Художественно-эстетическое развитие как новое направление в работе учителя-логопеда | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.

Дата публикации: 24.02.2020

Статья просмотрена: 835 раз

Библиографическое описание:

Волковская, Е. А. Художественно-эстетическое развитие как новое направление в работе учителя-логопеда / Е. А. Волковская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4939/ (дата обращения: 17.10.2024).



Дошкольный возраст — яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Ни для кого не секрет, что именно этот возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Знакомясь с окружающим миром, дети чаще всего пытаются отразить его в своей деятельности — в играх, рассказах, лепке, рисовании, поделках и т. п. Богатые возможности в этом отношении представляет занятия творчеством, так как детское творчество — это мир ярких, удивительных образов. Ребят дошкольного возраста увлекает сам процесс работы и, конечно же, ее результат. Ведь с игрушкой, которую он смастерил можно играть, а можно ее просто подарить. Поделки ребят часто поражают окружающих своей оригинальностью, необычностью, неординарностью, красочной фантазией. В изготовлении каждой поделки ребенок как бы самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности.

Занятия творчеством приносят детям не только положительные эмоции, но и много пользы. Они помогают обогащать представления о мире и словарный запас ребенка, развивать интеллект, мышление, художественный вкус, мелкую моторику и, конечно же, речь. Одним из новых приемов в работе учителя-логопеда, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка и для развития речи, является организация работы с детьми по изготовлению поделок своими руками с применением природного, бросового материала и подручных средств.

Использование данного приема помогут интересно организовать логопедические занятия. Эти способы развития речи достаточно просты и напоминают просто игру. Каждому ребенку просто интересно превратить ненужные вещи в красивую и необычную игрушку. Нетрадиционные методы художественно-эстетического развития демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Материалы могут быть какие угодно — это бумага, картон, пробки от пластиковых бутылок, медицинские шпатели, палочки от мороженного, одноразовые стаканчики и тарелки котельные трубочки, лотки от яиц, шерстяные нити, листочки, шишки и многое другое. Все эти предметы детей не просто занимают, но и в, то, же время, вовлекают в творческий процесс изготовления поделок именно своими руками.

Творчество — один из самых любимых видов детской деятельности и позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будут развиваться детские способности. Применяя и комбинируя разные способы и приемы в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, как сделать так, чтобы образ получился более выразительным, а развитие таких качеств немало важны для совершенствования речи детей с тяжелыми нарушениями.

Во время работы развивается мелкая моторика дошкольников, пальцами и ладошками ребенок получает чувственное наслаждение при тактильных контактах с разными предметами: красками, водой, крупой, ватой, листьями, бусинами и т. д. Также развивается и речь ребенка: занятия можно приурочить к звукоподражаниям животных, которых они делают (пожужжи как жук, пошипи как гусь, как фыркает ежик, какой звук издает собака — волк — тигр? И т. д.), звукам листвы, воды, ветра, бумаги (как шуршит листва, как звучит водичка, как свистит ветер, как скрипит бумага и т. д.). Можно использовать самые разные дидактические игры: «Какой-какая-какие?», «Скажи ласково», «Один-много», «Чего не стало?» и т. д.

Несомненно, такое направления работы в деятельности учителя-логопеда является универсальным. Данный прием работы очень интересен и доступен любому педагогу. Именно поэтому данный нетрадиционный метод работы учителя-логопеда очень привлекателен не только для детей, но и для любого специалиста. Он открывает большие возможности для развития фантазий, желаний, самовыражений дошкольников, а также для обогащения словарного запаса, закрепления лексико-грамматических категорий, развития психических и фонематических процессов, мелкой моторики, и, конечно же, речи в целом.

Примеры нескольких занятий сдетьми среднего дошкольного возраста стяжелыми нарушениями речи, направленные на развитие речи через художественно-эстетическое творчество

«Украденное солнышко»

Ребят средней дошкольной группы на занятии ждала неожиданная неприятность: злая могучая волшебница украла солнышко, и перед ними встал вопрос «Как же его вернуть?». Мы побеседовали с ребятами о том, куда же могло деться солнце и почему оно стало другим? Стояла непростая задача вернуть его, и мы вместе стали думать «Как же это сделать?». Разбираясь в этом, мы выполняли различные упражнения и играли в игры. Очень понравилось изображать разные эмоции солнышка: оно было и веселым, и добрым, и грустным, и даже злым. Я предложила ребятам выбрать ту эмоцию, которая была им ближе всего и сделать из нее украденное солнышко своими руками. Во время работы не забывала и о развитии речи, мы поговорили о том, «Что такое осень? Какие ее признаки? Какие дары она приносит? Не забыли сделать артикуляционную гимнастику и звукоподражание «Как листва шуршит: ш-ш-ш», «Как насекомые улетают: ж-ж-ж; з-з-з», «Как ветер свистит: с-с-с».

