское декорирование связано с деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды.
Декорирование имеет общее с изобразительной деятельностью: рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием:
- Оригинальность и неповторимость творческого продукта.
- Использование аналогичных материалов и техник.
- Общий подход к оценке художественности профессионального и детского «искусства».
Занятия декорированием — призваны взаимодействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению, состоянию эмоционального комфорта, ощущение радости детства в различных видах художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник. Коллаж, квиллинг, скрапбукинг, тестопластика, оригами, папье-маше, декупаж, граттаж, изонить и т. д.
Квиллинг — это искусство скручивание бумаги, которому уже не одна сотня лет. Бумага обработанная по технике квиллинга, весьма прочная и крепкая. Поэтому все изделия из нее широко используют в быту. Можно сделать конфетницу или хлебницу и использовать по прямому их назначению.
Папье-маше — это очень простая бюджетная техника изготовления различных поделок из кусочков бумаги. Заниматься таким творчеством в детском саду одно удовольствие. Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше.
Первое изделие изготавливают послойным наклеиванием маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную болванку.
Второй метод изделие формируют из жидкой бумажной массы. Бумагу разрезанную на мелкие кусочки, заливают горячей водой и на сутки помещают в теплое место. Затем ее подвергаю кипячению, отжимают. Разрыхляют и высушивают. Полученную бумажную массу тщательно перемешивают с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клестера и столярного клея.
По третьему методу изделия склеивают подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона. Полученное изделие грунтуют и раскрашивают.
Скрапбукинг — это рукоделие, которое представляет собой разработку, создание и оформление альбомов, упаковочных коробок, рамок для картин и фотографий, а так же подарочных открыток.
Декупаж — очень популярная современная техника декорирования различных предметов: от небольших тарелочек и вазочек до вместительных комодов и шкафов. Суть техники декупажа заключается том, что тонкий слой бумаги с декоративным рисунком наклеивается на поверхность декорируемого предмета, создавая при этом иллюзию ручной росписи. Для декупажа можно взять: специальные салфетки, вырезать рисунок из журнала, простые открытки или даже взять оберточную бумагу.
Коллаж — техника коллажа состоит из наклеивания различных фрагментов в одно целое. Это могут быть фотографии, ткань, краски, металлические детали, журналы. В коллаже можно использовать различные виды нетрадиционных техник (тестопластику, граттаж, изонить и многое другое).
Лепка — это процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластичным материалом. Можно лепить из глины и пластилина. Но интересно освоить что-то новое. Соленое тесто — это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно все что угодно, а потом и раскрасить. Его можно заготовить в прок. Работая с тестом так же очень полезна и для будущих кулинаров, лепка различных булочных изделий пригодиться в дальнейшем при выпечки уже настоящих пирожков и булочек.
Изонить — это необычный вид вышивки, отличительной особенностью которого является поверхность, на которой вышивают нитками. Вместо классической канвы в данном искусстве используют плотный картон или бумагу. С помощью нитяной графики создают красивое панно и картины, делают закладки для книг, украшают шкатулки и броши, а также элементы одежды и декора интерьера. Создание нитяного рисунка наделяет его автора ловкостью рук и усидчивостью.
Граттаж — это способ процарапывания заостренным предметом грунтованного листа. Техника выполнения проста, состоит из трех этапов.
- Необходимо взять плотный лист картона белого и тщательно без пробелов натереть его восковой свечой.
- Нанести на весь лист, без пробелов, с помощью широкой кисти густую гуашь, черного или другого темного цвета. Добавьте в гуашь несколько капель жидкого мыла или клея ПВА, тогда при процарапывании гуашь не будет пачкать руки.
- Процарапывание. Возьмите заостренный предмет: зубочистка, стержень от шариковой ручки, перо, пластиковая вилка и т. д. И начинайте наносить запланированный рисунок. Рисовать можно что вам хочется.
Каждый из этих методов — это маленькая игра, их использование позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.
В детских садах в рамках тематических недель с детьми можно делать различные поделки с использованием различных техник. При декорировании простые и, казалось бы, уже не нужные вещи можно превратить в настоящий шедевр. Так, например, ко дню мамы из простой коробки из-под обуви, можно изготовить подарочные коробочки и украсить их различными бусинами или бантиками сделанные руками детей. На восьмое марта шкатулки с декором из квиллинга. Новогодние шары в технике декупаж и многое другое, фантазия маленького гения безгранична, главное вовремя остановиться.
