Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР в процессе интегрированных занятий, реализуемых в условиях единого коррекционно-развивающего пространства | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.

Дата публикации: 07.02.2020

Статья просмотрена: 168 раз

Библиографическое описание:

Петровичева, Ю. Ю. Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР в процессе интегрированных занятий, реализуемых в условиях единого коррекционно-развивающего пространства / Ю. Ю. Петровичева, Л. Р. Солдатова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4888/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассматриваются особенности междисциплинарного взаимодействия (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе построения единого коррекционно-развивающего пространства для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами описываются условия, необходимые для формирования и развития средств общения у детей с ТМНР.

Ключевые слова: интегрированные занятия, дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, взаимодействие, коррекционно-развивающая работа.

Обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) требуют особых психолого-педагогических подходов в процессе оказания коррекционной помощи.

Динамика развития детей с ТМНР определяется этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, их сочетанием. На динамику развития ребенка данной категории так же оказывает большое влияние объем и качество оказываемой коррекционной помощи.

Совокупность отклонений в развитии детей данной категории препятствуют социализации ребенка, развитию его самостоятельной жизнедеятельности. Поэтому основной, а порой и единственной образовательной задачей, является формирование жизненных компетенций, закрепление базовых социальных навыков; реализация которой, невозможна без коммуникации. Формирование навыка «Как общаться» является важнейшим навыком социализации, основой для развития доступных речевых навыков, а также способом избежать в будущем возникновения проблем в поведении и социальной отстраненности.

Для этого на базе ГБУ «КРОЦ» ОСП «Раменки» была разработана система интегрированных занятий, которая реализуется через взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в процессе совместной коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей коммуникативное, познавательное и личностное развитие ребенка. Таким образом, обуславливается тесная взаимосвязь и взаимозависимость решаемых специалистами задач в едином коррекционно-образовательном пространстве.

Для создания единого коррекционно-образовательного пространства необходимо соблюдать определенные условия в совместной работе педагога-психолога и учителя-логопеда. Эти условия заключаются в оптимальном распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса; совместном планировании работы; согласованности действий в решении профессиональных задач; в соблюдении единства требований, предъявляемых к детям; умении продуктивно осуществлять взаимообмен технологиями коррекционной работы; в общем подходе к оценке эффективности психокоррекционной работы; соблюдении этических норм профессионального взаимодействия.

Цель интегрированных занятий — формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР (вербальных и невербальных) с другими людьми.

Целью логопедической работы является формирование и развитие коммуникативных функций с помощью доступных средств общения (вербальных или невербальных).

В процессе коррекционного воздействия учитель-логопед развивает потребность в общении и формирует элементарные коммуникативные умения, способность взаимодействовать с окружающими; помогает детям преодолевать речевой и неречевой негативизм. Так же, проводится коррекционная работа над расширением понимания речи, развитием артикуляционных кинестезий, развитием дыхания и голоса.

Целью психологической работы является овладение элементарными коммуникативными умениями в процессе межличностного взаимодействия.

На интегрированных занятиях педагог-психолог проводит коррекционную работу по развитию эмоционального реагирования с включением в него голосового компонента; расширению эмоционального диапазона; развитию зрительной фиксации и прослеживания; выработке слухового сосредоточения; развитию интереса к окружающей действительности и стимулированию познавательной активности; развитию произвольности и навыков самоконтроля; формированию навыков игровой деятельности; приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

В процессе совместной коррекционной работы мы стремимся к тому, чтобы перевести звук из непроизвольного — в произвольный; жест или любое другое коммуникативное взаимодействие в произвольный акт. Самый эффективный путь — это путь через игру, через эмоциональное вовлечение.

Реализация всех поставленных задач происходит в процессе использования игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции, регулирующих мышечный тонус детей и позволяющих корректировать поведение детей, а так же воздействовать на их эмоционально-личностную сферу. На занятиях используются игры, побуждающие и стимулирующие речевую активность детей.

В основе системы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога лежат принцип системности, комплексности, соответствия возрастным и индивидуальным возможностям, адекватности требований и нагрузок, индивидуализации темпа работ.

В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующие обеспечению механизмов общения, постепенному переходу к более высокой форме общения.

Все занятия имеют определенную структуру и специфику.

Структура занятия:

1) «Круг» — обеспечение настроя на совместную работу, установить эмоциональный контакт между участниками занятия.

