Художественная литература как средство экологического воспитания дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Герасимова, Л. А. Художественная литература как средство экологического воспитания дошкольников / Л. А. Герасимова, Н. В. Маринина, А. В. Богатырева, Н. В. Барышева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4768/ (дата обращения: 16.11.2024).



Всем известно, что человек — не царь природы, а только ее часть. Вся природа развивается по своим законам, а, следовательно, человек развивается, подчиняясь тем же закономерностям.

Природа и человек должны жить в гармонии, помогая друг другу. Люди нуждаются в чистой воде, воздухе и почве. А природа нуждается в том, чтобы о ней заботились. В чем же заключается эта забота? И почему эта тема настолько актуальна в современном мире?

С каждым годом состояния окружающей среды ухудшается, что напрямую связано с жизнедеятельностью человека. Так и хочется крикнуть: «Оглянись, человек!».

Вместо зеленой травы, чистых рек и озер, зеленых лесов с их дарами, белого снега и свежего воздуха, мы видим загрязненные и обмелевшие озера и реки, вырубленные и заросшие буреломом леса. Все больше появляется новых названий растений и животных, занесенных в Красную книгу. Мы дышим отравленным ядохимикатами воздухом, едим отравленные ядовитыми удобрениями овощи и фрукты.

Человеку надо научиться осознавать результаты собственного вмешательства в окружающую среду, научиться жить в согласии с природой, являющейся, собственно говоря, средой его жизни. М.Пришвин говорил, что «рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». Для того чтобы сберечь природу, надо научиться ее любить. Для того чтобы научиться любить природу, надо знать ее. Как часто мы видим сломанное дерево, выброшенную охапку полевых цветов, разоренное гнездо, раздавленное насекомое… Человек не видит в этом ничего страшного, и, скорее всего, не понимает, какой ущерб природе он нанес здесь и сейчас.

Удивительный мир природы с раннего детства окружает ребенка. Природа становится для малыша источником знаний и впечатлений. Она учит его наблюдать, думать, размышлять. Многообразие, яркость, великолепие природы всегда доступны созерцанию. Еще в дошкольном возрасте начинает складываться осознанное отношение к окружающему миру, копятся глубокие эмоционально яркие впечатления, которые останутся надолго в памяти. В целях экологического воспитания это должно быть использовано в полной мере.

Изучение ребенком мира природы, через наблюдения и обретение первых исследовательских навыков, приведут к умению сопоставлять, сравнивать, находить взаимную связь, зависимость между предметами и явлениями природы, делать выводы.

В настоящее время экологическое воспитание дошкольников занимает одно из главных направлений в дошкольной педагогике. Знания, полученные ребенком в детстве, окажут неоценимую помощь в освоении многих предметов в школе.

Экологическое воспитание — основа экологической культуры, ориентированной на общечеловеческие ценности: единство природы и человечества, «рукотворного мира».

Ребенок сам по себе не может приобщиться к экологической культуре, которая обширна и многообразна. И здесь только от педагога зависит насколько глубоко будет сформировано понятие взаимной связи всего живого на планете. В. А. Сухомлинский писал: «рассматривая цветок или отдельный лепесток, крыло бабочки или пушинку тополя, ребенок не должен забывать глобальную истину: природа — это единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей, и является источником и сущностью нашей жизни, которое никогда, ни при каких условиях нельзя отделить от человека».

Одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образования является воспитание основ экологической культуры через чтение художественной литературы, которая позволяет не просто понять целостность картины мира, но и вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. При этом жанры природоведческих литературных произведений могут быть абсолютно разными. Главное — они должны раскрыть перед ребенком мир природы, его многообразие и красоту. А. В. Сухомлинский писал: «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир». Хотелось бы отметить, что при подборе литературных произведений, нужно ориентироваться не на энциклопедические источники, так как в них много непонятных ребенку слов и сведений, а на произведения, сочетающие в себе приключение, фантазию и научные сведения. В процессе чтения природоведческой литературы мир природы должен стать миром чудес, о котором они даже не подозревали.

