Развитие познавательной мотивации через использование квест-игры в образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения
Авторы: Быкова Мария Владимировна, Энгель Лилия Николаевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.
Дата публикации: 25.12.2019
Статья просмотрена: 239 раз
Библиографическое описание:
Быкова, М. В. Развитие познавательной мотивации через использование квест-игры в образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения / М. В. Быкова, Л. Н. Энгель. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4762/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматривается особенности использования квест технологии в образовательной деятельности детей с нарушениями зрения. Раскрываются возможности квест-игры, как средства развития познавательной мотивации, психических процессов, коммуникативных навыков и умения взаимодействовать со сверстниками. Организация занятия в форме квест-игры создаёт комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Ключевые слова: познавательная мотивация, квест-игра, нарушения зрения, интеграция, коммуникативные навыки, комбинированная направленность.
Ведущим видом деятельности является игра (по А. Н. Леонтьеву). Мы предлагаем проводить обучающие занятия в форме квест-игры.
Образовательный квест — это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. Живой «квест» не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникативных навыков между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, мотивации на познание нового, развивают фантазию и творчество. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Квест-игры целесообразно проводить на стадии закрепления материала, чтобы дети на практике могли применить накопленные знания и умения.
Особенно актуальной для развития познавательной мотивации и познавательного интереса мы считаем применение квест-игры в обучении детей с функциональными расстройствами зрения. Данная категория детей в силу своих физиологических особенностей не только имеет сниженную познавательную активность, но и проблемы с ориентировкой в пространстве, координацией движений, зрительным вниманием, зрительной памятью, развитием речи. Дети с большим удовольствием выполняют разнообразные задания, преподнесённые в игровой форме и, конечно же, это способствует развитию познавательной мотивации, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков учебной деятельности.
Задание для квестов это и есть та самая образовательная часть игры, в которую можно включать интеллектуальные и творческие задания, и превращать каждый квест в уникальный продукт. Задания могут быть разнообразными: решение ребусов, загадок, кроссвордов, головоломок; тематическое прохождение препятствий, создание плаката, коллажа, картины, творческая деятельность, эксперименты и опыты, танцевальные и театральные постановки, фольклорные задания на знание народного творчества, спортивные состязания и т. д. Количество и содержание заданий должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Квест-игры оказывают неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить процесс обучения в детском саду, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым, тем самым способствуя развитию познавательной мотивации и активности детей.
При проведении занятий в форме квест-игры в группах комбинированной направленности здоровые дети имеют возможность взаимодействовать с детьми с нарушениями зрения, работать в парах и оказывать им помощь в передвижении, нахождении ориентиров и ориентировке в пространстве, могут скоординировать выполнение заданий. Эта форма взаимодействия создаёт детям со зрительными нарушениями условия для развития коммуникативных навыков, социализации, ощущения комфорта и успешности, мотивирует к познавательной деятельности.
Подводя итог, необходимо отметить, что использование квест-игр поможет педагогам значительно разнообразить процесс обучения и воспитания детей, сделать занятия привлекательными для всех участников и тем самым повысить результативность коррекционно-образовательного процесса.
Конспект квест-игры для детей подготовительной группы «Поможем Деду Морозу»
Образовательная область: познавательное развитие
Цель: создать условия для систематизации и актуализации ранее полученных знаний, умений и навыков по обучению грамоте, формирование у детей высокой мотивации и заинтересованности.
Задачи: совершенствовать умение детей делить слова на слоги; закреплять умение составлять слова из букв; развивать фонематический слух через дифференциацию звуков по мягкости-твёрдости; развивать мелкую моторику рук; развивать внимание, логическое мышление, творчество, сообразительность; развивать умение, взаимодействовать друг с другом, помогать друг другу, переживать друг за друга; воспитывать умение работать в команде, коллективе.
Предварительная работа: знакомство со звуками и буквами, согласно перспективно-тематического плана по обучению грамоте, чтение художественной литературы: В.Крупин «Первый букварь»; сказка «Как Мишка пошёл в школу» и др.; лепка «Моя любимая буква», сюжетно- ролевые игры «Школа».