2) Разминка — применение упражнение на формирование и развитие общей и мелкой моторики.

3) Основная часть — получение нового коммуникативного, познавательного, эмоционального, сенсорного и двигательного опыта.

4) Упражнения специальной направленности — применения упражнений на формирование, развитие познавательных процессов, речевых и коммуникативных навыков, сенсорных эталонов восприятия и т. д.

5) Продуктивная деятельность.

6) Релаксация и завершение занятия — обеспечение положительного эмоционального настроя в конце занятия, создание условий для проведения дальнейшей работы.

Специфика проведения занятия заключается в том, что один и тот же материал используется многократно, чтобы дети в своем индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к самостоятельному выполнению. На начальном этапе оказываемая помощь максимальна, но по мере расширения возможностей детей количество оказываемой им помощи уменьшается. На занятиях присутствуют родители, которые являются активными участниками, а не сторонними наблюдателями.

В заключении хочется отметить те преимущества интегрированных занятий в системе коррекционно-развивающего процесса, которые мы успели выделить за время нашей совместной работы. Интегрированные занятия дают возможность оказать психокоррекционную помощь наибольшему количеству детей с ТМНР, использовать наибольшее количество различных упражнений, как на гармонизацию эмоциональной сферы отдельного ребенка, так и на гармонизацию межличностных взаимодействий в группе. Интегрированные занятия способствуют приобретению формируемых навыков по подражанию сверстникам в более короткие сроки, за счет феномена «эмоционального заражения».

Литература:

  1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.-М.:Просвещение,1988.
  2. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. — 1995. — № 6.
  3. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.-М.: Академия, 2001.
  4. Магутина А. А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф.— Уфа: Лето, 2015.
  5. Павлова О. С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1998.
  6. Хаустов А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. — М.: ЦПМССДиП.
  7. Широкова Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста.-Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, множественное нарушение развития, ребенок, единое коррекционно-образовательное пространство, коррекционная работа, процесс, развитие, развитие средств общения, совместная работа, упражнение, формирование.

Похожие статьи

Групповые мини-праздники в системе коррекционно-образовательного процесса компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают проведение групповых мини-праздников в компенсирующих группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, как новую форму бинарной деятельности учителя-логопеда и воспитателя, способствующую формированию социально-коммуникати...

Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в процессе организации интеллектуально-математических игр

Авторы представили опыт работы, который заключается в систематизации и комбинировании имеющихся в отечественной педагогике, коррекционной педагогике и психологии технологий, направленных на формирование мыслительных процессов у детей старшего дошколь...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО

В статье представлены особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР в условиях реализации ФГОС НОО. Представлено описание содержания, организация коррекционно-развивающей работы, ориентированной на обучение детей с ТНР в условиях р...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...

Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой с...

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями ин-теллектуального развития в инклюзивной образовательной среде

В статье представлены результаты исследования отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения. Рассматриваются особенности формирования межличностных отношений младших школьников, обо...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...

Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается использование дидактических игр и пособий с целью развития пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по организации конструктивной деятельности дете...

Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлен обзор приемов и методов психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Рассматриваются причины необходимости психолого-педагогической работы по разв...

Реализация практики инклюзивного образования с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности

Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в ср...

Похожие статьи

Групповые мини-праздники в системе коррекционно-образовательного процесса компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают проведение групповых мини-праздников в компенсирующих группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, как новую форму бинарной деятельности учителя-логопеда и воспитателя, способствующую формированию социально-коммуникати...

Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в процессе организации интеллектуально-математических игр

Авторы представили опыт работы, который заключается в систематизации и комбинировании имеющихся в отечественной педагогике, коррекционной педагогике и психологии технологий, направленных на формирование мыслительных процессов у детей старшего дошколь...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО

В статье представлены особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР в условиях реализации ФГОС НОО. Представлено описание содержания, организация коррекционно-развивающей работы, ориентированной на обучение детей с ТНР в условиях р...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...

Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой с...

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями ин-теллектуального развития в инклюзивной образовательной среде

В статье представлены результаты исследования отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения. Рассматриваются особенности формирования межличностных отношений младших школьников, обо...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...

Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается использование дидактических игр и пособий с целью развития пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по организации конструктивной деятельности дете...

Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлен обзор приемов и методов психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Рассматриваются причины необходимости психолого-педагогической работы по разв...

Реализация практики инклюзивного образования с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности

Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в ср...

Задать вопрос