Экологическое воспитание дошкольников с ОВЗ через проектную деятельность | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (29) февраль 2020 г.

Дата публикации: 03.02.2020

Статья просмотрена: 248 раз

Библиографическое описание:

Глухова, О. А. Экологическое воспитание дошкольников с ОВЗ через проектную деятельность / О. А. Глухова, Е. В. Девяткина, Я. И. Савельева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4854/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы предлагают готовый и апробированный в ДОУ проект по экологическому воспитанию «Огород на подоконнике», где сам огород оформлен в виде спортивного стадиона.

Ключевые слова: проект, дошкольники, огород, овощи.

Актуальность

В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи, что необходимо для их роста, чем они полезны и как за ними нужно ухаживать.

Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на подоконнике». Наблюдения за изменения в природе побуждают бережно относится к растениям, ухаживать за ними. У ребёнка развивается поисково-познавательная деятельность, желание сделать что-то самостоятельно. Этот проект ориентирован на формирование первоначальных практических навыков природопользования.

Паспорт проекта

Название проекта

«Огород на подоконнике»

Адресация проекта

Предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми дошкольного возраста и их родителями.

Участники проекта

Воспитанники разновозрастной группы и их родители, воспитатели, учитель-логопед.

Вид проекта

Экологический

Сроки реализации

Среднесрочный (март-апрель).

Ресурсы проекта

Земля, семена растений, ёмкости для высадки, инструменты для ухода за растениями, музыкальная колонка, фоторамка.

Цель проекта

Создание благоприятных условий для экологической работы с детьми в весенний период.

Задачи проекта

•Расширять и углублять представления детей об огородных растениях, об их строении и условиях необходимых для их роста.

•Развивать творческую и познавательно-исследовательскую активность детей.

•Развивать трудовые навыки, умение организовывать своё рабочее место в различных видах деятельности.

•Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

• Вызывать желание ухаживать за растениями, чувство ответственности при уходе за огородными растениями.

• Расширять словарный запас дошкольников, грамматический строй, связную речь.

Этапы реализации проекта

I ЭТАП — подготовительный (3–4 неделя марта).

II ЭТАП — практический (4 недели).

III ЭТАП — итоговый.

IV ЭТАП — презентационный.

Ожидаемые результаты

1. Создан огород на подоконнике.

  1. Воспитанники научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания.

3. У детей группы сформируются знания о строении растений и их росте в комнатных условиях.

4. У воспитанников сформируется уважительное отношения к труду.

План-график мероприятий

1 этап— подготовительный.

Месяц

Педагоги

С воспитанниками

С родителями

3,4 недели марта

1.Составление перспективного плана реализации проекта.

2.Формулировка целей и задач проекта.

3.Подбор худ. литературы: стихов и загадок, пословиц и поговорок, скороговорок, рассказов и сказок об овощах.

4. Подбор раскрасок картин и иллюстраций по теме проекта.

5. Подбор дидактических игр по теме проекта.

6. Изготовление «Дневника наблюдений за ростом растений», табличек-указателей с названиями растений.

7. Изготовление ёмкостей для посадки.

Мониторинг (определение степень знаний детей о овощных культурах).

1. Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению.

2. Помощь в приобретении посадочного материала, земли на мини-грядки.

2 этап— практический.

Месяц

Педагоги

С воспитанниками

С родителями

апрель

1. Создание книжек-малышек с загадками, стихами, скороговорками об овощах.

2.Создание декоративных элементов для огорода на подоконнике.

3.Подбор фото для создания интерактивного меню Здоровячка.

4.Наполнение «Кладовой Здоровячков».

1.Наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты.

2.Регулярно ухаживали за посадками; обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы.

3.Фиксировали результаты в «Дневнике наблюдения за ростом растений».

4. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки, скороговорки.

5. Пальчиковые игры по теме проекта.

6. Рассматривание иллюстраций.

7. Беседы «Что такое огород и что на нём растёт?», «Вредная и полезная пища».

8. Рассматривание муляжей овощей,

их сравнение с реальными овощами.

9. Лепка овощей из пластилина.

10. Проведение дидактических игр: «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?», «Вершки и корешки»…

11. Подвижные игры: «Баба сеяла горох», игра-хоровод «Кабачок».

12.Театрализован-ная сказка «Репка».

1.Совместное создание декоративных элементов для огорода на подоконнике.

