Мастер-класс для педагогов «Развитие интеллектуальных и спортивных способностей дошкольников посредством игры в шахматы» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (29) февраль 2020 г.

Дата публикации: 05.02.2020

Статья просмотрена: 1509 раз

Библиографическое описание:

Смирных, Г. А. Мастер-класс для педагогов «Развитие интеллектуальных и спортивных способностей дошкольников посредством игры в шахматы» / Г. А. Смирных. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4573/ (дата обращения: 19.12.2024).



В данной статье автор описывает методику обучения игре в шахматы старших дошкольников.

Ключевые слова: шахматные фигуры, шахматная доска, игра, шах, мат, дошкольники.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя представить воспитание умственных способностей и памяти…»

Шахматы это гимнастика для мозгов. Б. Паскаль.

Шахматы — это по форме игра, по содержанию — искусство, а по трудности овладения игрой — наука. Т. В. Петросян.

Обучение игре в шахматы — средство разностороннего развития ребенка. Это универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры. Шахматы влияют на развитие внешней и внутренней речи, комбинаторного и логического мышления, воли, жизненной активности, критичности, способности к самоанализу и самооценке, самообразованию.

С декабря 2017 года наш детский сад является участником муниципального проекта «Организация спортивных секций для увеличения охвата детей старшего дошкольного возраста игрой в шахматы в ДОО г. Белгорода.

Шахматы — это настольная логическая игра, которая в настоящее время также является популярным видом спорта, а также содержит элементы науки и искусства.

Актуальность данного проекта заключается в том, что шахматы — это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Мы предполагаем, что организация занятий шахматами в детском саду позволит решить комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта — шахматам.

Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, помогает расширить круг общения детей, к тому же дает возможность современному ребенку научиться выбирать главное из потока информации, которая будет его окружать.

На протяжении нескольких лет в детском саду работает шахматный кружок «Шахматка», деятельность которого осуществляется по программе «Шахматный мир — детям», разработанной Рожковой В. М., воспитателем МБДОУ № 89. Дети с удовольствием знакомятся с правилами шахматной игры, играют в шахматы. Весь процесс обучения шахматам строится на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Задачи по обучению детей игре в шахматы:

а) образовательные:

− Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.

− Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами.

− Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии.

− Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения шахматной партии.

б) развивающие:

− развивать стремление ребенка к самостоятельному решению логических задач.

− развивать мыслительные операции.

в) воспитывающие:

− воспитывать, усидчивость, целеустремленность.

− учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение.

Для обучения детей игре в шахматы использовались методы и приёмы:

  1. Словесный метод (беседы; вопросы к детям, просьбы, оценка их действий, объяснения, диалог, разъяснения, чтение сказок);
  2. Наглядный метод (рассматривание иллюстрации, презентации),
  3. Практический метод (викторины, турнирные игры; разбор партий, дидактические игры);
  4. Метод контроля (самоанализ выполненных заданий).

Средства реализации программы:

− разработаны учебно-тематические планы;

− методические указания и методическое обеспечение программы;

− посещение семинаров, практикумов, консультации, посвященные игре в шахматы;

− изучение шахматной литературы;

− дидактические пособия;

− дидактические игры.

Форма проведения:

Программа рассчитана на детей 5–7 лет. Занятия проводятся с подгруппой по 8 человек. Проводится занятие 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность 25 минут.

Нами был разработан педагогический мониторинг в соответствии с программным материалом, предложенным кандидатом педагогических наук И. Г. Сухиным. Педагогическая диагностика детского развития осуществляется 2 раза в год (октябрь, май). Обозначены ожидаемые результаты деятельности по данному направлению.

К концу первого учебного года дети должны

знать:

− правила игры в шахматы;

− правила передвижения фигур по шахматной доске;

− правила поведения за шахматной доской во время игры;

− ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;

− обозначение горизонталей, вертикалей, полей, центра шахматной доски; шахматных фигур;

− месторасположение королевского фланга и ферзевого фланга;

− овладение шахматной терминологией.

уметь:

− расставлять фигуры в исходной позиции;

− правильно ходить каждой фигурой;

− объяснять сделанные ходы;

− рассказывать о своих планах.

2. Представление системы непосредственно-образовательной деятельности

Процесс обучения детей игре в шахматы проходит в несколько этапов:

Знакомство сшахматной доской:

Игры: «Шахматное знакомство», «Шахматные улицы и переулки», «Выложи шахматную доску».