Человеческая индивидуальность всегда неповторима. Реализация этой неповторимости, уникальности и есть творческий акт. Создание условий для проявления ребенком собственной индивидуальности, неизбежно способствует творческим способностям. Создание творческой атмосферы благоприятно влияет на творческую деятельность детей, которая создается не только воспитанием любознательности, креативности, способности мыслить не так как все, но и необходимостью воспитывать готовность к восприятию нового и необычного.
И в завершение хочется отметить, что сегодня как никогда прежде ощущается потребность в формировании личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать. Такие люди не способны на безнравственные поступки.
Литература:
- Потапова Е. В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов. — СПб.: Детство-пресс, 2012. — 258 с.
- Комарова Т. С. Развитие художественных способностей у дошкольников. — М: Мозайка-Синтез, 2013. — 159 с.
- Ращупкина С. Ю. Декупаж. Лучшая книга о декорировании. -М: РИПОЛ-классик, 2011 г. — 201 с.
Ключевые слова
творческие способности, квиллинг, граттаж, скрапбукинг, декупаж, коллаж, папье-маше, изонитьПохожие статьи
Использование нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста
В статье автор пытается выяснить особенности использования нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации
В статье рассматривается возможность использования нетрадиционных техник аппликации в дошкольной образовательной организации для развития творческих способностей дошкольников.
Применение техники граттаж в работе с дошкольниками
В статье рассматривается применение техники Граттаж в работе с дошкольниками как игровой технологии, способствующей развитию творческих способностей, мелкой моторики, пространственного мышления и воображения детей.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста
Развитие детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач образовательной системы. Одним из важных аспектов этого процесса является развитие творческих способностей ребенка. Рисование является одним из основных средств самовыражения и разв...
Развитие творческих способностей у воспитанников дошкольного возраста в декоративно-прикладном искусстве посредством применения нетрадиционной техники пластилинография
Применение нетрадиционных техник на занятиях является необходимым условием успешного формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Использование смешанных техник рисования и сочетания различных изобразительных материалов для развития творческих способностей дошкольников
В статье автор обосновывает использование педагогами дошкольных учреждений смешанных техник рисования и пластилинографии, а также сочетания различных изобразительных материалов с целью повышения качества детских работ и развития творческих способност...
Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности на основе игровых технологий
В статье рассматриваются проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. Даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Техника sand-play как элемент арт-технологий в работе с детьми с нарушениями речевого и интеллектуального развития
В статье рассматриваются основные виды арт-технологий. Описываются ключевые направления использования песочных технологий в работе с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов. Приводятся методические рекомендации по включению техники...
Развитие художественных способностей детей посредством бумагопластики и контроль полученных результатов на примере квиллинга
В статье рассмотрено влияние занятий бумагопластикой на развитие творческих способностей детей на примере выполнения работы в технике квиллинг. Проведено экспериментальное исследование, выявлены склонности к творческим способностям и динамика их разв...
Похожие статьи
Использование нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста
В статье автор пытается выяснить особенности использования нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации
В статье рассматривается возможность использования нетрадиционных техник аппликации в дошкольной образовательной организации для развития творческих способностей дошкольников.
Применение техники граттаж в работе с дошкольниками
В статье рассматривается применение техники Граттаж в работе с дошкольниками как игровой технологии, способствующей развитию творческих способностей, мелкой моторики, пространственного мышления и воображения детей.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста
Развитие детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач образовательной системы. Одним из важных аспектов этого процесса является развитие творческих способностей ребенка. Рисование является одним из основных средств самовыражения и разв...
Развитие творческих способностей у воспитанников дошкольного возраста в декоративно-прикладном искусстве посредством применения нетрадиционной техники пластилинография
Применение нетрадиционных техник на занятиях является необходимым условием успешного формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Использование смешанных техник рисования и сочетания различных изобразительных материалов для развития творческих способностей дошкольников
В статье автор обосновывает использование педагогами дошкольных учреждений смешанных техник рисования и пластилинографии, а также сочетания различных изобразительных материалов с целью повышения качества детских работ и развития творческих способност...
Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности на основе игровых технологий
В статье рассматриваются проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. Даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Техника sand-play как элемент арт-технологий в работе с детьми с нарушениями речевого и интеллектуального развития
В статье рассматриваются основные виды арт-технологий. Описываются ключевые направления использования песочных технологий в работе с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов. Приводятся методические рекомендации по включению техники...
Развитие художественных способностей детей посредством бумагопластики и контроль полученных результатов на примере квиллинга
В статье рассмотрено влияние занятий бумагопластикой на развитие творческих способностей детей на примере выполнения работы в технике квиллинг. Проведено экспериментальное исследование, выявлены склонности к творческим способностям и динамика их разв...