Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ
Автор: Ратникова Марина Алексеевна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.
Дата публикации: 14.02.2020
Статья просмотрена: 329 раз
Библиографическое описание:
Ратникова, М. А. Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ / М. А. Ратникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4906/ (дата обращения: 16.11.2024).
Повышение интереса к проблеме адаптации личности обусловлено значительными изменениями, происходящими в современном российском обществе. Относительная неустойчивость и часто непредсказуемость социальных процессов предъявляет повышенные требования к личности, которой необходимо, во-первых, соотносить социальные требования общества, а во-вторых, сохранять свою внутреннюю стабильность, устойчивость и равновесие. Наиболее тяжело адаптация происходит у детей раннего возраста, когда родители принимают решение о том, что ребенок будет посещать детский сад.
Адаптация, в понимании Л. С. Выготского, — это свойство, которое присуще любым живым организмам. Однако человек является не просто живым организмом, а прежде всего сложнейшей биосоциальной системой. Человек, являющийся частью животного мира, от животных унаследовал способности приспособления, и являются важнейшим фактором для самосохранения человека [1, с. 245]. В педагогике понятие адаптации обозначает приспособление организма к условиям существования, то есть приспособление личности к социальной среде [2, с. 11].
Адаптация к условиям дошкольной образовательной организации, согласно мнению М. Р. Кадиевой, — это процесс приспособления (привыкания) организма ребенка к новой для него обстановке. Основная цель данного процесса — это адекватное реагирование на изменения факторов внешней среды, согласование самооценок и притязаний с возможностями и реальной социальной средой [3, с. 57]. Правильное воспитание, благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания и сна — все это основа для нормальной адаптации ребенка к условиям пребывания в детском саду. От того, насколько ребенок подготовлен к переходу в дошкольную образовательную организацию, зависит не только течение самого адаптационного периода, но и дальнейшее его развитие.
Как считает О. Г. Заводчикова, длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в дошкольной образовательной организации зависят от индивидуальных особенностей [2, с. 19]. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6–8 дней или даже позже.
Воспитателям в период адаптации ребенка к условиям в ДОУ непросто, а порой и сложно найти подход к родителям, чьи дети не только не готовы к процессу вхождения в новую среду, но и не получили установку на позитивное отношение к дошкольному учреждению. Члены семьи, прежде всего, родители, так же, как и дети, привыкают к требованиям дошкольной образовательной организации, испытывают страх (тревогу) за своего малыша. Для того, чтобы адаптационный период проходил успешно и легче не только для ребенка, но и для родителей, необходимы, с одной стороны, целенаправленная организация жизни самого ребенка по безболезненному приспособлению к новым для него условиям и формированию положительного отношения к детскому саду, и, с другой стороны, профессиональная помощь семье в выстраивании взаимоотношений между родителями и детьми, в создании ощущения комфорта, в решении возникающих адаптационных проблем при контакте с детьми.
С целью определения особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 83» г.Сочи. Общее количество детей, задействованных в исследовании, составило 80 детей.
Были выявлены группы детей с легкой (20 %), средней (45 %) и усложненной (15 %) степенью адаптации к условиям ДОУ. Также была выявлена группа дезадаптивных детей (20 %).
Анализ результатов исследования позволил заключить, что группа детей с легкой степенью адаптации (20 %) чувствует себя комфортно в ДОУ, не испытывает дискомфорта в общении как с воспитателями, так и со сверстниками. Негативных эмоциональных проявлений у детей данной группы во время наблюдения не выявлено, дети не капризничают, не привлекают к себе излишнего внимания, естественны в своем поведении. Сон и аппетит у данной группы детей в пределах нормы.
Группа детей со средней степенью адаптации (45 %) в основном чувствует себя комфортно в ДОУ, однако испытывает дискомфорт в общении с воспитателями и со сверстниками. Негативных эмоциональных проявлений у детей данной группы во время наблюдения в основном не выявлено, концу дня часть из детей данной группы капризничает, однако не привлекают к себе излишнего внимания, они в основном естественны в своем поведении. Сон и аппетит у данной группы детей несколько нарушен. Дети избирательны в еде, у них не сформирован режим питания и сна. Им сложно выполнять правила распорядка дня в ДОУ.