2.Реализация мини-проекта в домашних условиях.

3. Выполнение совместно с детьми творческих работ (рисунки, поделки).

3 этапзаключительный.

Месяц

Педагоги

С воспитанниками

С родителями

4 неделя апреля

1.Оформление мини- выставки «Наш урожай» из рисунков, поделок, аппликаций.

2.Создание фотоальбома «Наш огород на подоконнике».

Итоговая беседа: анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.

1.Фотоотчёт.

2. Выставка творческих работ.

4 этаппрезентационный.

Месяц

Педагоги

С воспитанниками

С родителями

1 неделя мая

Презентация «Огорода на подоконнике» на конкурсе ДОУ.

Оценка результатов иотчётность

Презентация на конкурсе ДОУ «Огород на подоконнике» (Апрель 2019) — I место и на конкурсе «Лучший экспонат» проводимый в рамках Сибирского научно-образовательного форума и специализированной выставки «Образование и карьера» (Февраль 2020).

D:\Документы\публекации\вестник просвешения (www.vestnikprosveshheniya.ru)\20190426_130304.jpg

Рис. 1

Основные термины (генерируются автоматически): Огород, подоконник, проект, растение, этап, III, весенний период, воспитанник, задача проекта, неделя марта, овощ, ребенок, родитель.

Похожие статьи

Особенности организации детского огорода на территории дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается понятие экологического образования в детском саду, идет речь о создании огорода для всех возрастных групп.

Студенческий экодвор

В статье описана проектная работа, выполненная студентами КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум» в течение 2019–2020 учебного года. Главная цель работы — Создание графической модели «Студенческий Эко-двор», как перспективного проекта ко...

Разработка системы орошения на приусадебном участке в рамках проекта «Умный дом»

В статье представлена разработка организации капельного орошения кустов винограда на приусадебном участке, приведены расчеты стоимости проекта.

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка

В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...

«Умный город для умных детей»: пропедевтика инженерного образования в ДОУ

В статье представлен опыт разработки архитектурной модели умного города для умных детей. Не стандартность подхода позволяет по — новому решать задачи развития пространственного мышления дошкольника.

Формы позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК «Мозаичный парк»

В статье представлен опыт работы детского сада по социально-коммуникативному воспитанию дошкольников с использованием программно-методического комплекса «Мозаичный парк».

Инновационный педагогический здоровьеформирующий проект для реализации в дошкольных учреждениях «Бегом в здоровье, интеллект и красоту»

В данном проекте обозначена необходимость поиска новых форм оздоровления детей дошкольного возраста. Автор предлагает конкретную технологию внедрения оздоровительного бега в систему оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения. Отличительная ...

Благоустройство участка на территории школы: разработка концепции школьного двора

В статье автор рассказывает о требованиях благоустройства территории и на их основе создает 3D план школьного двора.

Похожие статьи

Особенности организации детского огорода на территории дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается понятие экологического образования в детском саду, идет речь о создании огорода для всех возрастных групп.

Студенческий экодвор

В статье описана проектная работа, выполненная студентами КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум» в течение 2019–2020 учебного года. Главная цель работы — Создание графической модели «Студенческий Эко-двор», как перспективного проекта ко...

Разработка системы орошения на приусадебном участке в рамках проекта «Умный дом»

В статье представлена разработка организации капельного орошения кустов винограда на приусадебном участке, приведены расчеты стоимости проекта.

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка

В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...

«Умный город для умных детей»: пропедевтика инженерного образования в ДОУ

В статье представлен опыт разработки архитектурной модели умного города для умных детей. Не стандартность подхода позволяет по — новому решать задачи развития пространственного мышления дошкольника.

Формы позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК «Мозаичный парк»

В статье представлен опыт работы детского сада по социально-коммуникативному воспитанию дошкольников с использованием программно-методического комплекса «Мозаичный парк».

Инновационный педагогический здоровьеформирующий проект для реализации в дошкольных учреждениях «Бегом в здоровье, интеллект и красоту»

В данном проекте обозначена необходимость поиска новых форм оздоровления детей дошкольного возраста. Автор предлагает конкретную технологию внедрения оздоровительного бега в систему оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения. Отличительная ...

Благоустройство участка на территории школы: разработка концепции школьного двора

В статье автор рассказывает о требованиях благоустройства территории и на их основе создает 3D план школьного двора.

Задать вопрос