Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста
Автор: Важенина Наталья Николаевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 07.03.2020
Статья просмотрена: 1879 раз
Библиографическое описание:
Важенина, Н. Н. Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста / Н. Н. Важенина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/4969/ (дата обращения: 19.12.2024).
Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о том, что эффективное формирование социальной активности в обществе возможно, если начинать систематическую работу в этом направлении уже в период дошкольного детства. Предлагается терминологическое определение понятия «социальная активность» применительно к дошкольному возрасту. Выявляются условия, необходимые для развития начал социальной активности дошкольников.
Ключевые слова: дошкольный возраст, социальная активность детей, педагогические условия, ДОУ, ФГОС ДО.
the article is devoted to the analysis of the pedagogical foundations of the development of social activity principles of preschool children. The social activity is considered by the author as a cross-cutting target of the state social policy of Russia. It is concluded that the effective formation of the social activity in society is possible if you start systematic work in this direction already in the period of the preschool childhood. The article offers a terminological definition of the concept of «social activity» in relation to the preschool age. The conditions which are necessary for the development of early social activity of preschool children are identified.
Key words: preschool age, social activity of children, pedagogical conditions, kindergarten, Federal state educational standard for preschool education (FSES PE).
Социальная активность — одна из важнейших ценностей современного российского общества. Вопросам развития социальной активности в России сегодня уделяется повышенное внимание на самом высоком государственном уровне.
В частности, раздел по развитию социальной активности в обществе в 2018 году был включен в качестве составной части в программу основных направлений работы Правительства РФ на период до 2024 года (раздел 4.9) [2]. В свою очередь Национальный проект «Образование», утвержденный в том же году, вобрал себя в качестве важнейшего элемента Федеральный проект «Социальная активность» [3].
О необходимости последовательного развития социальной активности в обществе неоднократно высказывался и Президент Российской Федерации. В частности, 1 марта 2018 г., выступая перед парламентариями страны с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ, В. В. Путин отметил, что «социальная активность делает нас одним народом, способным к достижению больших целей» [4].
Сегодня совершенно очевидно, что формирование и последовательное развитие социальное активности граждан необходимо начинать с самого раннего, дошкольного возраста, поскольку важнейшие социальные поведенческие установки наиболее продуктивно формируются именно в детстве.
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов ДОУ на развитие начал социальной активности дошкольников в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (п. 2.6) [1], однако стандарт не дает разъяснения, что именно следует понимать под термином «социальная активность» при работе с детьми дошкольного возраста. В этой связи исследователи предлагают различные авторские трактовки.
Некоторые из них являются излишне обобщенными, а потому размытыми и нечеткими по своему понятийному содержанию (например, определение М. А. Нугаева, характеризующего социальную активность как «свойство и состояние деятельности человека», и определение Т. П. Богдановой и В. А. Долгополова, предложивших считать социальной активностью «свободную, осознанную, напряженную деятельность») [5].
Другие, хотя и отражают сущностные признаки данного понятия, тем не менее, не раскрывают специфики социальной активности применительно к детскому возрасту (в качестве примера можно привести определение М. И. Рожкова, который социальную активность трактует как «реализуемую готовность личности к социальным действиям в сфере социальных отношений», и определение Е. А. Ануфриева, предложившего считать социальную активность «мерой социальной дееспособности человека»).
Среди существующих трактовок удачным на сегодняшний день можно признать определение понятия «социальная активность» применительно к периоду дошкольного детства, предложенное Е. А. Шанц. Автор в своем исследовании характеризует социальную активность дошкольников как «деятельное инициативное отношение …к миру, проявляющееся под влиянием мотивов и волевых актов, в основе которых лежат общественно значимые
потребности» [6]. При таком понимании становится очевидным, что о существовании социальной активности у дошкольников можно говорить только тогда, когда в поведении детей проявляются:
− социальные мотивы их деятельности;
− социальная инициатива;
− воля к социально активной деятельности;
− ориентация на социально значимые потребности.
Сама по себе социальная активность дошкольников деятельностна по своей природе, т. е. она проявляет себя в социальной деятельности, в различных актах активного социального действия (с учетом возрастных особенностей и возможностей детей).
