Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (29) февраль 2020 г.

Дата публикации: 02.02.2020

Статья просмотрена: 313 раз

Библиографическое описание:

Мачалкина, С. Н. Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы) / С. Н. Мачалкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 21-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4845/ (дата обращения: 19.12.2024).



Сказкотерапия, пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл его поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.

Что такое сказкотерапия? Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением ребенка в реальной жизни, это одна из составляющих экологического образования дошкольника, это процесс улучшения внутренней природы человека и природы мира вокруг нас.

Комплексная сказкотерапия базируется на одиннадцати видах сказок

– Художественные

– Народные

– Дидактические

– Страшные

– Волшебные

– Бытовые

– Экологические

– Авторские художественные

– Медитативные

– Психотерапевтические

– Психокоррекционные

Сказка в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами представляет окружающую жизнь, людей, их поступки, судьбы и в самое короткое время способна показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Сказка помогает каждому малышу почувствовать себя ее героем, волшебником, творцом. Развивает у ребят фантазию, дает возможность почувствовать поддержку товарищей, которые всегда придут на помощь. Детей привлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и всегда победа добра над злом, психологическая защищенность, наличие тайны и волшебства.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпровождение, приятное, доступное ребенку занятие, напротив, они — существенный механизм развития в ребенке понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем.

Формы работы со сказкой разнообразны. Всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если педагоги и родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут детям неоценимую помощь. Во-первых, ребенок будет знать, что взрослым небезразличны его проблемы. Во-вторых, он сможет усвоить такое жизненное правило: «нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом». В-третьих, сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть — надо только его поискать. А ещё «походы» в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!

В своей работе использую сказкотерапию, в том числе для решения задач формирования экологической культуры дошкольников с ОВЗ. Главная задача экологической работы в детском саду — научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передача определенных знаний в области экологии и соблюдение элементарных правил поведения при взаимодействии с природой.

Занятия, с элементами сказкотерапии, я провожу один раз в неделю в группе с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста (6–8 человек).

В занятие включаю задачи на формирование экологической культуры дошкольников и коррекционные задачи на развитие воображения, внимания, мышления, памяти, связной речи, умения устанавливать причинно-следственные связи, формирование у детей умения выражать собственное мнение.

Каждое занятие начинается с ритуала, например, приветствие с предметом: дети образуют круг и передают друг другу колокольчик (цветочек, веточку, еловую шишку, камушек, ракушку) называя свое имя. Дальше — возможно разное развитие сюжета.

F:\DCIM\100OLYMP\P1020522.JPGF:\DCIM\100OLYMP\P1040548.JPG

F:\DCIM\100OLYMP\P1030541.JPGF:\DCIM\100OLYMP\P1030541.JPG

Вхождение всказку — это может быть загадка, появление сказочного героя, письма или посылки.

Ребята, нам прислали посылку. Хотите посмотреть, что это? «Эта ракушка поднялась с морского дна. Специально для того, чтобы подарить вам волшебную силу для погружения в сказку. Ракушку нужно приложить к уху и тихо слушать, как ваше тело наполняется шумом моря и сказочной силой. Как только раздастся тихий звон, ракушку следует передать другому ребенку, а самому сесть в позу расслабления».

«У меня есть волшебный цветок, — этот цветок умеет переносить людей в разные сказки. Вы хотите попасть в сказку? Для того чтобы попасть в нее, надо получить от этого цветка волшебную силу. Посмотрите очень внимательно на цветок, и представьте, как свет от него входит в вашу голову... шею... спину... грудь... живот... мягко-мягко наполняет руки и ноги».

Чтение самой сказки, вданном случае экологического содержания. Рассказывая ребенку сказку, необходимо внимательно смотреть за тем, как он слушает. Сказка является богатейшим материалом для диагностики психологических трудностей детей. Поведение ребенка во время сказки, характер рисунка, выбранный сюжет, специфика обсуждения сказки- все это может дать информацию об актуальном психологическом состоянии ребенка. Если беспокойный обычно ребенок замер — это говорит об актуальности темы сказки. Если спокойный ребенок начинает вертеться — значит, либо тема абсолютно незначимая, либо сказка по форме трудна для понимания.

F:\DCIM\100OLYMP\P1040557.JPG

Особое внимание следует уделить окончанию. Оно должно быть торжественно по форме и эмоционально по содержанию и обязательно включать в себя «залог» на будущее: «с этого дня…», «теперь зайчик стал…»

Следующий этап обсуждение сказки. Для обсуждения можно использовать примерные вопросы, приведенные после каждой истории. Чаще используйте вопрос: «А случалось что-нибудь подобное с вами, ребята?» Важно, чтобы ведущий в этой ситуации еще раз обратил внимание детей на положительный финал сказки, помог перенести его в конкретную ситуацию жизни ребенка. Однако необходимо соблюдать основное правило.