Знакомство сфигурами ипешками:

Игры: «Волшебный мешочек», «Кто быстрее соберет фигуры для сражения», «Ладья против пешек», «Волшебная пешка».

Обучение правилам шахматной игры:

«Белые ставятся на лини 1 и 2. Черные ставятся на линии 7 и 8».

«Ферзь любит свой цвет»

«Короли на шахматной доске не могут стоять рядом друг с другом в притык».

«Взялся за фигуру — ходи именно ей»

Решение шахматных задач иэтюдов:

«Ход белых, мат в 1 ход», «Ход черных, мат в 1 ход».

Игра вшахматы.

Обучение осуществляется в различных формах:

Театрализация:

Инсценировка по мотивам русских народных сказок:

− «Шахматная репка»

− «Приключения Колобка в стране Шахмат»

Чтение сказок:

− «Сказка про шахматы и шаха»

− «Шахматные государства»

− «Шахматная сказка»

− «Удивительные приключения шахматной доски».

Продуктивная деятельность:

«Шахматная мастерская»:

− Аппликация «Шахматная доска»;

− Пластилинография «Королевство шахматных фигур».

− Рисование шахматных фигур.

Просмотр мультфильмов

− «Смешарики в шахматном королевстве»;

− «Динозавры учат шахматам»

Шахматная «ТУ-ВИ»(турнир-викторина)

Шахматный турнир

Выставки детских работ «Шахматный вернисаж»

3. Имитационные игры со слушателями сдемонстрацией приемов эффективной работы сдошкольниками

А сейчас мы с вами на примере поиграем в 2 игры, которые я использую в образовательной деятельности с детьми. Разделимся на 2 команды.

1. Игра называется «Загадки из шахматной шкатулки».

Цель игры: развивать у детей логическое мышление, память, внимание.

Ход игры:

В нашей «Шахматной шкатулке» находятся вопросы, давайте попробуем на них ответить. Каждая команда отвечает в порядке очереди. Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.

− Как ходит пешка?

− Какая фигура не может стоять рядом с такой же, другого цвета, и почему?

− Сколько линий на доске и как они называются?

− Где стоят ладьи на доске до начала игры?

− Какие слоны никогда не столкнуться?

− Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?

− Между какими фигурами на доске стоит конь?

− Что такое поле превращения?

2. Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»

Цель игры: Правильно определить местоположение черных и белых фигур на шахматной доске.

Ход игры:

Но больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Сейчас наши команды быстро выстроят свои войска на доске вместе со мной. Итак, запоминайте, расположение фигур на доске. В первом ряду в углах доски должны стоять ладьи, за ними кони, слоны, в середине король и ферзь. Ферзь стоит всегда на поле своего цвета. Во втором ряду выстраиваем пешки. А сейчас уберите войска в коробочку и по моему сигналу сами расставьте их кто быстрее. Молодцы, очень хорошо справились с заданием.

4. Моделирование игры

Для каждой команды мы подготовили шаблоны шахматных фигур для разработки дидактической игры. Каждой команде необходимо в течение 2 –минут разработать дидактическую игру и представить ее так, чтобы всем присутствующим захотелось в неё поиграть.

После создания игры и её представления идёт обсуждение со слушателями:

— Вам понравилась игра, хотелось бы в неё поиграть?

Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько „ходов“ вперёд. В. В. Путин, Президент России

5. Рефлексия.

А теперь, выскажите, пожалуйста, свое отношение к мастер-классу в форме Синквейна:

Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

− 1 строчка — одно существительное (Шахматы);

− 2 строчка — два прилагательных (интересный, познавательный), которые характеризуют данное существительное;

− 3 строчка — три глагола, (развивает, заинтересовывает, увлекает);

− 4 строчка — предложение из четырех слов (Я люблю решать задачи).

− 5 строчка — нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы — одно существительное (игра, или спорт).

Спасибо за внимание!