В нашей группе был создан книжный уголок «Уроки добра», в который собраны произведения таких детских писателей, как: В.Бианки, В. В. Зотова, Н. В. Танасийчука, Н.Сладкова, А.Пришвина, Г.Снегирёва, Н. А. Рыжёвой, Г.Скрябицкого, М.Попова, А. Н. Толстого, В.Зотова. Для закрепления содержания прочитанного произведения с детьми необходимо проводить беседы по произведению, разъяснять непонятные для дошкольников слова, задавать вопросы по прочитанному. На ближайшем занятии по продуктивной деятельности попросить детей нарисовать или вылепить героев рассказа. Можно предложить детям вместе с родителями придумать свой рассказ, сделать книжку с рисунками по произведению.

11 февраля 2019 года исполнилось 125 лет со дня рождения Виталия Валентиновича Бианки, которого считают одним из основателей детской природоведческой литературы. Писатель создал более 300 произведений для детей, из них более трех десятков сказок. Его произведения просты и понятны детям, помогают им узнать законы природы. Главные герои — не волшебники и феи, а рыбы, птицы, звери и насекомые. Рассказы писателя Бианки индивидуальны, неповторимы, насыщены научными фактами. Ведь он был биологом по образованию, сыном известного ученого орнитолога. Эти сказки расширяют кругозор ребенка, знакомят его с законами живой природы, подводят детей к осмыслению, сопоставлению, обобщению различных фактов и явлений.

Недаром, многие произведения имеют название в форме вопроса:

«Где раки зимуют?»

«Чей нос лучше?»

«Кто чем поет?»

И все же, как в любой сказке, в них есть чудеса и волшебство. Животные разговаривают, рассуждают и действуют как люди. Стиль сказок В. В. Бианки перекликается с народными русскими сказками. Язык его произведений простой, понятный, доступный. Ребята, знакомясь со сказками, обогащают свою лексику новыми словами, образными выражениями, эпитетами и сравнениями.

Воспитательное значение сказок Бианки В. В. огромно для детей. Они учат наблюдать природу, радоваться ее красоте и многообразию, любить и оберегать все живое на земле.

Некоторые произведения В. В. Бианки так понравились нашим воспитанникам, что нами были разработаны краткосрочные, познавательные, поисково-информационные проекты: «Умные насекомые», «Зачем птице клюв», «Одежда животных», «Маскировка».

Проект «Умные насекомые» направлен на изучение разнообразного мира насекомых, особенностей их строения, способов защиты от врагов: поведение и окраска. В процессе работы над проектом дети познакомились с очень сложным явлением в природе — мимикрией.

Проект «Одежда животных» направлен на формирование представлений о разнообразии (мех, перья, чешуя) «одежды» и ее связи с условиями проживания, поведением и питанием представителей животного мира.

Проект «Зачем птице клюв» направлен на ознакомление детей с разнообразием птиц и их особенностями; изучение их среды обитания и формы клювов. В процессе работы над проектом дошкольники узнали о связи формы клюва птиц с местом их обитания, способом добывания пищи, строительства гнезд и защиты.

Проект «Маскировка» направлен на изучение защитной окраски всех представителей природы: зверей, птиц, рыб, растений. В процессе работы над проектом у детей сформировалось представление о маскировке как способе, защиты, нападения, и подманивания добычи.

D:\IMGP7948.JPGD:\IMGP7953.JPG

В заключении работы по произведениям В. В. Бианки в нашей группе прошла экологическая викторина «Полянки от Бианки», в процессе которой дети продемонстрировали знания рассказов и сказок, законов природы, ее особенностях. Все задания викторины были составлены таким образом, чтобы дети не только назвали произведение и его главного героя, но и могли рассуждать, логически мыслить, делать выводы.

Решение задач по экологическому воспитанию дошкольников реализуется через интеграцию образовательных областей, которые связаны между собой, воздействуют на развитие речи, памяти, внимания, интеллекта, воображения. Литературные произведения, дополняют, уточняют и закрепляют знания ребенка, открывают мир чувств: радость, сопереживание, восхищение. Все вместе — формирует у ребенка осознание своей принадлежности к природному миру и необходимости беречь его.

Литература:

  1. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика: дисс.... докт. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Рыжова. — М., 2000.
  2. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. — М.: «Новая школа», 1993.
  3. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- М.: Т. Ц. Сфера, 2011.
  4. Лопатина А. А. Сказки матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. — М.: Амрита-Русь, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, произведение, проект, процесс работы, экологическая культура, взаимная связь, окружающая среда, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников.
Задать вопрос