Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.

Дата публикации: 24.02.2020

Статья просмотрена: 653 раза

Библиографическое описание:

Смелая, О. В. Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда / О. В. Смелая, Н. В. Гриднева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4924/ (дата обращения: 19.12.2024).



Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи — высокий уровень их речевой и познавательной активности. В современных исследованиях понятие «речевая активность» рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: с одной стороны, это свойство личности, проявляющееся в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации; с другой — качественно-количественная характеристика речевой деятельности.

Обучение детей с ТНР состоит в побуждении их к речемыслительной активности в различных сферах индивидуальной и коллективной учебной деятельности, с использованием проблемных ситуаций, речевых игр, исследовательской деятельности, специальных упражнений, которые обеспечат успешность формирования речевой и познавательной активности у детей на этапе подготовки к школе.

Мы расскажем вам о некоторых направлениях исследовательской деятельности, которые используются в ДОУ, на логопедических занятиях с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Первое направлениеисследовательской деятельности — это исследование собственного артикуляционного аппарата. Оно происходит на индивидуальных занятиях, с использование зеркала. Дети сидят перед зеркалом внимательно изучают свой аппарат, исследуют губы, язык, верхние и нижние зубы, твердое и мягкое небо. Педагог лишь подсказывает, какие опыты можно произвести на речевом аппарате, но что происходит с тем или иным органом, какое участие в произнесении звуков принимают гортань, зубы, язык, губы, дети видят сами и также самостоятельно делают необходимые выводы.

Работа проводится в три этапа:

  1. Вначале ребята просто находят органы, участвующие в образовании звуков, рассматривают их.
  2. Далее, с помощью артикуляционной гимнастики исследуют, как открывается и закрывается рот, как сжимаются и растягиваются губы, в каких направлениях может двигаться язык, какова роль всех органов при произнесении тех или иных звуков.
  3. Завершается работа экспериментом, какие звуки можно произнести, а какие нельзя, если сжать губы пальцами и не позволять открываться рту, если зажать нос, если не двигать языком, для чего последовательно прижимать его, то к нижним зубам, то к верхним. Итак, очень важно дать ребенку посмотреть, пощупать, послушать.

Второе направление — это исследование неречевых звуков. Развитие фонематического восприятия. Для этого педагог использует разные предметы, которые производят звуки, разные по тембру, по громкости, по высоте. Это могут быть: бубен, листы бумаги, колокольчики, свистульки, стеклянные и пластиковые бутылочки, коробочки от киндер-сюрпризов, дудки и многое другое. Восприятие и анализ этих звуков способствует усвоению фонематических различий, а самостоятельная попытка их копировать и воспроизводить готовит речевой аппарат к освоению шипящих, свистящих, сонорных звуков. Если у ребенка отмечается нарушение звуковосприятия, то педагог предлагает отвернуться ребенку, а сам извлекает какой — либо звук, а затем предлагает определить, какой предмет он использовал. Любят дети игру «шумящие баночки», где дети находят одинаково звучащие ёмкости от киндер-сюрпризов.

Третье направление — исследование речевого дыхания. Для изучения речевого дыхания в разных ситуациях дети надувают шары, дуют на комок ваты, ленточки, ручку, тяжелый кубик, загоняют ватные шарики в рот животных в игре «Накорми животное», тем самым регулируют воздушную струю и готовят аппарат к постановке звуков.

Четвертое направление- трансформация букв и слов. Большие возможности для развития познавательно исследовательской деятельности детей дает трансформация букв и слов.

Первое направление – это конструирование букв из разного материала. Это могут быть: счетные палочки, шнурки, камешки марблс, мозаика, пуговицы, карандаши, кирпичики, гнущаяся проволока, различный природный материал. Чем активнее ребенок, тем богаче набор предметов. Здесь создается ситуация выбора, из чего выложить буквы. По мере накопления опыта появляется способность к мысленному моделированию, когда ребята, не прикасаясь к предметам, догадываются, какие из них удастся изогнуть нужным способом, хватит ли длины. Как усложнение задания, можно предложить выложить ту же букву с помощью иных приемов и материалов. Так в процессе исследовательской деятельности логопедическая задача — запомнить внешний вид и начертания букв.

Второе направление- трансформация букв: как из одной буквы получить другую (передвинуть палочку, что-то добавить, или убрать, заменить один предмет другим).

Богатейшие возможности для развития исследовательской деятельности представляют кроссворды, ребусы. Они объединяют три важных познавательных области: обучение грамоте, формирование математических представлений и естественно научных представлений.

Пятое направление-это использование игр-экспериментов по лексическим темам, для обогащения и активизации словаря и формирования лексико-грамматических категорий.