Литература:

  1. Петрушина, Н. М. Шахматные окончания для детей / Н. М. Петрушина. — М.: Феникс, 2014. — 202 c.
  2. Полугаевский, Л. А. Рождение варианта / Л. А. Полугаевский. — М.: Физкультура и спорт, 2012. — 176 c.
  3. Селезнев, Алексей 100 шахматных этюдов. Практикум по эндшпилю / Алексей Селезнев. — Москва: Гостехиздат, 2013. — 104 c.
  4. Фишер, Бобби Бобби Фишер учит играть в шахматы / Бобби Фишер, Эдуард Гуфельд. — М.: Русский шахматный дом / Russian Chess House, 2014. — 278 c.
  5. Черняк, В. Г. Мы играем в шахматы / В. Г. Черняк. — М.: Физкультура и спорт, 2010. — 224 c.
  6. Юдович, М. Занимательные шахматы / М. Юдович. — М.: Физкультура и спорт, 2012. — 232 c.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, шахматная доска, Шахматы, фигура, ребенок, детский сад, дидактическая игра, логическое мышление, старший дошкольный возраст, шахматная игра.

Ключевые слова

игра, дошкольники, шахматные фигуры, шахматная доска, шах, мат

Похожие статьи

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством технологии развивающих игр: обучение игре в шашки

В статье автор обращает внимание на то, что шашки являются удачным методом в развитии мыслительных способностей детей.

Игры занимательного характера в работе с дошкольниками

В статье авторы представляют опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию интереса к математике посредством дидактических игр занимательного характера.

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Подвижные игры как средство физического развития детей среднего дошкольного возраста

В статье автор рассматривает проблему физического воспитания и развития детей дошкольного возраста и краткий обзор по источникам, дает общую характеристику подвижным играм, которые способствуют развитию определенного физического качества «бег».

К вопросу развития внимания у детей младшей группы в настольно-печатных играх

В статье рассмотрены особенности развития внимания в младшем дошкольном возрасте, роль настольно-печатных игр и условия организации работы с ними для развития внимания.

Опыт организации проведения соревнований по основам программирования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием логоробота

В статье автор представляет опыт работы по организации соревнований по программированию и алгоритмике для детей младшего возраста.

Развивающие математические игры как средство умственного развития дошкольников

В данной статье показаны ключевые моменты умственного развития дошкольников. Автор показал важность применения математических игр для развития умственной деятельности детей дошкольного возраста.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом Александра Невского через игру в шахматы

В статье авторы рассказывают о нравственном воспитании детей дошкольного возраста через использование шахматной игры, в которой обыгрывается сражение Александра Невского.

Шахматы на ощупь: перспектива будущих побед

В статье представлены результаты инициации, создания и внедрения шахматной доски и фигур для людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению с помощью 3D технологий.

Эффективность использования интерактивной доски при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор представляет результаты исследования, направленного на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием интерактивной доски.

Похожие статьи

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством технологии развивающих игр: обучение игре в шашки

В статье автор обращает внимание на то, что шашки являются удачным методом в развитии мыслительных способностей детей.

Игры занимательного характера в работе с дошкольниками

В статье авторы представляют опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию интереса к математике посредством дидактических игр занимательного характера.

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Подвижные игры как средство физического развития детей среднего дошкольного возраста

В статье автор рассматривает проблему физического воспитания и развития детей дошкольного возраста и краткий обзор по источникам, дает общую характеристику подвижным играм, которые способствуют развитию определенного физического качества «бег».

К вопросу развития внимания у детей младшей группы в настольно-печатных играх

В статье рассмотрены особенности развития внимания в младшем дошкольном возрасте, роль настольно-печатных игр и условия организации работы с ними для развития внимания.

Опыт организации проведения соревнований по основам программирования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием логоробота

В статье автор представляет опыт работы по организации соревнований по программированию и алгоритмике для детей младшего возраста.

Развивающие математические игры как средство умственного развития дошкольников

В данной статье показаны ключевые моменты умственного развития дошкольников. Автор показал важность применения математических игр для развития умственной деятельности детей дошкольного возраста.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом Александра Невского через игру в шахматы

В статье авторы рассказывают о нравственном воспитании детей дошкольного возраста через использование шахматной игры, в которой обыгрывается сражение Александра Невского.

Шахматы на ощупь: перспектива будущих побед

В статье представлены результаты инициации, создания и внедрения шахматной доски и фигур для людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению с помощью 3D технологий.

Эффективность использования интерактивной доски при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор представляет результаты исследования, направленного на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием интерактивной доски.

Задать вопрос