Психолого-логопедическая секция как форма социального партнерства специалистов ДОУ и семьи в условиях ФГОС ДО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (29) февраль 2020 г.

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Крутовская, Т. В. Психолого-логопедическая секция как форма социального партнерства специалистов ДОУ и семьи в условиях ФГОС ДО / Т. В. Крутовская, Э. А. Кунтуганова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4814/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье авторы раскрывают организационные аспекты деятельности специалистов ДОУ (педагога-психолога и учителя-логопеда) с родителями детей первой младшей группы в рамках психолого-логопедической секции «Играем вместе!»

Ключевые слова: психолого-логопедическая секция, социальное партнерство, адаптация детей раннего возраста, специалисты ДОУ, родители, игровые технологии и методы,детско-родительские отношения.

Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью.

В. А. Сухомлинский

На сегодня взаимодействие детского сада с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в период адаптации к ДОУ. Только в тесном сотрудничестве и на взаимопонимании воспитателей, родителей и специалистов можно добиться успешной адаптации ребенка. Участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое.

У современных родителей детей раннего возраста в их воспитательной практике возникает существенное противоречие: с одной стороны, они понимают, что ребенка необходимо обучать, а не только присматривать и ухаживать за ним, а с другой стороны — отсутствие у родителей информативных представлений и достоверных знаний о возрастных потребностях и возможностях ребенка, педагогически и психологически оправданных методах его воспитания и обучения, организации повседневного общения с ним приводит к тому, что их попытки взаимодействовать с ребенком, придать этому взаимодействию развивающий характер сводятся к дрессуре, механическому приобретению знаний и умений, зачастую непригодных для усвоения ребенком раннего возраста.

На разрешение обозначенного противоречия и направлена работа педагога-психолога и учителя-логопеда в нашем детском саду. С целью психолого-педагогического просвещения родителей и успешной адаптации ребенка к детскому саду мы организовали психолого-логопедическую секцию «Играем вместе!», которая предназначена для работы с детьми от двух до трех лет и их родителями. Работа секции начинается с сентября месяца. На первой встрече мы знакомимся с родителями, презентуем план работы. Обговариваем правила посещения секции для родителей, разработанные нами:

– быть активными, естественными, открытыми, раскрепощёнными участниками в работе секции;

– на протяжении всего занятия выступать в разных ролях — партнёр, помощник;

– контролировать поведение своего ребёнка без угроз и сравнений с другими детьми;

– принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков.

Цель секции: создать условия для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста на основе оптимизации детско-родительских отношений путем использования игровых технологий и методов.

Задачи для специалистов:

– повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

– оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников;

– установление доверительных и партнерских отношений с родителями;

– объединение усилий для развития и воспитания детей;

– повышение педагогической культуры родителейввопросах развития и воспитания детей;

– привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.

Задачи для родителей (семьи воспитанников):

– совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка;

– формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность;

– наполнение жизни семьи созидательной энергией.

Игра, является эффективным средством оптимизации детско-родительских отношений, оказания родителям действенной помощи в воспитании детей до трех лет. Мы создаем игровые ситуации, в которых происходит реальный процесс развития и обучения ребенка. А родители получают возможность, с одной стороны, направлять данный процесс, а с другой — обеспечивать саморазвитие своего ребенка. В работе с детьми взаимодействуют специалисты и родители на основе принципа интеграции видов деятельности.

Содержание занятий:

  1. Организационная часть включает в себя:

– встречу детей;

– вовлечение детей в самостоятельную игру с родителями;

– ритуал приветствия, который раздается родителям при первой встрече, они его заучивают, и мы его используем в течении года.

  1. Основная часть включает в себя серию игр:

– направленных на сенсорное, социальное, физическое развитие и профилактику речевых нарушений;

– музыкальные, сюжетные игры;

  1. Заключительная часть состоит из:

– продуктивной деятельности (совместное изготовление композиций из бросового и природного материала);

– завершение игрового часа (ритуал прощания);

– свободная деятельность (наблюдение специалистов за деятельностью детей вместе с родителями, консультирование родителей по запросу).

Для достижения положительных результатов в работе с детьми и родителями, в тематическое планирование включены следующие разделы:

адаптационные игры, направлены на развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта, умения соразмерять свои движения.

игры, направленные на сенсорное развитие. Цель игр: развитие зрительного восприятия, умения различать основные цвета и раскладывать фигурки по цвету, развитие тактильного восприятия, обучение умению распределять предметы по форме.

игры, направленные на развитие речи и профилактику речевых нарушений. Цель игр: развитие понимание речи, умения подражать движениям рук взрослого, координировать движения в соответствии с текстом стихотворения.

игры, направленные на физическое развитие. Цель игр: учить детей выразительно передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать как зайчики, поклевать как птички и т.д)

сюжетные игры. Цель: обучение умению выполнять разные действия с предметами в соответствии с их функциями и свойствами, обыгрывать несложный сюжет.

игры, направленные на социальное развитие. Цель игр: развитие у ребенка интереса к партнеру по взаимодействию, к подражанию, формирование доверительных отношений.

игры-развлечения, музыкальные игры, направлены на развитие музыкального слуха и образных движений.

В деятельности с детьми используем приемы показа, проговаривания, сопряженных и отраженных действий, создания сюрпризных моментов, проблемных предметно-практических и игровых ситуаций, художественное слово в процессе как организованных взрослым, так и самостоятельных игр детей. Результатом наших занятий является:

– социализация ребенка раннего возраста на основе оптимизации семейной микросреды, детско-родительских отношений в деятельности продуктивного игрового взаимодействия родителей с детьми;

– у родителей формируются доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами;

– активизируется деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;

– участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей.

