Региональный компонент в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Автор: Ландейс Татьяна Сергеевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.
Дата публикации: 13.02.2020
Статья просмотрена: 1336 раз
Библиографическое описание:
Ландейс, Т. С. Региональный компонент в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста / Т. С. Ландейс. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4890/ (дата обращения: 16.11.2024).
Что прежде всего характеризует человека? Конечно же, его культура. Культура человека — есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет художественно-эстетическое воспитание. В связи с этим, ключевая роль детского сада — это создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, эстетически развитой личности, обладающей творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формирование первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного края.
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Очень важно своевременно привить детям правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.
В трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. М. Леонтьева, Д. Б. Эльконина рассматриваются вопросы освоения личностью содержания национальной культуры, доказывая, что процесс приобщения к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, осваивается в активной созидательной деятельности.
В детском саду региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой.
Использование национального регионального компонента, ведется по нескольким направлениям. Особое внимание уделяется введению регионального компонента в изобразительную деятельность.
В декоративно-прикладном искусстве проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: национальная психология, гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, стремление к красоте, и вместе с тем, отчетливо прослеживается его специфика: история, нравы, обычаи, образ мышления, эстетические вкусы. Всё это богатство представлено в максимальной выразительной форме регионального декоративно-прикладного искусства Южного Урала.
Включение регионального образовательного модуля «Наш дом — Южный Урал» в изобразительной деятельности позволяет решать педагогам следующие задачи:
– Приобщение детей к народному искусству, к духовно-художественным ценностям, созданным народом;
– Формирование представлений детей об основных художественных особенностях народного, изобразительно-пластического искусства больших этнических групп, проживающих на Южном Урале;
– Развитие умений детей создавать выразительные образы на основе повтора, вариации, импровизации.
Демографические особенности Уральского Края позволяют расширить рамки содержания народного искусства, так как на территории края проживают разные народы: русские, татары, башкиры, украинцы, киргизы что и определило необходимость ознакомления детей с искусством этих народов.
Внимание детей к декоративному искусству Уральского Края усиливается, если познакомить их в общем виде с отдельными техниками декоративного украшения, например, с вышивкой, кружевами на полотенцах, салфетках. Эффективным при этом будет приём выборочного обследования предметов народного искусства, который подводит детей к открытию: цветы можно вышить, вылепить, нарисовать и т. п. Они могут быть яркими и необычными, разными по форме, ритмично расположенными.
В знакомстве детей с одеждой Южного Урала главное — учить видеть отличия мужской, женской, сезонной одежды, сравнивать отдельные элементы одежды, сходные по назначению, восхищаться красотой одежды и умением народных мастеров.
Дети подготовительного возраста становятся уже более внимательными не к процессу изображения, а к его содержанию. Они охотно вступают в диалог по поводу увиденного, воспринятого. Такой диалог должен быть полноценным, ребенок и взрослый должны быть полноправными его участниками. Однако, способность детей, даже подготовительного возраста, брать на себя роль организаторов диалога развита недостаточно. Ведущая роль в нем все же принадлежит педагогу, который, в силу этого, должен готовить вопросы альтернативного характера. Подбирать их необходимо исходя из интересов ребенка.
Тематика занятий должна быть составлена с учетом интересов детей и быть близкой по содержанию к их повседневной жизни. Темы усложняются по мере взросления ребенка. В каждой новой теме изученный ранее материал переносится в новые контексты, новые ситуации, что обеспечивает гибкость приобретаемых способов выражения мыслей.
Большое значение для полноценной реализации регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. В группах оформлены мини-музеи народов Южного Урала, в ИЗО-уголках находятся пошаговые карты-схемы по аппликации, лепке, рисованию региональных промыслов. Для закрепления ранее изученных промыслов Южного Урала, разработаны дидактические игры, такие как «Уральские узоры», «Одень куклу в башкирский национальный костюм», «Собери герб», «Залатай коврик», «Уральские валенки».
Кроме того, предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности: макеты, стенгазеты, выставки творческих работ.
Также для осуществления воспитательно-образовательной деятельности, разработан перспективный план:
Месяц |
Работа с детьми |
Самореализация |
||
Коммуникативная |
Продуктивная |
Развивающая |
||
сентябрь |
Беседа о народной культуре, предметах быта |
«Южно-Уральский фарфор» Роспись посуды (шаблон) |
развивать интерес к национальной культуре |
Работа с методической литературой Изготовление дидактических материалов по ознакомлению детей с народным прикладным искусством |
октябрь |
Беседа о видах уральских народных узоров |
Декоративное рисование «Лоскутное одеяло» (Уральская Домовая роспись) |
Развивать интерес к декоративному рисованию |
Работа с методической литературой, Повышение знаний, сбор материала. |
ноябрь |
Беседа «Башкирский национальный костюм», дидактическая игра |
Роспись (шаблон) |
Развивать интерес к изобразительной деятельности. |
Оформление групп |
декабрь |
Беседа: «Мастера Касли» |
Лепка из солёного теста по замыслу «Каслинское литьё» |
Развивать умение работать с пластилином и соленым тестом по образцу и собственному замыслу |
Сбор аналитической информации |
январь |
Презентация «Камнерезное искусство Урала» |
Поделки из бросового материала (папье-маше пластика) |
Развивать интерес к художественному творчеству |
Консультации: «Играйте с детьми в народные подвижные игры» |
февраль |
Презентация «Уральские валенки» |
Роспись валенок (шаблон) По типу «Уральских валенок» |
Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности |
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. |
март |
Рассматривание изделий, беседа |
Рисование на тему «Оренбургский пуховый платок для бабушки». |
Развивать интерес к изобразительной деятельности |
Пополнение методической копилки |
апрель |
Рассматривание изделий, беседа «Гончарство и Уральская глиняная игрушка» |
Лепка из соленого теста «Уральская посуда» |
Развивать интерес к художественному творчеству |
Оформление выставки детских рисунков и поделок |
май |
Повторение пройденного материала по региональным промыслам Южного Урала |
Свободное рисование на тему «Промыслы Южного Урала» |
Развитие интереса к народным промыслам |
Подведение итогов развития творческих способностей путём изучения народных промыслов. |
Содержание занятий изобразительной деятельностью может быть самым разнообразным. Дети могут осваивать уральскую роспись, закрепляя и совершенствуя технические и изобразительные умения. В ходе декоративно-оформительской деятельности дети учатся создавать эскизы, выполняя по ним элементы одежды, костюмов, головных уборов, предметов быта, необходимых в театрально-музыкальных представлениях, посвященных народным праздникам. Техника выполнения таких работ может быть разной: роспись образных форм, плетение, вышивка, лепка и т. д.
Дошкольники, упражняясь в декоративно-оформительской деятельности, способны участвовать в совместной деятельности по созданию объемных и плоскостных макетов (уральская, башкирская деревня). Такое содержание художественно-творческой деятельности знакомит их со способами проектирования предметной среды народного быта. Так же содержанием изобразительной деятельности могут быть сюжеты народных сказок песен.
Использование детских работ в оформление помещений, в выставках способствует их социальному и духовному развитию, чувства сопричастности, ответственности.
Воспитание любви к своей Родине, своему краю — это долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог — гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.