«В мире домашних животных»

Ребята средней дошкольной группы познакомились с разными домашними животными, поговорили о их внешнем виде и образе жизни, выяснили их главные отличия от диких животных. На занятии играли в дидактические и подвижные игры, отгадывали загадки, читали сказки, изображали животных и звуки, которые они издают. Для закрепления обобщающего понятия «Домашние животные» я предложила ребятам изготовить животных своими руками. Ребята выбрали самое понравившееся животное и подобрали материал, наиболее подходящий для его изготовления. Результатом работы стали разнообразные поделки животных: собачки, коровки, овечки, кошечки, благодаря чему ребята узнали, кто такие домашние животные и как они выглядят.

«В поисках зимы»

Ребята средней дошкольной группы на занятии обнаружили странные предметы. Мальчишки и девчонки тут же догадались, что это снежинки: «Откуда они здесь? Зачем появились? И почему они совсем не снежные?». Много вопросов и ожидание ответов. Я не спешила отвечать, а предложила ребятам подумать и самим найти ответы на свои вопросы. На занятии мы играли в разнообразные игры и выполняли упражнения: подвижные игры «Зимняя прогулка», «Снежки»; дидактические игры: «Собираемся на зимнюю прогулку», «Что нужно зиме?», а также выполняли самомассаж «Снежок» и дыхательную гимнастику «Греем руки», «Сдуем снежинку». В завершении занятия решили оживить снежинку и сделать ее снежной. Ребята с огромным удовольствием принялись за работу: выбирали материал и готовили для нее наряд. Снежинки получились волшебные, удивительно красивые и необычные.

«К нам шагает Дед Мороз»

Новый год — всегда ожидание чуда, волшебных превращений и приключений. Я предложила ребятам средней дошкольной группы отправиться на поиски Деда Мороза. Но, к сожалению, они обнаружили только его послание. «Что же он хотел сказать? Зачем оставил свою перчатку? Почему-то она совсем не красная? Что же делать?». И тут ребята догадались, что Дед Мороз уже в пути, но только перчатки его совсем не праздничные и он хочет, чтобы они ему помогли. Ребята не раздумывая, решили помочь сказочному герою и принялись за работу. Перчатки Деда Мороза изготовили и стали дожидаться новогоднего праздника и Деда Мороза с подарками.

«Дизайнер— кто он?»

Ребят средней дошкольной группы заинтересовал вопрос «Откуда же берется такая красивая одежда, которую им покупают родители?». Так появилась новая тема для обсуждения «Дизайнер — кто он?». Во время занятия мы побеседовали об этой интересной профессии, вспомнили предметы одежды и из каких частей она состоит и даже побывали в роли «дизайнера». Я просто предложила им украсить совсем неприметную футболку, чтобы она стала самой красивой и необычной. Им оставалось только подключить свою фантазию и взять с собой хорошее настроение, в чем помогло выполнение упражнений релаксации «Фантазер» и психогимнастики «Настроение». Результатом работы стала дизайнерская футболка, которой ребята дали название «Мечта».

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная группа, ребята, дошкольный возраст, игра, развитие речи, ребенок, время работы, занятие творчеством, мелкая моторика, прием работы.

Похожие статьи

Музыкально-педагогическая деятельность как основа формирования управленческого опыта педагога-музыканта

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Духовно-нравственное воспитание как основа формирования личности будущего врача

Уроки искусства в начальной школе как средство формирования нравственно-эстетических качеств личности школьника

Моделирование художественно-творческого процесса, направленного на формирование готовности художника-педагога

Формирование музыкально-эстетической культуры учителя музыки

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Урок-мастерская как средство формирования самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся

Роль полевой практики в формировании будущих учителей изобразительного искусства

Нейропсихологические методы и приемы в работе учителя-дефектолога

Похожие статьи

Музыкально-педагогическая деятельность как основа формирования управленческого опыта педагога-музыканта

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Духовно-нравственное воспитание как основа формирования личности будущего врача

Уроки искусства в начальной школе как средство формирования нравственно-эстетических качеств личности школьника

Моделирование художественно-творческого процесса, направленного на формирование готовности художника-педагога

Формирование музыкально-эстетической культуры учителя музыки

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Урок-мастерская как средство формирования самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся

Роль полевой практики в формировании будущих учителей изобразительного искусства

Нейропсихологические методы и приемы в работе учителя-дефектолога

Задать вопрос