Деятельность с родителями выстраиваем поэтапно:

На первом этапе работы мы формируем позитивный образ своего ребенка, адекватные представления о его возрастных и индивидуальных особенностях, способах регуляции его эмоциональных состояний, готовность к взаимодействию со специалистом и другими семьями в процессе совместного участия в играх.

На втором этапе достигается цель: научить приемам использования разнообразных видов игр, игрушек и игровых ситуаций в процессе воспитания, обучения и развития ребенка.

На третьем этапе формируем умения по организации игровой среды и игрового взаимодействия с ребенком.

В конце учебного года мы проводим итоговое анкетирование родителей, с целью выявления эффективности нашего взаимодействия. По окончании учебного года родители уходят от нас с определенным багажом знаний:

– эффективные способы и формы игрового взаимодействия с детьми;

– виды игрушек и игр, их развивающий, обучающий и воспитательный потенциал.

Родители умеют:

– создавать игровую среду в соответствии с возрастом и интересами ребенка;

– эффективно организовывать игровое взаимодействие с ребенком;

– руководить развитием самостоятельной игры и игр со сверстниками;

– использовать игровые ситуации в целях развития, обучения и воспитания ребенка.

Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. С помощью представленной работы психолого-логопедической секции «Играем вместе!» устанавливаем партнерские отношения с родителями, которые позволяют объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.

Дети, которые посещают нашу секцию адаптируются к детскому саду легче и быстрее, так как они вместе с родителями проводят время в детском саду, родители на некоторое время сами вспоминают детство, становятся детьми, у них есть возможность наблюдать за своими детьми, получить консультацию у специалистов, обсудить волнующие их вопросы.

Мы стремимся к тому, чтобы каждая встреча была интересна и полезна всем участникам, стараемся отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Благодаря таким занятиям налаживается взаимосвязь с семьями, родители проявляют повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей.

Литература:

1. Афонькина Ю. А. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней/Ю. А. Афонькина, Е. М. Омельченко. — Волгоград: Учитель, 2013.

2. Галанов, А. С. Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3лет) / А. С. Галанов. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Григорьева, Г. Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей/Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г. В. Груба. — М.: Просвещение, 2003.

4. Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е. В. Жердева. — Ростов н/Д., 2006.

5. Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей/Е. В. Зворыгина. — М.:Просвещение, 2003.

6. Свирская Л. Работа с семьей. — М.: Линке — Пресс, 2007.

7. Доронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, детский сад, игра, воспитание детей, психолого-логопедическая секция, игровое взаимодействие, развитие, ранний возраст, игровая среда.

Ключевые слова

Социальное партнерство, родители, детско-родительские отношения, психолого-логопедическая секция, адаптация детей раннего возраста, специалисты ДОУ, игровые технологии и методы

Похожие статьи

Конспект занятия в рамках реализации программы психолого-логопедической секции «Играем вместе!» на тему «Моя любимая игрушка»

В статье авторы предоставляют конспект занятия специалистов ДОУ (педагога-психолога и учителя-логопеда) с родителями детей 2–3 лет в рамках реализации психолого-логопедической секции «Играем вместе!».

Реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в контексте ФГОС ДО как комплекса взаимодействия параллельных служб в условиях ДОО

В статье рассматривается организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО, организация психолого-медико-педагогического консилиума ДОО.

Практика административной поддержки и методической помощи педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, в направлении минимизации профессиональных дефицитов

В статье авторы рассматривают диагностические процедуры, программу наставничества и психолого-педагогическое сопровождение оптимизации профессиональных взаимодействий как эффективную практику минимизации профессиональных дефицитов у педагогов.

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...

Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников

В статье отражены подходы к проблеме работы педагога-психолога с семьёй по формированию адекватной самооценки младших школьников. Психолого-педагогическая деятельность с родителями рассматривается как ориентация на универсальные с точки зрения педаго...

Нейропсихологические методы и приемы в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена описанию практической деятельности педагога-психолога и учителя логопеда в области нейропсихологических подходов в развитии детей дошкольного возраста. Авторами разработана и реализуется Модель нейропсихологического воздействия на до...

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС

Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима д...

Похожие статьи

Конспект занятия в рамках реализации программы психолого-логопедической секции «Играем вместе!» на тему «Моя любимая игрушка»

В статье авторы предоставляют конспект занятия специалистов ДОУ (педагога-психолога и учителя-логопеда) с родителями детей 2–3 лет в рамках реализации психолого-логопедической секции «Играем вместе!».

Реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в контексте ФГОС ДО как комплекса взаимодействия параллельных служб в условиях ДОО

В статье рассматривается организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО, организация психолого-медико-педагогического консилиума ДОО.

Практика административной поддержки и методической помощи педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, в направлении минимизации профессиональных дефицитов

В статье авторы рассматривают диагностические процедуры, программу наставничества и психолого-педагогическое сопровождение оптимизации профессиональных взаимодействий как эффективную практику минимизации профессиональных дефицитов у педагогов.

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...

Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников

В статье отражены подходы к проблеме работы педагога-психолога с семьёй по формированию адекватной самооценки младших школьников. Психолого-педагогическая деятельность с родителями рассматривается как ориентация на универсальные с точки зрения педаго...

Нейропсихологические методы и приемы в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена описанию практической деятельности педагога-психолога и учителя логопеда в области нейропсихологических подходов в развитии детей дошкольного возраста. Авторами разработана и реализуется Модель нейропсихологического воздействия на до...

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС

Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима д...

Задать вопрос