Оборудование: карта-схема (3 шт.), ткань для сугроба, снежинки с картинками (снежинка, олень, снеговик, коньки, валенки, нос, носок, санки, корона, варежк); картинки следов с буквами (медведя, волка, оленя); игрушечная ель, картинки — шары (кот в сапогах, Маша, Мишка, снеговик, колобок, крокодил Гена, чебурашка, Чипполино, Дюймовочка, Буратино); схема –лесенка, картина камина, конверт, серия сюжетных картин, клубок ниток, «волшебный ящик», мягкие буквы, материал для конструирования (кубики, палочки, камешки, пробки, подушечки); разрезная картина снеговика, мешок Деда Мороза, сладкие призы, костюм снеговика, ноутбук, музыкальное сопровождение занятия (песня Маши про следы из мультфильма «Маша и медведь», песня Littil Biq).
Адаптация наглядного материала для детей с нарушениями зрения: контрастный фон, четкий контур главного в изображении, уменьшение второстепенных деталей на картинках, насыщенность цвета, увеличение контрастности.
Ход игры:
I. Организационный момент:
Дети заходят в группу, их встречает педагог со словами:
Педагог: — Ребята, нам пришло видео-сообщение. Давайте его посмотрим. (педагог открывает ноутбук и показывает ребятам сообщение).
Видео-сообщение
«Здравствуйте, мои дорогие ребятки! Я – Дед Мороз! Со мной приключилась большая беда. По пути к вам у меня украли мешок с подарками, который я нес для вас. Кто мог это сделать, я не знаю… К вам на праздник торопился и в сугроб я провалился, и пока я выбирался мой мешок куда девался? Эх, найти бы мне его! Но без вашей помощи мне воришку не найти».
Педагог: Ребята, поможем Дедушке Морозу найти пропавший мешок с подарками? Но для этого нам надо встретиться с помощником Деда Мороза — Снеговиком. Давайте его позовем по слогам. Сне-го-вик! (Дети зовут Снеговика, проговаривая слово по слогам. В группу заходит Снеговик.)
Снеговик: Здравствуйте, ребята! Я помогу вам узнать, кто похитил мешок с подарками. Но для этого вам надо отправиться в путешествие, полное приключений. Готовы ли вы к этим испытаниям? (Ответы детей).
— В таком деле нужна сплоченность, дисциплина и сила духа. Ведь только сообразительные и внимательные могут добиться успеха. И, самое главное, вы должны быть всегда вместе!
— Теперь небольшая подготовка! Посмотрим, как вы умеете строиться: по росту, по длине волос, квадратом, кругом (дети строятся по команде Снеговика)
— Молодцы, ребята. Пора в путь. У меня есть карта волшебного леса, она поможет вам найти верную дорогу и не заблудиться. Чтобы помочь Дедушке Морозу узнать, кто похитил мешок с подарками, вы должны выполнить задания (снеговик дает детям карту-схему передвижения по «волшебному лесу» и тихонько уходит).
Педагог: Отправляемся в путешествие. За каждое правильно выполненное задание будете получать часть картинки. Наша задача собрать все части и составить картину, тогда вы сможете узнать, кто похитил мешок с подарками.
Педагог: Первое задание мы найдем, отгадав загадку.
Проработав целый день,
Намела гору метель.
Что за горка? Как зовётся?
Вам ответить мне придется (сугроб).
Дети отгадывают загадку и находят в группе «сугроб», а на нем — снежинки с картинками (картинки: снежинка, олень, снеговик, коньки, валенки, нос, носок, санки, корона, варежки)
1 задание «Определи твердый имягкий звук».
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки и определить, какой знакомый звук в них часто встречается (Звук Н, Нь) и разложить снежинки с картинками по твердости и мягкости звука Н наварежки синего и зеленого цвета. За выполненное здание дети получают часть картинки.
Звучит песня «Следы зверей» из мультфильма «Маша и медведь».
Педагог: Посмотрите, сколько здесь следов! Какие звери здесь ходили? (Ответы детей: волк, медведь, олень)
2 задание «Определи гласные исогласные звуки»
Педагог: Эти следы помогут нам разделиться на группы по медвежьим, волчьим и оленьим следам. Теперь мы разделимся и продолжим путь со своим ведущим по своей карте-схеме. Так мы быстрее справимся со всеми заданиями и найдем воришку.
Педагог: Переверните следы и посмотрите, какие буквы на них изображены? Какие звуки они обозначают? (Ответы детей) Как можно их разделить? (Ответы детей).
