Семинар-практикум для педагогов на тему «Арт-технологии в коррекционной работе»
Авторы: Чернова Мария Алексеевна, Ковтун Маргарита Евгеньевна, Беглова Ольга Александровна, Селиванова Ксения Леонидовна, Цветкова Евгения Михайловна, Горбунова Валентина Михайловна, Гриценко Наталья Михайловна, Веселова Маргарита Валерьевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (29) февраль 2020 г.
Дата публикации: 31.01.2020
Статья просмотрена: 723 раза
Библиографическое описание:
Семинар-практикум для педагогов на тему «Арт-технологии в коррекционной работе» / М. А. Чернова, М. Е. Ковтун, О. А. Беглова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 30-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4869/ (дата обращения: 16.11.2024).
Учитывая тот факт, что с каждым годом возрастает количество детей с проблемами в развитии (эмоциональными, поведенческими, психическими, речевыми), взоры многих современных исследователей обращаются к психокоррекционным (арт-терапевтическим) методам, помогающим детям преодолеть трудности и адаптироваться к среде. Для достижения этой цели педагоги выбирают для себя наиболее подходящие арт-педагогические технологии.
«Сущность арт-педагогики состоит во взаимодействии педагогики и искусства и направлено на обучение, развитие и воспитание ребенка средствами искусства, формировании основ художественной культуры и овладении детьми практическими умениями в различных видах художественной деятельности, как то: изобразительная деятельность, работа с песком, библиотерапия, лепка, бумагопластика, музыкотерапия, сказкотерапия и другие виды деятельности» [13].
В основе любой арт-технологии лежит процесс творчества.
В своем образовательном учреждении мы провели для педагогов семинар-практикум, где познакомили их с некоторыми существующими арт-технологиями, с целями и задачами, ими решаемыми.
Итак, какие коррекционные задачи можно решать с использованием арт-технологий в ДОУ. Это:
− Развитие слухового внимания,
− Развитие фонематического слуха,
− Развитие пространственной организации движения,
− Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики,
− Формирование и развитие кинестетических ощущений,
− Переключаемость внимания,
− Коррекция слухо-зрительно-двигательной координации,
− Развитие чувства ритма,
− Развитие физиологического и фонационного дыхания и мн. др.
Технология «Арт-лепка». «Основана на психотерапевтическом методе глинотерапии или пластилинотерапии — эффективный способ коррекции и реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами, такими как: глина, соленое тесто, паста для моделирования, пластилин, шариковый пластилин, кинестетический песок и т.п» [11]. Работа с пластическими материалами также давно зарекомендовавший себя как терапевтический метод работы со своими чувствами. Процесс вымешивания материалов носит терапевтический характер. Также это мягкий и глубокий метод работы с переживаниями, сомнениями и мировосприятием посредством ваяния разных фигур и образов. Работа с пластичным материалом способствует развитию моторики, является одним из способов точечного массажа, успокаивает, умиротворяет. «Агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенные в себе дети, занимаясь лепкой, учатся контролировать ситуацию» [13]. В нашем дошкольном отделении техникой пластилиновых витражей и тестопластикой владеют воспитатели Веселова Маргарита Валерьевна и Авраменко Полина Васильевна.
Бумагопластика.
Техника, в основе которой лежит способность бумаги принимать ту или иную форму. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа с бумагой — складывание, вырезание, плетение, смятие, скручивание, разрывание — не только увлекательна, но и познавательна. «Дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения» [14]. Техники работы с бумагой: модульное оригами, аппликация, квиллинг, айрис-фолдинг, пейп-арт, папье-маше, торцевание, оригами, создание объемных композиций. Воспитатель Горбунова Валентина Михайловна показала технику работы с бумагой. На фото объемная композиция «Лебединое озеро».
Технология арт-изо.
Это коррекционно-развивающая технология, опирающаяся на изотерапию, включает использование разнообразных (в том числе нетрадиционных) техник изобразительного искусства, которое позволяет выразить свои чувства линией, цветом, формой, рисунком, почувствовать себя художником, осознать свой творческий потенциал, изменить самооценку и взаимоотношение с окружающим миром. «Ее цель — повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка» [13].
«Виды изобразительной деятельности: пальчиковое рисование, рисование ладонями и другими частями тела, набрызг, рисование картоном, смятой бумагой, оттисками, рисование солью, монотипия, рисование на мятой бумаге, рисование штрихами, техника коллажа, рисование губкой, рисование пеной для бритья или зубной пастой, использование штампов, рисование цветным льдом, рисование углем, соломинкой, кухонными принадлежностями, как то: вилки, ложки, камни, ветки, листики, ватные палочки, песок и т. п». [15]. Метод позволяет выражать чувства на символическом уровне. При этом: скрытые переживания выражаются свободнее и легче; неприятные или тяжелые переживания не воспринимаются, а преобразовываются в творчество; появляется возможность отстраниться от внутренних тревог и страхов, что является первым шагом на пути к освобождению от них. На семинаре воспитатель Гриценко Наталья Михайловна показала несколько изобразительных арт-техник: рисование пузырями, оттисками.