Группа детей с усложненной степень адаптации (15 %) чувствует себя некомфортно в среде сверстников. Дети капризничают, стараются привлечь к себе внимание. Однако, отвлекаясь на игру или какое-либо занятие, которое им интересно, могут на время забыть о том, что они не дома. В послеобеденное время дети данной группы без настроения, видно, что они с нетерпением ждут прихода своих родителей. Нервозны, очень трудно воспитателю удержать их внимание и чем-либо заинтересовать.
Группа дезадаптированных детей (20 %) не принимают условия детского сада. Они не могут уснуть в детском саду, практически не принимают пищу. Эмоционально напряжены в течение всего дня, часто плачут и просят позвать маму. Их практические невозможно чем-либо заинтересовать, они не проявляют интереса ни к общению со сверстниками, ни к организованным коллективным играм.
Результаты проведенного исследования послужили основанием для организации взаимодействия воспитателей с родителями детей младших групп. В рамках взаимодействия была организована «Школа молодых родителей». Цель — педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста, обеспечения успешной адаптации ребенка к условиям детского сада, а также решения следующих задач:
- Собрать информацию о потенциальных воспитанниках.
- Спрогнозировать течение адаптации и выявить группу «риска».
- Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах адаптации.
- Способствовать формированию единства требований к ребенку педагогов и родителей в период адаптации.
В рамках работы Школы были запланированы и проведены следующие мероприятия:
- Круглый стол с участием заведующего «Этапы развития семьи»,.
- Практикумы опытных воспитателей «Воспитание самостоятельности и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста», «Сенсорное воспитание ребенка до трех лет».
- Беседа старшей медицинской сестры «Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка».
- Психологические тренинги «Когда ребенок капризничает», «Секреты успешной адаптации».
- Обзор современных программ воспитания и развития детей, o экскурсии — презентации развивающего пространства группы и детского сада.
- Рекомендации инструктора по физической культуре «Успешное физическое развитие ребенка, как одно из основных условий адаптации к детскому саду».
- Практикум музыкального руководителя «Мои первые баюшки».
Целенаправленная работа по ознакомлению родителей с особенностями адаптации детей к детскому саду продолжалась через информационное сопровождение в виде памяток и рекомендаций, таких как «Малыш идет в детский сад», «Как подготовить ребенка к детскому саду».
Для родителей, не посетивших «Школу молодых родителей» проводились индивидуальные встречи. Родители знакомились с режимом дня в детском саду. Педагоги выясняли, насколько он отличается от режима дня дома. Рекомендовали ориентироваться на режим детского сада и соблюдать его в выходные дни. В беседе с родителями воспитатели пытались выяснить особенности и привычки ребенка: как называют его дома, чем ребенок больше всего любит заниматься, особенности поведения, которые радуют и настораживают родителей, какие привычки сложились во время еды, засыпания, пользования туалетом, есть ли в семье другие дети, живут ли в семье бабушка, дедушка, состояние здоровья ребенка. Узнавали о тревогах, обсуждали, как облегчить ребенку период привыкания к новой обстановке. Проводили анкетирование с целью прогнозирования течения адаптации.
На первом родительском собрании родителей в июне-июле детально познакомили с условиями и организацией жизни детей в детском саду, уточнили график приема детей, длительность ежедневного пребывания ребенка в группе.
Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развития детей. 87–94 % родителей принимают активное участие родительских собраниях и детско-родительских праздниках.
Подводя итог, отмечу, что бесспорная значимость проблемы адаптации детей к ДОУ является основанием для разработки методических рекомендаций по педагогическому сопровождению именно родителей к условиям дошкольного образовательного учреждения, поскольку успешность адаптационного периода напрямую зависит от слаженности действий педагогов и семьи, направленных на развитие ребенка. Педагогическая поддержка является необходимой мерой сопровождения процесса адаптации ребенка раннего возраста в дошкольной образовательной организации. В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в дошкольные организации. Широко практикуется работа с родителями, знакомство воспитателей с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т. д.
Литература:
1. Выготский, Л. С. Общая психология [Текст] / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург: Питер, 2015. — 458 с.
2. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребёнка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей [Текст] / О. Г. Заводчикова. — Москва: Просвещение, 2014. — 79 с.
3. Кадиева, М. Р. Педагогическое взаимодействие семьи и детского сада как условие социализации личности дошкольника [Текст] / М. Р. Кадиева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — Махачкала, 2013 — № 2. — С. 57–61.