Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (29) февраль 2020 г.

Дата публикации: 06.02.2020

Статья просмотрена: 6365 раз

Библиографическое описание:

Хованская, Т. Ю. Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности / Т. Ю. Хованская, Д. И. Афонина, О. В. Владимирова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4866/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: детское экспериментирование, художественное развитие, художественное образование, детское изобразительное творчество, стереотипность, вектор творческого развития.

От того, каким будет первый шаг в изобразительное искусство, сделанный ребенком, зависит в дальнейшем уровень его общей культуры, характер мировосприятия, мировоззрения и эстетический вкус. Каждый ребенок обладает художественным потенциалом и является носителем индивидуального стиля.

Задача современного педагога заключается не в том, чтобы из дошколят сделать в перспективе профессионального художника, а в том, чтобы научить его переносить лучшие традиции искусства в свою творческую деятельность.

Для того чтобы дети осознали свою роль в творческом процессе, важно предоставить им возможность смело экспериментировать с художественными эталонами, принимать активное участие в организации рабочего места. В процессе изобразительного творчества необходимо обеспечивать детям эстетическую и изобразительную рефлексию. Дети должны иметь доступ к безопасным материалам и инструментам.

Успешность развития у дошколят творческого потенциала зависит и от инновационных методик и педагогических технологий художественно-творческого развития, применяемых педагогом в своей деятельности.

Технологии по художественно-эстетическому развитию в изобразительной деятельности применяют с раннего возраста.

Педагогическая технология «Творчество смладенчества» или «Художники впамперсах» авторыМ.В.Гмошинская, И.Н.Воробьева

Технология предполагает развитие творческих способностей детей раннего возраста. Заинтересованность проявляют родители. Ребенку в непринужденной обстановке предлагают материалы для изобразительной деятельности, при этом ребенок к моменту начала занятий должен уметь сидеть. Дети до года рисуют ладонями, после года используют кисти. На первых этапах цикла занятий предлагают краски одного или двух цветов. Родитель активный участник всего процесса.

Педагогическая технология «Формирование выразительного образа визобразительной деятельности детей раннего имладшего дошкольного возраста» Т.Г.Казаковой

Суть технологии заключается в том, что главный смысл продуктивной деятельности в детском саду — развитие творчества, результатом которого является создание выразительного образа.

Методы:

  1. Сотворчество взрослого с ребенком.
  2. Показ и объяснение приемов изображения предметов.

Педагогическая технология «Синтез искусств как фактор развития орнаментального творчества двух— семи лет» Л.Г.Васильева

Использование синтеза искусств в формировании геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей, основу которого составляет интеграция живописи и искусства народного геометризированного орнамента, взаимосвязь литературного и орнаментального образов, взаимодействие устного, музыкального и «полотняного» народного фольклора.

Формы работы: игра-экскурсия, сюжетная игра, праздник-ярмарка, праздник, настольный театр кукол.

Педагогическая технология «Формирование геометризированного орнаментального образа врисовании, лепке, аппликации детей от 2–7 лет» Л.Г.Васильева

Л. Г. Васильева Программа этно-художественного развития детей 2–4 лет «Узоры чувашской земли», 2015 г.

Программа художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства

«Арт-коворкинг» вразвитии самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей дошкольного возрастаС.В.Погодиной

Компоненты: экспериментирование, экспресс-ситуация, арт-тренажер, эстетический релаксатор, арт-проект, демонстратор, личный дневник достижений.

Технология художественного экспериментирования вразвитии самостоятельной творческой деятельности детейС.В.Погодиной

В нашем детском саду педагоги работают по данной технологии.

Смысл технологии заключается в экспериментировании с художественными эталонами: цвет, форма, композиция, художественные техники

Особенности работы сцветом: использование цветового круга

Механическое смешение

Оптическое смешение

Пространственное смешение

Особенности работы с формой: осваивая цвета и оттенки, дети одновременно изучают разные формы

Особенности работы скомпозицией. Основные законы композиции: закон единства содержания и формы, закон цельности, закон типизации.

