Непосредственная образовательная деятельность на тему «Автоматизация звука Ш в речи» для детей 5–7 лет «Путешествие по сказочному лесу»
Авторы: Тимофеева Ольга Вячеславовна, Гусева Татьяна Александровна, Килина Олеся Альбертовна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 10.03.2020
Статья просмотрена: 23 раза
Библиографическое описание:
Тимофеева, О. В. Непосредственная образовательная деятельность на тему «Автоматизация звука Ш в речи» для детей 5–7 лет «Путешествие по сказочному лесу» / О. В. Тимофеева, Т. А. Гусева, О. А. Килина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/4967/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: Автоматизация звука «Ш»
Задачи:
– Развитие фонематического слуха
– Развитие мелкой моторики
– Развитие связной речи.
Оборудование: игрушки Маша и Мишка (резиновые куколки), магнитная доска, компьютер + презентация, конверт, карта маршрута (с препятствиями, которые Мишка должен преодолеть), звуковые дорожки (разные виды дорожек нарисованные фломастером на картоне), тазик с крупой, мелкие игрушки (из яиц, в названиях которых есть звук «Ш», например мышка, лошадь, машинка и др., волшебный мешочек, наклейки, доска с картинками + резинки, избушка деревянная в ней находится Маша, бумага + карандаши, мяч.
Ход НОД.
Орг. Момент. Ребята, сегодня к нам в гости пришёл гость.
— Кто это? (Миша) (педагог показывает детям игрушку)
Он хочет, чтоб мы ему помогли. Он гулял с Машей на лесной полянке, как вдруг небо потемнело, налетели тучи, загремел гром, засверкала молния. Неожиданно появилась бабушка Яга и унесла Машу с собой. Миша хочет, чтоб мы помогли ему её спасти.
— Поможем Мише? (да)
Чтоб спасти Машу, нам нужна будет карта маршрута, по которому нам надо будет передвигаться. Миша карту принёс с собой (педагог показывает карту). На пути у нас будут разные препятствия, которые надо будет преодолевать.
—Вы готовы к трудностям и испытаниям, которые нам поджидают на пути? (да)
Но прежде, чем отправиться в путь, нам надо сделать зарядку для язычка, чтоб в пути он хорошо говорил и помогал нам преодолевать трудности.
Артикуляционная гимнастика для звука «Ш»
Улыбка — хоботок
Покусать, пошлёпать язык
- Блинчик — иголочка (блинчик- широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе; иголочка — рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед).
- Чашечка (чашечка — рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов).
- Почистить зубы (почистить зубки — рот открыт, круговым движем языка обвести между губами и зубами).
- Качели (Качели — рот открыт, напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам).
- Широкий язык на верхней губе
- То же самое, сдувать с носа ватку
- Вкусное варенье (вкусное варенье — рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта).
Автоматизация правильного звука.
—Ну что отправляемся в путь? (да)
По этим дорожкам мы доберёмся до болота (передвигаемся по лесной тропинке до болота, произнося звук «Ш» используя различные звуковые дорожки).
Автоматизация звука вслогах.
Вот и болото. Это болото засасывает всё, что в него попадает. Чтобы мы смогли через него перебраться, нам надо будет прыгать по кочкам. Чтобы перепрыгивать с кочки на кочку надо запомнить и правильно повторить слоги. Если кто-нибудь ошибётся, случится беда.
Вы готовы?
Тогда начнём (ребенок прыгает на кочку и повторяет слог АШ, следующая кочка ОШ и т. д. (пять прямых слогов и пять обратных)).
Развитие фонематического слуха.
Игра с мячом «Запомни и повтори» (педагог кидает мяч и говорит цепочку из слогов, а ребенок ловит мяч и правильно проговаривает звуковую цепочку, после этого кидает мяч обратно педагогу).
ша-шо-шу, шо-шу-ша, шу-ша-шо;
аш-ош-уш, ош-уш-аш, уш-аш-ош.
Молодцы и это препятствие вы преодолели!
Автоматизация звука всловах.
Сейчас у нас на пути сыпучий песок. Это очень страшное и опасное место. Ещё никому не удавалось через него пройти. Для того чтобы песок перестал всё засасывать, надо достать все предметы, которые в нём находятся и правильно их назвать (тазик с крупой и мелкие игрушки (мыШка, маШинка, лоШадка, коШка, лягуШка и др.) Вы справились и с этим препятствием.
Автоматизация звука впредложении.
Вот мы с вами и добрались до леса. Но вчера в лесу был сильный ветер, и он повалил много деревьев. Для того чтобы мы смогли перебраться через деревья, нам нужно придумать красивые предложения. В этом нам поможет компьютер с картинками-подсказками (презентация).
Молодцы! Мы смогли преодолеть и это препятствие.
Пальчиковая гимнастика
Сейчас мы с вами очутились на лесной полянке, где находится избушка бабы Яги. Для того чтоб освободить Машу, мы сначала немного отдохнём. Сделаем гимнастику для наших пальчиков (рука в кулаке по очереди отпускаем по одному пальцу).
Это пальчик дедушка (отпускаем большой палец),
этот пальчик бабушка (отпускаем указательный палец),
этот пальчик Маша (отпускаем средний палец),
этот пальчик Миша (отпускаем безымянный палец),
этот пальчик я (отпускаем мизинчик),
вместе мы друзья (сжимаем и разжимаем кулак несколько раз).
Мы преодолели много препятствий и добрались до избушки бабы Яги в которой она прячет Машу (на столе деревянная избушка с Машей внутри на дверях маленький замочек).
Сейчас нужно открыть замок на избушке. Для этого нужно соединить ШИФР. Нам надо соединить только те картинки, в которых есть звук Ш (раздаются досочки, на которых приклеены различные картинки и около картинки прибит гвоздик, дети соединяют резиночками, только те картинки, при произношении в которых есть звук Ш)
Вот наш замок и открылся.
Автоматизация всловах.
Для того чтоб найти Машу в этой комнате надо сказать, какие предметы ещё есть в комнате бабушки Яги (шар, в котором спрятались предметы, нарисованный на бумаге).
Вот и наша Маша. Миша говорит вам большое спасибо за помощь. И дарит вот этот мешочек. А мешочек не простой. В нём для вас подарки.
Игра «Волшебный мешочек» (в мешочке конфеты с изображением Маши и Миши).
Миша угощает детей.
Итог. Скажите, пожалуйста, какой звук нам сегодня помог преодолеть все препятствия? («Ш»).
Давайте ещё раз произнесём его правильно.
Спасибо! До новых встреч! До свидания!