Организацию познавательно-исследовательской деятельности осуществляли как часть групповой, индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности, а также в речевой студии «Правильно говорю», используя игры-эксперименты и проблемное общение. А сейчас нами будет приведен фрагмент занятия по автоматизации звука [ч] в словах и предложениях с использование познавательно — исследовательской деятельности.

  1. Организационный момент.

Логопед:

—Мы сегодня с вами отправимся на цветочную полянку, а чтобы узнать, на чем мы туда поедем, вы должны отгадать загадку.

— В поле лестница лежит. Дом по лестнице бежит. (Паровоз)

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед:

—Какой звук издает паровоз, когда движется? (Ч-Ч-Ч.) Характеристика звука [Ч] по плану — схеме. Согласный, глухой и всегда мягкий!

—Вот пришло время отправляться на цветочную полянку. Я паровоз, а вы вагоны, вставайте за мной. Ребята посмотрите, сколько цветов, а кого еще мы видим на полянке? (бабочку, жучка, сверчка, кузнечика, светлячка, пчелку, муравья, стрекозу). А как их можно назвать, одним словом? (насекомые). Кузнечика зовут Чуча. Что он делает на полянке? (прыгает, ест траву). На лесной опушке Чуча увидел ежика Колючку, который никак не мог развязать мешочек с сюрпризом. Давайте поможем ему. Кому мы поможем? (кузнечику Чуче) Для начала потрогаем его двумя руками и предположим, что же там спрятано (трогают волшебный мешочек).

—Как вы думаете, что же там спрятано? (мячи, шары) Почему? (круглые, гладкие) А теперь посмотрим (логопед достает из мешочка мяч). Какие действия, можно совершать с мячом? Выполните действия с мячом. Что с ним можно делать? (бросать, пинать, ловить и т. д) Мяч сделан из резины, значит он, какой? (резиновый). Составьте предложения про Чучу. (Дети составляют предложения) Кузнечик Чуча несет подарок своей подружке бабочке. А какой подарок, мы узнаем, отгадав загадку. Это фрукт, название его начинается на звук [а]. А ещё в его названии есть звук [ч]. Что это за фрукт? (тарелка с алычой покрыта полотенцем после отгадывания загадки полотенце убирается). Какого цвета алыча? (жёлтая, розовая)

Что можно приготовить? (компот, варенье, джем). Какой будет компот? А как вы думаете, какая алыча слаще желтая или розовая? (слаще-розовая) Как можно проверить? (попробовать на вкус). А теперь попробуем на вкус. (пробуют на вкус и находят правильный ответ). Какой звук чаще всего мы произносили сегодня? (звук [ч]). Давайте сделаем букву Ч из различных материалов. На столах у вас лежит разный материал, подберите тот, с помощью которого можно сделать букву ч. (выбирают материал и выкладывают букву Ч). А теперь посчитайте кирпичики из которых выложил букву Ч Ваня. (выполняют задания).

В ходе такой работы у детей повысилась речевая и познавательная активность. Дети стали активней вступать и поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми, договариваться, распределять действия при сотрудничестве. Повысился интерес к окружающему миру. Научились анализировать, обобщать, сравнивать, находить решения проблемы, совершать открытия. Стали отвечать на вопросы полным предложением. Повысился уровень сформированности лексико-грамматических категорий, звукопроизношения и связной речи.

Литература:

  1. Коноваленко В. В., С. В. Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего возраста с ОНР. — М. Гном и Д., 2001г.
  2. Нищева Н. В. Наш детский сад. Формирование целостной картины мира. Обучение дошкольников рассказыванию по картине. Спб., -Детство-Пресс, 2019г.
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников/ под. Ред. Л. Н. Прохоровой –М. АРКТИ, 2010
  4. Ткаченко Т. А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления дошкольников Выпуск 2. — М. Гном и Д., 2015г.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, ребенок, буква Ч, звук, познавательная активность, какой звук, направление - трансформация, речевое дыхание, речевой аппарат, цветочная полянка.

Похожие статьи

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ТНР через приобщение к традициям родной земли с помощью адвент-календаря

Использование инновационных приемов по развитию артикуляционной моторики в системе коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Развитие просодической стороны речи у детей с ОНР через театрализованную деятельность, основанную на фольклоре народов Прибайкалья

Похожие статьи

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ТНР через приобщение к традициям родной земли с помощью адвент-календаря

Использование инновационных приемов по развитию артикуляционной моторики в системе коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Развитие просодической стороны речи у детей с ОНР через театрализованную деятельность, основанную на фольклоре народов Прибайкалья

Задать вопрос