Комплексное занятие для детей подготовительной группы «Помощи и стараний ждет Королевство знаний» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.

Дата публикации: 28.02.2020

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Курмакаева, Г. З. Комплексное занятие для детей подготовительной группы «Помощи и стараний ждет Королевство знаний» / Г. З. Курмакаева, Т. М. Кобылянская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4938/ (дата обращения: 16.11.2024).



Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа, упражнять детей в умении решать примеры и арифметические задачи на сложение и вычитание, закреплять умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
  2. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, выполнять звуковой анализ слова, делить слова на слоги, определять ударный слог, совершенствовать навыки чтения.
  3. Побуждать детей к познавательной деятельности, умению моделировать слова из букв, составлять слова из слогов.
  4. Обогащать и активизировать словарь детей, совершенствовать умение правильно строить высказывания.

Развивающие:

  1. Развивать умение четко отвечать на поставленные вопросы, аргументировать свои высказывания.
  2. Развивать логическое мышления, воображение, внимание, зрительную память, слуховое восприятие.
  3. Развивать интеллект детей, смекалку и сообразительность.

Воспитательные:

  1. Заинтересовать детей совместной деятельностью, вызвать эмоциональный отклик, любознательность.
  2. Способствовать доброжелательному отношению друг к другу в ходе совместной деятельности.
  3. Воспитывать умение оказывать помощь и сопереживать, желание делать добрые поступки.

Методические приёмы:

Игровые — сюрпризный момент (составление картинки из частей).

Наглядные — использование картинок, карточек, цифр, букв, форм геометрических фигур.

Словесные — напоминание, указание, вопросы

Оборудование иматериалы: мольберт, разрезная картинка, буквы для составления слов; карточки с изображением предметов; цифры и математические знаки, геометрические фигуры, задания на листочках, картинки на магнитах по временам года, простые и цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего человеку, и взрослому, и ребенку нужна улыбка? (чтобы радоваться, поднимать настроение, чтобы не злиться, чтобы мир не был темным, чтобы с другом дружить…).

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, подарите свои улыбки гостям, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдёте в школу. Вас ждёт интересная и непростая школьная жизнь. Вы готовы к ней?

Сейчас мы это проверим. Предлагаю провести умную разминку.

Поудобнее садитесь, не шумите, не вертитесь,

Соберитесь, не мечтайте, на вопросы отвечайте.

«Разминка»

Воспитатель:

  1. Как называется наша планета? (Земля)
  2. Название страны, где мы живём? (Россия)
  3. На каком языке мы с вами разговариваем? (Русский)
  4. Какой город является столицей России? (Москва)
  5. Как называется модель земного шара? (Глобус)
  6. Какое сейчас время года? (Зима)
  7. Какое время года было предыдущим? (Осень)
  8. В какое время года птицы улетают на юг? (Осень)
  9. В какое время года появляются подснежники? (Весной)
  10. Как называется прибор для измерения времени? (Часы)
  11. Как звали внучку, которая боялась солнца? (Снегурочка)
  12. Что получается, когда заплетают волосы?
  13. Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой?
  14. Кто носит шляпу на ноге?
  15. Как называют детенышей лошади?
  16. Скажите наоборот:

Друг — враг

Правда — ложь

Аккуратный — неряшливый

Полезный — вредный

Говорить — молчать

Трудиться — бездельничать

Раздается стук в дверь. Входит Королева Знаний.

Королева Знаний: Здравствуйте, мои друзья!

Воспитатель: Здравствуйте! Кто Вы?

Королева Знаний: Я королева Знаний -

Радостей и стараний.

Всё я на свете знаю,

Миром повелеваю.

Есть на Земле среди всех королевств

Самое мудрое, самое доброе,

Самое светлое, самое гордое -

Вечное Королевство мое!

Прекрасно мое Королевство,

Всем оно знакомо с детства.

В королевстве том живет

Многочисленный народ.

