Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.

Дата публикации: 29.12.2019

Статья просмотрена: 402 раза

Библиографическое описание:

Маттис, О. И. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста / О. И. Маттис, Н. В. Глебова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4766/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья детей, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье дошкольников.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

По мнению всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

В дошкольной образовательной организации уделяется особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребёнка, обеспечению его психологического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за своё здоровье.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

– сохранение физического и психического здоровья детей;

– содействие накоплению и обогащению двигательного опыта;

– создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

– обеспечение психологического благополучия с преобладанием положительных эмоций;

– организация взаимодействия детского сада и семьи, как необходимое условие полноценного развития ребёнка.

Одним из основных условий здоровьесберегающей деятельности полноценного физического развития ребенка является создание предметно-развивающей среды в группе, которая обеспечивает удовлетворение потребности детей в двигательной активности. В группе имеется спортивный уголок с достаточным количеством разнообразных игрушек, пособий, которые способствуют стимулированию двигательной активности, повышают интерес к движениям. Задача — научить детей правильно и разнообразно их использовать. Имеется оборудование для развития ходьбы, лазания, ползания и других видов движений: игрушки, которые можно катать, бросать; корригирующие дорожки для ходьбы, скамейки, дуги разной высоты, лесенка-стремянка, разнообразные мячи, коврики, скакалка; погремушки, колечки, султанчики, ленточки, платочки, флажки, гимнастические палки, кольцебросы, различные маски для проведения подвижных игр. Во время выполнения физических упражнений, игр каждому ребёнку предоставляется достаточная площадь для движений, своё пособие.

В условиях реализации ФГОС ДО физкультурно-оздоровительная деятельность, направленная на укрепление здоровья и формирование потребности здорового образа жизни воспитанников, осуществляется в различных формах:

– организация рационального режима дня (в адаптационный период, щадящий, гибкий режим с учётом климатических условий — полярной ночи);

– создание условий для оптимального двигательного режима (физкультурные занятия, утренняя и бодрящая гимнастики, пальчиковая, дыхательная, зрительная гимнастики, подвижные игры, физкультминутки и т. д.);

– организация прогулок;

– оздоровительные и закаливающие мероприятия;

– полноценное рациональное питание;

– создание атмосферы социально-психологического благополучия (музыкальные паузы, игры-релаксации).

Физкультурные занятия, подвижные игры, различные виды гимнастик (утренняя, бодрящая, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная, зрительная) позволяют накопить и обогатить двигательный опыт, сформировать необходимые двигательные навыки и умения, воспитывать физические качества у детей. Физическая нагрузка регламентируется с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Особое внимание уделяем закаливанию детского организма. Система закаливающих мероприятий включает: воздушное закаливание (облегчённая форма одежды, соответствующая сезону), хождение босиком по «дорожкам здоровья», включая упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, мытьё лица и рук до локтя прохладной водой, полоскание рта. Эффективным средством закаливания является бассейн. Организация игр с детьми в бассейне детского сада оказывает благотворное влияние не нервную систему, снимает утомление, улучшает сон, повышает работоспособность. Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки. Используются различные подвижные игры, игровые комплексы развивающих упражнений (ходьба, бег, прыжки на месте, прыжки с продвижением вперёд и т. д.) Проведение оздоровительных мероприятий позволяет повысить сопротивляемость организма к различным заболевания, повысить уровень компенсаторно-защитных функций. Наметилась позитивная тенденция снижения заболеваемости детей.

Для укрепления иммунной системы ребёнка проводим следующие мероприятия: «С»-витаминизацию третьего блюда, витаминотерапию, закладывание в нос оксолиновой мази, фитотерапию (тонизирующие витаминные чаи, использование чесночных бус, аэрация воздуха фитонцидами чеснока и лука), увлажнитель воздуха, вакцинацию против гриппа, полоскание зева и полости рта солевым и травяным раствором. Для дезинфицирования среды в группе применяем бактерицидные лампы. В детском саду организован регулярный осмотр детей врачом-педиатром, проводится мониторинг состояния здоровья детей.

Уделяем должное внимание организации питания детей. В ДОУ выполняются все принципы организации рационального питания: полноценность, калорийность, разнообразие, гигиена, индивидуальный подход во время приёма пищи. В рацион питания вводим ежедневные салаты из овощей, натуральные соки и фрукты. Системный подход в организации питания позволяет добиться прибавки в весе ослабленных детей, укрепления иммунной системы, улучшению физического развития детей.

Создать атмосферу социально-психологического благополучия позволяет красочно оформленный развивающий центр «Песка и воды», который имеет многофункциональное значение. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, исследуют границы дозволенного, знакомятся со свойствами воды и песка, со свойствами предметов, открывают правила взаимодействия и присваивают социальный опыт. Многообразие сенсорных игр стимулируют не только развитие ручной и пальцевой моторики, обогащению чувственного опыта, но и способствуют снятию эмоционального напряжения малышей, купируют состояния невротических проявлений, обеспечивают комфортное пребывание ребёнка в группе.

Организуем в детском саду активный отдых детей: развлечения, праздники, игры-забавы, дни здоровья, каникулы, музыкальный калейдоскоп. Оздоровительный эффект этих мероприятий сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения у детей. При планировании учитываем интерес, увлечённость и настроение каждого ребёнка, соответствие нагрузки уровню его физического развития и подготовленности.

Гармоничное всесторонне развитое становление личности ребёнка невозможно обеспечить без тесного сотрудничества с родителями. С целью формирования валеологической компетентности родителей, мотивации к ведению здорового образа жизни, вовлечения родителей в жизнь детского сада применяем различные технологии педагогического взаимодействия с семьёй: беседы, семинары-практикумы, консультации по ознакомлению с современными формами оздоровления детей, выставки совместного семейного творчества, физкультурные досуги «Мама, папа, я — спортивная семья», дни Здоровья и т. д. Отмечаются партнерские отношения, основанные на доверии и взаимоуважении. Положительную оценку имеют участие родителей в семейном клубе «Содружество», где они получают знания по воспитанию валеологической культуры, приобретают умения и навыки по формированию ценностей здорового образа жизни.

Эффективная реализация комплексного подхода здоровьесберегающих технологий, применения единой стратегии оздоровления позволяет сформировать у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников и стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и бережное отношение к своему здоровью.

Литература:

  1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.: Т. Ц. Сфера, 2005
  2. Горбатенко О. Ф., Кадраильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа. — Волгоград: Учитель, 2007
  3. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. — Волгоград: Учитель, 2008
  4. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2009
  5. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет.- Волгоград: Учитель,2008
  6. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, здоровый образ жизни, двигательная активность, ребенок, двигательный опыт, день Здоровья, особое внимание, психологическое благополучие, создание условий, социально-психологическое благополучие.
Задать вопрос