Художественные техники.

В методических рекомендациях представлена классификация неклассических техник, осуществленная по следующим признакам: характер использования материалов и инструментов; характер получаемых действий; характер используемой основы для работы; степень взаимодействия материалов.

Техники сиспользованием оттиска: монотипия, диатипия, акватипия, линотипия, простая гравюра на картоне и другие.

Техники сиспользованием природных исинтетических материалов: посыпная (солью, манкой, пищевыми красителями, сухой гуашью, чаем, песком); клеевая: контурная, фактурная; витражная: пленочная, бумажная, акриловая; мозаичная (из сыпучих материалов, плитки, пуговиц, бисера, бусинок, искусственного камня, ракушек, ложементов).

Техники сиспользованием мелков: рисование восковыми мелками и акварелью, рисование свечкой (невидимые картинки), рисование восковой стружкой, рисование по наждачной бумаге; граттаж: черно-белый, цветной, многослойный.

Техники сиспользованием необычной основы: рисование по фольге стекой, рисование по стеклу пластилином, рисование по картону пластилином, рисование по ткани: холодный, горячий, узелковый батик; роспись ткани

акриловыми красками, фломастерами, рисование по ватным дискам и другие.

Техники сиспользованием необычных материалов иинструментов: рисование зубной щеткой: нанесение ритмичных мазков, набрызг, рисование пластиковыми карточками, рисование пластиковыми вилками, рисование помазком для бритья, рисование двумя кисточками одновременно (двумя руками, одной рукой), рисование гелевой ручкой по влажной бумаге, рисование стержнем от фломастера, рисование губкой (с трафаретом, без трафарета).

Использование данных технологий педагогами и родителями в деятельности с детьми — фактор успешного художественно-эстетического развития детей.

Литература:

  1. Развитие моторики руки в нетрадиционной изобразительной деятельности. Автор –Ю. В. Рузанова. Санкт –Петербург, Каро 2007 г.

2. Методика раннего развития Марии Гмошинской

3. Экспериментирование и творчество. «Цветной мир», Москва, 2013 г.

  1. Погодина С. В. Художественные эталоны в детском изобразительном творчестве. — Москва: МПГУ, 2013. — 240 с
  2. Творчество с младенчества, или «Художники в памперсах». Подготовка детей раннего возраста к изобразительной деятельности.
Основные термины (генерируются автоматически): Педагогическая технология, ребенок, рисование, орнаментальный образ, особенность работы, техник, выразительный образ, детский сад, изобразительная деятельность, ранний возраст.

Ключевые слова

художественное образование, стереотипность, детское экспериментирование, художественное развитие, детское изобразительное творчество, вектор творческого развития

Похожие статьи

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.

Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих дисциплин в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов: опыт реализации

К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Возможности развития инженерного мышления у дошкольников

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Особенности формирования и развития креативных способностей подростков в деятельности художественной направленности педагога дополнительного образования

В статье рассматриваются понятия творчество и креативность, особенности формирования креативных способностей на мастер-классах и образовательных курсах художественной направленности в условиях временного коллектива.

Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе

Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Эстетическая деятельность в нравственном воспитании младших школьников

В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эстетической деятельности в формировании нравственных качеств.

Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью

В статье проанализирован процесс формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью в учебно-воспитательном процессе.

Похожие статьи

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.

Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих дисциплин в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов: опыт реализации

К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Возможности развития инженерного мышления у дошкольников

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Особенности формирования и развития креативных способностей подростков в деятельности художественной направленности педагога дополнительного образования

В статье рассматриваются понятия творчество и креативность, особенности формирования креативных способностей на мастер-классах и образовательных курсах художественной направленности в условиях временного коллектива.

Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе

Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Эстетическая деятельность в нравственном воспитании младших школьников

В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эстетической деятельности в формировании нравственных качеств.

Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью

В статье проанализирован процесс формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью в учебно-воспитательном процессе.

Задать вопрос