Жители моего королевства всегда жили в мире и согласии. Они уважали и ценили друг друга, приходили на помощь всем, кто в ней нуждался, делились своими знаниями с детьми и взрослыми. В королевстве всегда был порядок, соблюдались правила и законы. Но однажды злой волшебник Лиходей позавидовал моему удивительному королевству, запряг в свои черные сани злой Северный Ветер из страны беспорядка, налетел, закружил, все перепутал и перевернул… Фигуры забыли свои имена, звуки и буквы перестали дружить, слова рассыпались на слоги, цифры потеряли свои места, герои сказок забыли дорогу домой, явления природы перепутали времена года… Что мне делать? Как мне быть? Как беспорядок победить?

Воспитатель: Ваше Величество, может мы сможем вам помочь?

Королева Знаний: Мои милые друзья,

Надеюсь, я пришла не зря!

Я верю, что ваши добрые сердца, светлые головы, знания разрушат чары Лиходея и помогут навести порядок в моем королевстве.

Воспитатель: Ребята, неужели мы не поможем Королеве знаний? Неужели оставим жителей королевства в беде?

Дети: Поможем!

Воспитатель: Ваше Величество, мы готовы! Но сначала покажем, что могут наши руки.

Физкультминутка: Что за чудо-чудеса:

(Развести руки в стороны, удивиться)

Раз рука и два рука!

(Поочередно показывают руки)

Вот ладошка правая,

(Показывают ладошку)

Вот ладошка левая.

(Показывают ладошку)

И скажу вам, не тая,

(Грозят пальчиком)

Руки всем нужны, друзья.

(Прижимают ладошки к груди)

Сильные руки не бросятся в драку.

(Прячут руки за спину)

Добрые руки погладят собаку.

(Поглаживающие движения руками)

Умные руки умеют лепить.

(Круговые движения руками)

Чуткие руки умеют дружить.

(Руки сцеплены в замок).

Королева Знаний:

В моем королевстве существуют правила: уважать друг друга, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, отвечать полным предложением.

За вашу помощь я для вас приготовила сюрприз. Его вы соберете сами: за выполненные задания вы получите часть сюрприза.

Королева Знаний:

А вот и первое задание. Ребята, вам необходимо вспомнить:

— Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из звуков)

— Что такое звук? (Это то, что мы слышим и произносим)

— Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).

— Назовите слова, которые начинаются с гласного звука.

— А можно назвать слово, которое начитается со звука Ы?

— Назовите слова, которые начинаются с согласного звука.

— Чем отличаются слова мал— мял, воз— вез, рад— ряд? (Первыми звуками: твердый — мягкий)

Ребенок: (со своего места)

Что такое звук? Скажи!

Постучи и пошурши,

Покричи и позвени,

Звук, попробуй, догони!

Даже если подойдёшь

Очень осторожно,

Не увидишь, не найдёшь,

А услышать можно.

Королева Знаний: Молодцы! Первая часть сюрприза — ваша!

— Что такое буква? (Это то, что мы видим и пишем)

Королева Знаний: Ребята, действительно, буквы рассыпались.

«Буквы рассыпались» (На доске буквы и картинки. Собрать из букв слово — название картинки)

Воспитатель: Надо собрать из букв слова — названия картинок.

Королева Знаний: А вот мое следующее задание. (Вешает на доску лист ватмана)

«Слоги ислова»

На ватмане слоги на воздушных шариках и картинки с изображениями животных.

Воспитатель: Какое интересное задание. Надо соединить шарики с мишкой так, чтобы получилось слово, обозначающее время года, а у зайки — часть суток. Написать эти слова, поделить на слоги и поставить ударение.

Королева Знаний: Вы получаете вторую часть сюрприза.

Задание на листочках «Звуковые схемы»

Помоги ослику Иа-Иа написать название каждого предмета. Раскрась квадраты в прямоугольниках соответственно звуковой характеристике слов. (Слова: сыр, роза, лыжи, лимон)

Королева Знаний: Вы получаете третью часть сюрприза.

Королева Знаний: Раз, два, три, четыре, пять,

Вы умеете считать?

Дети: Раз, два, три, четыре, пять,

Мы умеем все считать!

Сколько птиц в саду на ветке,

И синиц у деда в клетке.

Раз, два, три, четыре, пять,

Можно все пересчитать!