Педагог: Правильно, ребята, их можно разделить на гласные и согласные звуки.
— Почему одни звуки называются гласными? А другие звуки — согласными? (Ответы детей)
— А теперь составьте слоги с этими буквами. (Дети составляют слоги. За правильные ответы дети получают часть картинки).
Педагог: Ребята, нам пора в путь. Давайте посмотрим на карту и определим, куда нам двигаться дальше.
Педагог: На карте — загадка:
Я росту, чтоб в Новый год,
Был веселый хоровод,
Зелена я и свежа
И похожа на ежа,
И в жару или в метель,
Называют меня … (ель)
Дети отгадывают загадку и подходят к игрушечной елке. На ней висят шары-картинки.
3 задание «Деление слов на слоги»
Педагог: Ребята, смотрите, на елочке шарики с картинками, это новое задание — выложить лесенку из картинок. Будем делить слова на слоги и раскладывать по лесенке.
(картинки: Кот в сапогах, Маша, Мишка, снеговик, колобок, крокодил Гена, чебурашка, Чипполино, Дюймовочка, Буратино)
Дети выполняют задание: снимают с елки шарики-картинки, определяют количество слогов и раскладывают на соответствующей количеству слогов ступеньке лесенки. За правильно выполненное задание команда получает часть картинки и определяет по карте следующее задание.
Педагог: Ребята, посмотрите на карту, чтобы найти следующее задание, надо отойти от елки на 1 шаг вправо, 3 шага вперед, 2 шага налево.
Следуя инструкции, дети подходят к нарисованному камину. За ним — конверт.
Педагог: Конверт возьмет тот, у кого в имени есть звук М (В, Н).
Дети определяют, у кого в имени есть заданный звук и тот ребенок берет конверт и отдает ведущему.
4 задание «Рассказ по серии сюжетных картинок»
Ведущий достает из конверта картинки и читает следующее задание. «Ребята, составьте рассказ по картинкам. Смотрите, не перепутайте последовательность. Если перепутаете, не узнаете, кто похитил мешок Деда Мороза. Ваш Снеговик».
Дети раскладывают последовательно серию сюжетных картинок и составляют рассказ. За выполненное задание дети получают часть картинки.
Педагог: Ребята, посмотрите, откуда-то взялся клубочек. Может он волшебный? Давайте его кинем и посмотрим, куда он нас приведет. Клубочек бросит тот, у кого в имени есть звук Н (В, М).
5 задание «Составь букву»
Ребенок, у которого в имени заданный звук, бросает клубок в сторону «волшебного ящика».
Педагог: Этот ящик не простой, а волшебный. Давайте узнаем, что в нем? Надо просунуть руку в отверстие, на ощупь определить, что там и сказать своей команде. А затем при помощи разнообразных предметов изобразить этот предмет.
В ящике лежат объемные буквы. Рядом с ящиком разложены различные материалы для конструирования: кубики, палочки, камешки, пробки, подушечки. Один из детей достаёт из ящика, находит букву и участники команды выкладывают заданную букву из предложенного материала. За выполненное задание дети получают часть картинки.
Педагог: Ребята, посмотрите, сколько мы собрали частей картины. На карте изображена поляна. Давайте соберемся на поляне и попробуем составить картину, может нам хватит частей и мы сможем узнать, кто похитил мешок Деда Мороза.
Дети собирают большую разрезную картину, на которой изображен снеговик.
Педагог: Так вот кто похитил мешок с подарками у Деда Мороза. Давайте позовем его, делая «ударение». (Дети зовут снеговика) Снегови-и-и-к!
— Снеговик не слышит, нам надо его найти. Посмотрим на карту, может там будет подсказка.
Дети по карте определяют, что надо найти снежинки, которые укажут путь к Снеговику. Снежинки, развешанные на стенах, приводят детей к входной двери в старшую группу. Дети заходят в старшую группу, где их встречает Снеговик.
Снеговик: Простите меня ребята, это я утащил мешок Деда Мороза. Но я так больше не буду делать. Мне стало грустно, и я решил так пошутить.
Педагог: Ребята, простим Снеговика? А давайте потанцуем с ним, чтобы Снеговик больше не грустил и так не поступал.