Ребенок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что вы не оцениваете ни единого слова из того, что он говорит. Вы вообще не употребляете выражения «правильно», «неправильно», «верно», «неверно», а говорите только «мне кажется», «на его месте я бы»... и т. п. Ребенок должен четко знать, что ни одно из его высказываний не будет подлежать осуждению.

F:\DCIM\100OLYMP\P1040555.JPG

Следующий этап — нарисовать рисунок, иллюстрирующий сказку. Хорошо, если бы вы, как педагог тоже приняли в этом участие, отдельно от ребенка нарисовав свой рисунок.

Рисование является важным закрепляющим фактором, а также расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы.

После рисования (не обязательно сразу же, может быть, завтра или послезавтра, или на следующем занятии), предметом обсуждения может стать уже сам рисунок. Так как ребенок скорее выберет сюжет наиболее значимый для него, значит, содержание рисунка может вам много сказать о реакции ребенка на сказку. Возможно, вас поразит, что ребенок создал рисунок, не совсем «правильно» иллюстрирующий сказку. Это нормально —так он выделяет наиболее значимые моменты и вносит коррективы в саму сказку, а также выражает свое отношение к сюжету.

C:\Users\светлана\Desktop\баллы\фото\P1010350.JPGF:\DCIM\100OLYMP\P1080476.JPG

Вместо рисования можно предложить детям задания экологического характера на развитие психических функций внимания, мышления, памяти. Это зависит от тех задач, которые вы поставите изначально. Задания на развитие внимания: «Помоги белочке добраться до шишки», «Карта-план», «Рыбалка»; на развитие мышления и воображения: «Найди лишнее», «Путаница», «Оживи облака», «Где чья тень».

Следующий этап занятия — психогимнастика, этюды или релаксация, связанная с темой сказки. Она может сопровождаться музыкой или словесным сопровождением. Провожу следующие этюды и упражнения: «На берегу моря», «Заход солнышка», «Игра с камешками», «Что слышно», «Радуга после дождя», «Гроза», «Мишка спит», «В зимнем лесу». «Цветок», «Спасти птенца», «Доброе животное». На этом этапе снимается мышечное напряжение, дети получают заряд бодрости, а так же положительные эмоции. После прослушивания сказки, можно предложить детям «превратиться» в деревья, камни, животных, капли воды или пылинки. После выполнения упражнений ребята рассказывают о своих впечатлениях, о том, что получилось, что не получилось, рассказывают, как чувствовали себя в том или ином образе, в той или иной ситуации.

C:\Users\светлана\Desktop\ДОУ\фото\P2010038.JPGC:\Users\светлана\Desktop\баллы\фото\P1010357.JPG

В конце занятия — ритуал прощания. Как и ритуал приветствия, он проводится почти одинаково на всех занятиях. Передавая друг другу камешек, ракушку, цветок ребята говорят о том, что им понравилось или не понравилось, трудно или легко было выполнять задания, дарят друг другу пожелания или подарки.

Ребята, а наша ракушка заскучала. Давайте возьмем ее и еще раз послушаем, что же нам расскажет ее шум. Ракушку нужно приложить к уху и тихо слушать, как ваше тело наполняется шумом моря и сказочной силой. Как только раздастся тихий звон, ракушке следует сказать «Спасибо» и передать другому ребенку, а самому сесть в позу расслабления».

Ребята, посмотрите на наш красивый цветок, и представьте, как свет от него входит в вашу голову... шею... спину... грудь... живот... мягко-мягко наполняет руки и ноги и возвращайтесь из сказки в детский сад. Мысленно попрощайтесь с цветком и скажите ему «Спасибо».

F:\DCIM\100OLYMP\P1040551.JPG

Для занятий я сама начала придумывать сказки экологического содержания, а также привлекать к этому детей. Мы придумываем новые сказочные истории и добавляем в эти сказки элементы поведения в природе, отражая экологические проблемы ближайшего окружения, таким образом, мы с ребятами учимся беречь природу.