«Цифры рассыпались»

Королева Знаний: В числовом ряду все цифры жили дружно, и каждая из них была на своем месте. Они рассыпались. Надо вернуть их обратно, помогите им, ребята, найти свое место.

Дети выкладывают из карточек числовой ряд от 1 до 20 — по порядку.

Королева Знаний: Молодцы, давайте проверим прямой и обратный счет.

Королева Знаний: Числа нам могут о многом рассказать.

— С какого числа начинается новый год?

— В каком числе спряталась семья?

— Какие числа обозначают выходные дни недели?

— В каких пословицах встречается число 7?

— Назовите соседей числа 15.

— Какое число обозначает пару?

— В каких числах нет единиц?

— О чем может рассказать число 12?

— Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете? (5)

— На березе две синички

Продавали рукавички.

Прилетело еще пять,

Сколько будет продавать? (7)

— Вдоль овражка шла фуражка,

Две косынки, три корзинки,

А за ними шла упрямо

Белоснежная панама.

Сколько шло всего детей?

Отвечайте поскорей. (4)

— Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один из них устал,

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? (5)

— На подносе лежат два яблока, груша, апельсин и морковь. Сколько фруктов лежит на подносе?

— Ваня, Дима, Коля — братья. У каждого из них есть одна сестра, а других братьев у них нет. Сколько детей в их семье?

— Четыре павлина, четыре пингвина,

Совенок и мама-сова

Однажды в июле

В Москву заглянули

Всего на денек или два.

Ребята, прошу сосчитать поскорей

Сколько в Москву заглянуло гостей? (10)

Королева Знаний: Вы получаете следующую часть сюрприза.

Физкультминутка: Потрудились — отдохнем,

Встали — глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Вправо, влево, поворот.

Три наклона. Прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Королева Знаний: Над числами мы можем совершать разные действия.

Дети читают стихи.

  1. Сложение — это действие

Совсем-совсем не сложное:

Давайте сложим вместе мы

Предметы всевозможные…

Кто хочет с числами дружить,

Все может сам легко сложить!

  1. Не сложно отнимать игрушки,

Конфеты, книжки, кружки, плюшки,

Но нужно правильно понять,

Что значит «вычесть» и «отнять»,

Что груши или шоколадки

Мы отнимаем лишь в тетрадке.

«Решение примеров на листочках»

Королева Знаний: Мы встречаем их везде:

На земле и на воде,

В небесах и под землей

Нам нужны они с тобой!

Будем их мы называть,

Их названия вспоминать.

— Какую форму имеют окружающие нас предметы. Назовите.

Королева Знаний: Молодцы, все правильно. Получаете еще одну часть сюрприза.

Королева Знаний: У матушки Природы

Весь год — дела, дела…

Менять времена года

Непросто ей, друзья!

Менять погоду, краски,

Менять все на земле.

Для этого подсказки

У вас есть на столе.

«Времена года» — дети прикрепляют картинки к временам года, объясняют свой выбор.

Королева Знаний: Молодцы, получите последнюю часть сюрприза. Догадались, что это за сюрприз? Это вам ключ от моего королевства, дорога в мир знаний вам открыта. Спасибо за вашу помощь. В моем королевстве снова мир и согласие, закон и порядок.

Литература:

  1. Система комплексных занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Н. А. Рент. — Волгоград: Учитель, 2012.
  2. Колесникова Е. Н. Веселая грамматика для детей 5–7 лет: Рабочая тетрадь. М.: Издательство «Ювента», 2007.
  3. Колесникова Е. Н. Предмет, слово, схема: Рабочая тетрадь для детей 5–7 лет. М.: Издательство «Ювента», 2007.
  4. Агранович З. Е. Времена года. Наглядно-дидактическое пособие для занятий по развитию речи с дошкольниками с использованием фланелеграфа. — СПб, Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  5. Нестандартные задачи по математике для дошкольников. — М.: ИЛЕКСА, 2014.
  6. Метенова Н. М. Доброе утро, малыши! Рекомендации по организации работы с детьми в утренние часы. — Ярославль, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): королев Знаний, мое королевство, часть сюрприза, ребенок, рука, Слово, друг друга, какое время, Какое число, Москва.
Задать вопрос