Развитие игровой деятельности детей третьего года жизни
Автор: Старцева Таисия Викторовна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (29) февраль 2020 г.
Дата публикации: 16.01.2020
Статья просмотрена: 915 раз
Библиографическое описание:
Старцева, Т. В. Развитие игровой деятельности детей третьего года жизни / Т. В. Старцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4801/ (дата обращения: 16.11.2024).
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных видов деятельности раннего дошкольного возраста является предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть:
– событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
– ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
– процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).
Достоинство игры в том, что она естественная потребность детей, не содержит в себе внешнего насилия, привлекательна и приятна. Основной вид игры в раннем возрасте — действия с предметами. Ребенок познает их свойства, соотношения, назначение, знакомится с их названиями.
Сюжетной называется игра, в которой ребенок изображает какие-то события своей жизни или то, что он наблюдает в мире взрослых. В сюжетной игре малыш создает воображаемые ситуации и действует в них, переносит свойства одних предметов на другие. Для сюжетной игры необходимы две предпосылки: Первая — разнообразные впечатления. Вторая предпосылка — это умение ребенка подражать действиям взрослого.
Прежде всего, необходимо заинтересовать малыша игрой. Разыграть перед ним небольшое представление: кормление или купание куклы. Игра единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет собственные законы развития. В игре формируется память, сенсорные процессы, моторика, многие способности, качества личности, причем формируется, иногда легче, чем в трудовой и учебной деятельности.
Задачи педагога
– развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать активным действиям с ними;
– формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители;
– формировать умение подражать игровым действиям взрослого.
В обучающих играх воспитатель вычленяет главное в событиях, участниками и наблюдателями которых являлись воспитанники. Дети учатся переводить свой жизненный опыт в условный игровой план, решать и ставить нужные игровые задачи разными способами. При общении детей, отличающихся по возрасту и уровню развития игры, игровой опыт передается стихийно.
Передача игрового опыта может быть организована двумя формами:
1) специальные обучающие игры;
2) игра воспитателями с детьми, когда участие педагога может быть длительным или фрагментарным.
Передача игрового опыта совмещает в себе и воображаемую ситуацию, и интересную событийную сторону. В зависимости от этапа игры на первый план выступают наиболее значимые для последующего развития игры способы воспроизведения действительности.
Большое значение имеют игровые проблемные ситуации, которые ставят детей перед необходимостью использовать ранее полученные впечатления и побуждают детей к поиску новых знаний. Своевременное изменение игровой среды, побуждает ребёнка к самостоятельной игре.
Начинать игру лучше всего с любимой игрушкой малыша, с той, к которой у него возникло особое чувство. Игрушки, которые будут участвовать в представлении, должны иметь свою индивидуальность: они могут быть веселыми, капризными, засонями… Для того, чтобы игра ребенка раннего возраста была полноценной, нужны не отдельные игровые действия, а их последовательность. С самого начала закладываю в игру элементы планирования, схемы переходов от одного действия к другому. Постепенно ввожу в игру предметы-заместители. Например, сделаю вид, что мне понадобился какой-нибудь предмет, которого нет в данный момент. Например, во время приготовления еды, а затем и кормления куклы я скажу: «Катя сказала, что она хочет яблоко. Где же оно?» перебирая предметы, привлекаю к поиску ребенка. Стараюсь стимулировать речь малыша, разговаривая с куклами и обращаясь к нему, ребёнок радуется совместным находкам. Если малыш не понимает смысла замещения, переждав несколько дней, предложу игру снова. Ребенок должен внутренне созреть для этой сложной деятельности. Постепенно нужно ограничивать свою активность, уступая ребенку
При обучении ребенка главное, чтобы он к трем годам освоил первичную картину окружающего мира, примерное содержание которой представлено в программах воспитания и обучения в детском саду. Дети с интересом наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать сверстнику, особенно если тот принимает необычную позу или выполняет необычные движения. Дети охотно танцуют, взявшись за руки, или прыгают, глядя друг на друга и заражаясь весельем товарища.
Двухлетние дети испытывают большой интерес к окружающим предметам и увлечённо «исследуют» их, подвергая различным манипуляциям. При этом дети не только «изучают» сами предметы, но и стремятся овладеть действиями, которые совершают с ними взрослые, увлечённо подражая старшим. Собственные манипуляции с предметами и подражание взрослым приводит к тому, что у ребёнка возникают мысленные представления, как о предметах, так и действиях с ними.