Сказка «Ракушка»

Малышу, похожему на тебя интересно все на свете. Он всегда задает вопросы: «А зачем?», «А как?», «А почему?». Про ворону: «Почему она такая черная?», про ручеек: «Куда он так весело бежит?». А ручеек приветливо улыбнется малышу, похожему на тебя, и пригласит в удивительное путешествие. Я бегу к реке, а река к морю, а море к океану. Скорее делай кораблик, малыш, и поплыли со мной. А малыш, похожий на тебя, уже с ветром разговаривает и вопросы задает: «Почему ты ветер дуешь то в одну сторону, то в другую, почему иногда холодный и колючий, а сегодня теплый и ласковый?». А ветер ему отвечает: «Меня солнышко подгоняет, оно решает куда мне лететь, оно согревает или не согревает меня. Сегодня я лечу к морю, хочешь со мной?» И вот малыш, похожий на тебя, разговаривает с моряком. «Какое море больше черное или красное?». «Почему вода в море соленая». А моряк протянул малышу ракушку и сказал: «Приложи ракушку к уху и услышишь все его секреты и звуки моря. И волны, и чаек и гудки корабельные. И сможешь узнать ответы на многие вопросы». А ракушка вдруг возьми и скажи: «Закрой глаза, малыш». И малыш, похожий на тебя, увидел ночное море, оно светилось зеленовато-голубым огнем. Это играет маленькая водоросль — ночесветка. Она светится ночью и освещает все вокруг. А вот странный абажур в воде — это гребневик — морской фонарик. А сколько разных рыб увидел, малыш похожий на тебя! Мимо проплывает яркая огромная рыба, похожая на птицу. У нее большие радужные плавники, как крылья у птицы. Это морские петухи. Внезапно малыш увидел, как морской петух выпрыгнул из воды, совершил полет и снова очутился в воде. К великому удивлению малыша морской петух залаял, громко засвистел, заскрипел, закудахтал. Морские петухи очень любят поговорить и еще любят петь. А рыбаки их ловят, и петухи очень громко и сердито начинают ругаться и возмущаться. «Их нельзя ловить!» — сказал малыш, похожий на тебя, они же такие хорошие! «Верно!», согласилась ракушка. В море столько всего интересного и замечательного, но люди очень часто наносят вред морю и его морским обитателям. В следующий раз мы опустимся на морское дно, и ты увидишь подводные сады и цветники. Но и мусор там тоже есть… пакеты, пластиковые и стеклянные бутылки, осколки. Можно я попрошу тебя помочь убрать этот мусор? «Конечно, я с радостью помогу!» — ответил малыш, похожий на тебя. Я знаю, что нельзя ничего кидать в речку, в море, потому что это может навредить водным и морским обитателям и случится беда. Я попрошу своих друзей, мальчиков и девочек, и мы вместе уберем с морского дня весь мусор и вместе будем любоваться тем, что ты нам еще удивительного покажешь. «Хорошо», сказала ракушка, а сейчас давай прощаться, тебе пора возвращаться домой, малыш!

С помощью сказок можно познакомить детей с природой родного края, его достопримечательностями, постепенно расширяя их круг знаний, а так же воспитать эмоциональное отношение к природе, научить сочувствовать, сопереживать.

При восприятии природы дошкольники накапливают яркие, незабываемые впечатления. Постепенно у них формируется эстетическая восприимчивость, которая проявляется в умении видеть и ценить красоту в природе. В будущем эта способность послужит основой для глубоких переживаний, возвышенного отношения к природе, желания оберегать и сохранять ее неповторимую красоту.

С помощью сказкотерапии ребята могут осознать: насколько красива и насколько ранима природа, а также как ее нужно беречь. Поэтому считаю, что сказкотерапия является эффективным средством воспитания, способствующим формированию экологической культуры дошкольников с ОВЗ.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, малыш, ракушка, природа, ребята, экологическая культура дошкольников, ваша голова, ваше тело, волшебная сила.

Похожие статьи

Использование средств музейной педагогики в достижении личностных результатов АООП детей с ОВЗ

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

Использование методов кинезиологии и набора «Пертра» в дошкольном образовании для детей с ММД подготовительного возраста коррекционно-развивающей направленности в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников с целью повышения уровня экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Использование видеороликов и видеофильмов как одного из средств нравственно-этического воспитания подростков с ОВЗ (из опыта работы)

Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование)

Похожие статьи

Использование средств музейной педагогики в достижении личностных результатов АООП детей с ОВЗ

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

Использование методов кинезиологии и набора «Пертра» в дошкольном образовании для детей с ММД подготовительного возраста коррекционно-развивающей направленности в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников с целью повышения уровня экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Использование видеороликов и видеофильмов как одного из средств нравственно-этического воспитания подростков с ОВЗ (из опыта работы)

Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование)

Задать вопрос