Танец Снеговика с детьми под музыкальное сопровождение (Little Big).
Снеговик: Ребята, а мешок-то я у вас в группе спрятал. Пойдемте его поищем.
Дети вместе со Снеговиком возвращаются в группу. Из-под елки Снеговик достает мешок Деда Мороза и ведерко со сладкими призами и угощает детей, прощается и уходит. В это время раздается звонок, ведущий открывает ноутбук, там видео-сообщение от Деда Мороза. Дед Мороз благодарит детей за помощь в поисках пропавшего мешка.
Литература:
- Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников/В. Бачурина// Серия «Талантливому педагогу — заботливому родителю». — М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. — 176 с.
- Гавришова Е. В., Миленков. М. Квест — приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2015 — № 10
- Окшина А. А. Квест-игра как культурная практика: содержание и технология организации в дошкольном образовании. Балтийский гуманитарный журнал.-Т.7. № 1 (22). 2018. — С.279–282.
Ключевые слова
познавательная мотивация, интеграция, коммуникативные навыки, нарушения зрения, квест-игра, комбинированная направленностьПохожие статьи
Использование социально-ориентированных игровых технологий в восстановлении развития детей с расстройством акустического спектра
Рассматриваются игровые технологии в работе с детьми с расстройством акустического спектра и других ментальных нарушений. Игра — одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. Игра-имеет преимущества перед вс...
Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития
В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...
Использование ИКТ в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Статья рассматривает важность познавательного развития детей дошкольного возраста. В статье обсуждаются основные задачи познавательного развития, такие как развитие наблюдательности, аналитического мышления и самостоятельности. Авторы подчеркивают зн...
Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования развивающих игр В. В. Воскобовича
Одно из главных направлений дошкольного образования — познавательное развитие. Поэтому задача педагогов ДОО — найти и создать наиболее приемлемые и доступные способы подачи информации для познавательной активности, развития любознательности, интеллек...
Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр
В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.
Тренинг с элементами маскотерапии «Маска, маска, я тебя знаю» для родителей и обучающихся групп старшего возраста компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи)
В статье рассматривается один из способов арт-терапии, «маскотерапия», по оказанию помощи родителям обучающихся в поиске эффективных способов взаимодействия со своим ребенком, способствовании гармонизации эмоциональных отношений в группе, в семье. Ма...
Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами
Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...
Инновационная модель театрализованной деятельности: музыкально-театрализованные квесты и сказки на основе творческого взаимодействия педагогов с детьми
Данная статья рассматривает использование инновационной модели театрализованной деятельности в образовании для стимулирования интереса детей к обучению и развитию их креативности и творческого мышления. В статье обозначены преимущества использования ...
Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра
В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями фор...
Похожие статьи
Использование социально-ориентированных игровых технологий в восстановлении развития детей с расстройством акустического спектра
Рассматриваются игровые технологии в работе с детьми с расстройством акустического спектра и других ментальных нарушений. Игра — одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. Игра-имеет преимущества перед вс...
Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития
В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...
Использование ИКТ в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Статья рассматривает важность познавательного развития детей дошкольного возраста. В статье обсуждаются основные задачи познавательного развития, такие как развитие наблюдательности, аналитического мышления и самостоятельности. Авторы подчеркивают зн...
Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования развивающих игр В. В. Воскобовича
Одно из главных направлений дошкольного образования — познавательное развитие. Поэтому задача педагогов ДОО — найти и создать наиболее приемлемые и доступные способы подачи информации для познавательной активности, развития любознательности, интеллек...
Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр
В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.
Тренинг с элементами маскотерапии «Маска, маска, я тебя знаю» для родителей и обучающихся групп старшего возраста компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи)
В статье рассматривается один из способов арт-терапии, «маскотерапия», по оказанию помощи родителям обучающихся в поиске эффективных способов взаимодействия со своим ребенком, способствовании гармонизации эмоциональных отношений в группе, в семье. Ма...
Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами
Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...
Инновационная модель театрализованной деятельности: музыкально-театрализованные квесты и сказки на основе творческого взаимодействия педагогов с детьми
Данная статья рассматривает использование инновационной модели театрализованной деятельности в образовании для стимулирования интереса детей к обучению и развитию их креативности и творческого мышления. В статье обозначены преимущества использования ...
Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра
В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями фор...