Нетрадиционные методы работы для гармонизации речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.

Дата публикации: 06.02.2020

Статья просмотрена: 247 раз

Библиографическое описание:

Черкасова, Н. Б. Нетрадиционные методы работы для гармонизации речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ / Н. Б. Черкасова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4885/ (дата обращения: 16.11.2024).



Всем уже знакомы и стали понятными слова «образовательные стандарты», «государственные требования», «инклюзия» и многие-многие другие. Со времен организации Образования как системы, эта система постоянно совершенствуется, модернизируется и изменяется, преследуя при этом одну-единственную цель — создать эффективные условия для максимально возможного развития личности каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Эта цель, несмотря на различные изменения в системе и остается главной целью в работе каждого педагога и коррекционного в том числе. А вот подбор эффективных путей, методов и приемов для реализации этой цели — дело каждого педагога.

«Сорока ворона кашку варила» — чье детство прошло без этого стишка? Да каждый из нас его помнит. А почему наши бабушки терпеливо обучали малыша водить пальчиком по ладошке и, проговаривая потешку, взять и тихонечко нажать на каждый пальчик — «этому дала, этому дала». Просто бабушки, ничего не зная о человечке Пенфилда, уже тогда знали, что наибольшую информацию об окружающем мире ребенок получает через осязание с помощью рук, что на поверхности ладоней и пальцев находятся активные точки, которые активно влияют на работу мозга, повышая его активность и улучшая речевые возможности.

Игре как форме организации детской деятельности отводится важная роль. Это особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи.

В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире.

В своей работе мы решили использовать различные, нетрадиционные предметы и приемы. Все мы знаем «сильные» и «слабые» стороны детей, с которыми мы работаем — их наглядно можно увидеть из целей, которые мы перед собой ставили, выбирая данное направление.

Цель: обогащение чувственного опыта и тактильных ощущений, развитие мелкой моторики и речи детей, гармонизация психических процессов.

В работе с детьми используем различные нетрадиционные атрибуты.

О значении и важности пальчиковых игр в коррекционной работе не приходится говорить. Но можно повысить их эффективность и добавить игровую направленность используя колечко су-джок.

«Это пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик наш малыш. А зовут его…».

А теперь у дедушки появился красивый поясок, который он будет передавать всем членам семьи по-очереди: то же самое делаем с су-джоком.

Игровой самомассаж пальцев рук с помощью су-джок позволяет нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, снижать двигательную и эмоциональную расторможенность, развивать пространственную ориентацию, память и внимание.

Колечки су-джок продаются в замечательных игольчатых шариках, которые тоже можно использовать в работе с детьми.

1. Автоматизируем поставленные звуки. Например, звук Ж. При произнесении чистоговорки ребенок при произнесении звука «нажимает» голосом на звук и одновременно сжимает в руках шарик. Это позволяет через кинестетическое ощущение закрепить правильное произношение в речи.

«Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове звук»: «Жук, ужи, ежи, жаба»

Или

«Шарик мне назад верни, слоги (слово, фразу) верно повтори»:

«Жа-жа-жа — мы нашли в лесу ежа».

То же можно сделать на следующем этапе автоматизации — в стихотворении, «Жук упал и встать не может, ждет он — кто ему поможет?»

2. Мячик можно прокатывать по ладошке — от кончиков пальцев к запястью, в ладонях по кругу, перебирать пальчиками, сжимать пальчиками, перекладывать из одной ладошки в другую и сопровождать все это текстами.

Это лишь некоторые приемы работы с су-джок. Прост в применении и каждый сможет придумать свои оригинальные занятия и упражнения, универсальность — могут использовать и воспитатели групп и родители, высокая эффективность — при правильном применении наступает выраженный эффект и абсолютная безопасность — при неправильном применении не наносит вреда (просто неэффективен), доступен и экологически безопасен — продается в свободном доступе в аптеке и не требует больших затрат.

«Аппликатор Кузнецова».

Все мы знаем о таком массажном коврике, а теперь представим, как его можно использовать в работе с детьми.

  1. При изучении звуков и букв мы традиционно выкладываем образ буквы из ленточек, палочек, пуговиц, а можно выложить букву из фрагментов аппликатора и нажимая пальчиком на каждый фрагмент, произнося звук, закрепить графический образ буквы.
  2. При делении слов на слоги — «по слогам словечко называй и на каждый слог кусочек прижимай (наклеивают аппликатор на ладошку). Этот способ также через кинестетические ощущения позволяет закреплять фонематические представления
  3. Можно пальчиками прошагать рифмованную строчку — «жа-жа-жа — мы нашли в лесу ежа»

DSC04020.JPG

«Аквариумный грунт».

Для снятия напряжения мы часто используем упражнения по типу «стряхни водичку с пальчиков», «мы писали-мы писали». А зная, как дети любят играть с песком, можно предложить им другой — более красочный и приятный в использовании вариант — яркий и более крупный чем песок аквариумный грунт. В него очень приятно просто молча погружать ручки и чувствовать прохладу и прикосновения, можно найти что-нибудь интересное — игрушку, сюрприз или забавные слова-задания к дальнейшей работе. А можно произносить рифмованный текст и «месить» руками тесто из грунта.

Применение грунта позволяет сохранять игровую мотивацию, снимать эмоциональное напряжение, предотвращать появление стрессовой ситуации. Грунт также доступен в свободной продаже и не требует специальной обработки.

«Камешки марблс». Все мы с вами обучаем детей выполнять звуковой анализ слов и используем для этого традиционно квадратики или кружки красного, зеленого и синего цвета. А вот если для выполнения заданий предложить детям яркие и приятные на ощупь камушки можно повысить интерес к занятиям.

Литература:

  1. Борисова Е. А. Пальчиковые игры для детей 4–5лет/Е. А. Борисова//Логопед.-2006.№ 1
  2. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики- развиваем речь! Младшая группа детского сада/ О. И. Крупенчук.-СПб.:Литера,2009.-32с.
  3. Развиваем мелкую моторику. Комплекс упражнений «Умелые ручки/ авт.-сост. А. Ю. Хвостовцев.-2-еизд.,стер.-Новосибирск:Сиб.унив. изд-во, 2010.-174с.
  4. Шарикова Е. Пальчиковые игры/ Е. Шарикова.-М.:Стрекоза,2010.-64с.
  5. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2–7 лет/ сост. Т. В. Калинина. — Волгоград: Учитель, 2012.-151с.
Основные термины (генерируются автоматически): пальчик, ребенок, звук, окружающий мир, работа.

Похожие статьи

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы с дошкольниками в рамках реализации ФГОС

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Нетрадиционные формы и методы развития речи детей в ДОУ

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности

Уроки ритмики и ЛФК как основа здоровьесбережения и способ коррекции двигательных функций у детей с ОВЗ

Использование инновационных методов при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ средствами артикуляционной гимнастики

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Формирование мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ через проведение совместной деятельности с родителями

Похожие статьи

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы с дошкольниками в рамках реализации ФГОС

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Нетрадиционные формы и методы развития речи детей в ДОУ

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности

Уроки ритмики и ЛФК как основа здоровьесбережения и способ коррекции двигательных функций у детей с ОВЗ

Использование инновационных методов при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ средствами артикуляционной гимнастики

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Формирование мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ через проведение совместной деятельности с родителями

Задать вопрос