К основным изменениям, которые должны произойти между двумя и тремя годами, необходимо отнести следующие:
– интенсивное развитие речи;
– появление целенаправленности;
– начало осознание самого себя.
Наиболее благоприятной для психического развития ребёнка раннего возраста является ситуация воспитания в семье, где его окружают родные, любящие люди.
В моей группе преобладают родители воспитанников в возрасте от 23 до 26 лет. У них было представление, что на первом месте должен быть только гигиенический уход. Акцентируя внимание родителей на то, что дети раннего возраста активно развиваются в игре, но могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт. Для этого следует:
– организовывать их наблюдение за поведением взрослых, сверстников, старших детей, комментировать их действия;
– обсуждать с детьми домашние дела взрослых;
– обогащать внеситуативный опыт детей: читать им книжки, рассматривать вместе и обсуждать картинки, рассказывать истории из жизни взрослых, других детей и пр.
Качество игрового взаимодействия взрослого с ребенком и само развитие детской игры в большой степени зависят от характера взаимоотношений партнеров. Отстраненное отношение родителей к ребенку будет препятствовать полноценному развитию игровой деятельности. Чтобы пробудить у ребенка интерес к игре, взрослый должен установить с ним эмоционально-положительный контакт, вызвать у него доверие и желание действовать вместе.
Важно помнить, что игра — не формальное занятие, она, прежде всего, должна доставлять ребенку удовольствие. Родитель может заинтересовать ребенка игрой лишь тогда, когда сам эмоционально включен в нее. Проявляя в игре фантазию, взрослый создаст благоприятную атмосферу для развития творческой игры детей.
В ходе игры он должен стремиться к равноправному партнерству даже с самыми маленькими, обращается к ним с вопросами, просьбами, предложениями, подстраивать свои действия к действиям ребенка. Взрослый не поучает его, не делает ему замечаний. Наблюдая за игрой, он проявляет интерес к действиям малыша, поощряет их, радуется тому, как он хорошо играет. Доброжелательное внимание и поощрение.
Таким образом, главным в развитии игры ребенка раннего возраста является развитие сюжета по мере освоения ребенком свойств предметов и многообразия действий с ними. Наладить взаимопонимание по этому вопросу с родителями мне помогли разнообразные формы работы:
– анкетирование (с целью изучения потребностей родителей по вопросам формирования игровой деятельности детей);
– индивидуальные беседы (они дают возможность узнать, как и во что любит играть ребёнок дома);
– тематические родительские собрания (с привлечением родителей к практическим действиям. К собранию были отсняты видеоролики в семье по игровой деятельности. Откликнулось всего 5 родителей из 20. Но после этого собрания у родителей повысился интерес и желание обучать детей играть);
– совместное создание предметно-игровой развивающей среды в группе.
– консультации для родителей на темы «Взрослые дети, игра», «Игры на ознакомление с профессиями для детей 2–3 лет», «Как провести свободное время с семьёй», «Как организовать игровое пространство дома».
Всё это повысило педагогическую компетентность родителей. Предлагала родителям для игры сюжеты с одним-двумя персонажами. Сюжеты я придумывала сама или использовала литературные тексты. Хороши на начальных этапах стихи А.Барто из цикла «Игрушки». Результаты не заставили долго ждать. При покупке игрушек, родители стали учитывать их потребности, а раньше давали любые, лишь бы ребёнок был занят. Многие родители заметили изменения в своём отношении к воспитанию ребёнка, перестали его опекать, дёргать, сидеть рядом, когда он занимается, постоянно хвалят, перестали давать телефоны детям.
Итак, игровая деятельность детей третьего года жизни проходит большой путь развития: от единичных действий одного ребёнка с одной игрушкой до развёрнутой индивидуальной и совместной игры детей, включающей ряд эпизодов, передающих разные действия людей и их отношений. Игра становится всё более самостоятельной и творческой. Малыши овладевают самостоятельной игрой, чувствуют себя по-настоящему счастливыми. Ребёнок эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым. Подражает его действиям и принимает его игровую задачу. Может играть рядом, не мешает другим детям, подражать действиям сверстника. Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект, использует в игре замещение недостающего предмета.
Литература:
- Спиваковская А. С. Игра — это серьёзно. М, Педагогика, 1981 г.
- Эльконин Д. Б. Ролевая игра — ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста Детская психология. М., 2007 г.