Телесно-двигательная арт-технология.
Целью телесно-двигательных арт-технологий является опосредованное развитие речи через работу с телом и движениями. Осуществляется это через реализацию следующих задач: снятие напряжения в мышцах тела (работа над напряжением и расслаблением), развитие общей, артикуляторной и мелкой моторики (статика, динамика, координация, переключаемость), а также развитие темпо-ритмической организации движений и речи посредством арт-ритмики, развитие пространственного и тактильного восприятия, а также развитие межполушарного взаимодействия посредством различных видов тактильных упражнений и с использованием разных видов танца. С одной из таких техник данного направления нас познакомила учитель-логопед Беглова Ольга Александровна. На фото представлено упражнение, где педагоги под музыкальное сопровождение передают по кругу жесты приветствия, обращаясь друг к другу по имени, а затем используя его в уменьшительно-ласкательной форме.
Технология арт-сказка. Опирается на методы сказкотерапии (библиотерапии), как то: сочинение и рассказывание сказки (позволяет выявить спонтанные эмоциональные проявления), сказочные представления или арт-театр (дает ребенку возможность проиграть самые значимые эпизоды и эмоции), рисование/лепка/аппликация сказки по мотивам собственных историй (в творчестве проявляются ассоциации и чувства), дописывание, переписывание услышанной сказки, изготовление кукол (в процессе создания происходят личностные изменения), сказочная песочная терапия (при контакте с песком дети воплощают в физической форме свои самые значимые мысли и переживания). «Эта технология дает положительные результаты с дошкольниками, испытывающими различные эмоциональные и поведенческие затруднения» [13]. С технологией познакомила психолог Чернова Мария Алексеевна. Педагоги разыграли юмористическую сказку-пантомиму «Колобок» по мотивам известной русской народной сказки.
Технология арт-музыка. «Это вид арт-технологии, связанной с музыкотерапией, в которой музыка используется в коррекционных целях» [3].
Вот некоторые техники данной технологии: пение (вокалотерапия), использование различных дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики, логоритмика, использование фольклорных арт-техник, пассивная и активная музыкотерапия.
В настоящее время это целое психокоррекционное направление (не только в медицине и психологии, но и в педагогике). «Очищающее воздействие музыки позволяет использовать ее в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
В качестве проявлений лечебного и коррекционного, педагогического воздействия этого вида арт-технологии выделяются следующее: регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма, регуляция психоэмоционального состояния, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции, активизация творческих проявлений, привитие коммуникативных навыков, повышение социальной активности» [2]. С одной из техник музыкотерапии познакомила музыкальный руководитель Ковтун Маргарита Евгеньевна. Упражнение заключалось в том, что участники должны были выбрать предложенные варианты и сочетания цветов после прослушивания музыкальных номеров разного характера. Техника показывала, как музыка влияет на выбор цвета. Маргарита Евгеньевна также представила вернисаж детских рисунков и рассказала, что данная технология пользуется популярностью у детей. Детям очень нравится рисовать музыку, выражать свои собственные эмоции в цвете.
3Д-моделирование. Одним из современных видов арт-технологий является 3Д моделирование. Данная технология способствует развитию творческого воображения, мышления, таких его качеств как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, высокого уровня познавательной активности, речи, поисковой активности, стремления к новизне. С этой технологией педагоги познакомились на мастер-классе Цветковой Евгении Михайловны и сделали модели брелоков своими руками. На фото также представлены образцы детских работ по 3Д моделированию.
Литература:
- Алексеева М. Ю. «Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя». М., 2003.
- Брусиловский Л. С. Музыкопсихотерапия. Ташкент, 1979.
- Илья Короп «Законы Радости. Исцеление словом и музыкой», Издательство: Открытый мир, 2008 г.
- Кокоренко В. Л. «Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий». СПб.: Речь, 2005.
- Лебедева Л. Д. «Арт-терапия в педагогике» Педагогика, 2000.
- Медведева Е. А. Левченко И. Ю. Комиссарова Л. Н. Добровольская Т. А. «Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании». М.: Академия, 2001.
- Погосова Н. М. «Погружение в сказку. Сказотерапевтические программы». СПб.: Речь, 2007.
- Романова Е. С. «Графические методы в практической психологии». СПб., 2001.
- Рыбакова С. Г. «Арт-терапия для детей с задержкой психического развития». СПб.: Речь, 2007.
- Стефани Норрис «Секреты цветотерапии», изд-во АСТ, Астрель, 2004 г.
- https://infourok.ru/user/kolesnikova-elena-vladimirovna17/blog/plastillinoterapiya-kak-metod-korrekcii-narusheniy-emocionalnovolevoy-sferi-u-mladshih-doshkolnikov-96018.html
- http://chrio.cap.ru/sitemap.aspx?id=1919130
- https://studopedia.net/3_44275_art-tehnologii-vidi-harakteristika-sposobi-primeneniya.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/12/programma-po-bumagoplastike
- https://infourok.ru/netradicionnie-tehniki-risovaniya-3859959.html