Можно говорить о том, что развитие социальной активности детей дошкольного возраста в целом отвечает решению задач социально-коммуникативного развития дошкольников, предусмотренных ФГОС ДО. В частности, целенаправленная работа педагогов ДОУ над развитием различных форм социальной активности у детей призвана способствовать активному и деятельностному усвоению ими социальных норм и ценностей современного общества, освоению дошкольниками различных навыков социального общения и взаимодействия (как со сверстниками, так и со взрослыми).
По этой причине развитие социальной активности в детском возрасте должно сегодня рассматриваться как неотъемлемый элемент социального воспитания подрастающего поколения. Целесообразность последовательного ведения педагогической работы в ДОУ в этом направлении на этапе дошкольного детства определяется тем, что такая работа позволяет на выходе из детского сада получить выпускника ДОУ, ориентированного не на пассивное созерцание действительности, а стремящегося к активному ее преобразованию в своей продуктивной социальной деятельности.
По мнению исследователей, развитие начал социальной активности у ребенка дошкольного возраста необходимо осуществлять по мере постепенного его включения в систему общественных отношений. Это, как отмечают Т. В. Поздеева и О. П. Казакова, «способствует развитию его личности, а, следовательно, и различных форм социальной активности как системообразующего фактора самой личности» [5].
Чтобы в ДОУ осуществлялось поступательное развитие начал социальной активности детей, необходимо создавать педагогические условия, способствующие этому. Таких базовых условий несколько.
Во-первых, позитивное отношение всех взрослых участников образовательного процесса в ДОУ (педагогов, родителей и др.) к социальным инициативам детей (стимулирование социальных инициатив, мотивирование к социальным инновациям, помощь в их разработке и практическом осуществлении и др.).
Во-вторых, социальная проблематизация развивающей образовательной среды ДОУ (например, посредством организации занятий с включением в них проблемных социальных ситуаций, понятных для детей того или иного возраста), что способствует развитию у детей умения видеть социальные проблемы и генерировать идеи по их положительному решению.
В-третьих, использование в образовательном процессе ДОУ социально значимых сюжетных игр, ориентированных на решение практических социальных проблем и задач (на уровне, адаптированном для детей соответствующего возраста).
В-четвертых, развитие социально-активной проектной деятельности дошкольников и предложение в качестве тем социальных проектов актуальных проблемных ситуаций, характерных для современного общества и доступных для осмысления и практического разрешения детям дошкольного возраста (в том числе с привлечением родителей и других детей к этому процессу). Проектная деятельность дошкольников по своему характеру является инновационной и творческой. Поэтому она как никакая другая стимулирует активный социальный поиск детей, стимулирует инновационность детей в социальной сфере, их активное социальное творчество. Привлекая родителей, братьев, сестер и других родственников к участию в социальном проектировании дошкольников, педагог ДОУ может повышать интерес детей к социально-активной деятельности, развивать у них не только социальную активность, но и навыки, и культуру социального взаимодействия, укреплять детско-родительские отношения.
Положительный опыт работы современных педагогов-практиков России свидетельствует о том, что систематическая работа по развитию начал социальной активности у детей дошкольного возраста при соблюдении вышеперечисленных условий позволяет к моменту выхода дошкольников из стен
ДОУ сформировать у них качества личности, обладающей выраженными навыками социальной активности, умеющих проявлять собственную социальную инициативу и последовательно выступать в поддержку социальных инициатив других людей.
Литература:
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. — 2013. — № 265.
- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. Утв. Правительством РФ 29.09.2018 г. — URL: http://static.government.ru (дата обращения: 22.02.2020).
- Паспорт национального проекта «Образование». Утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16. — URL: https://online3.consultant.ru (дата обращения: 24.02.2020).
- Владимир Путин: Социальная активность делает нас одним народом, способным к достижению больших целей. — URL: https://politexpert.net/93996-vladimir-putin-socialnaya-aktivnost-delayut-nas-odnim-narodom-sposobnym-k-dostizheniyu-bolshikh-celei (дата обращения: 27.02.2020).
- Поздеева, Т. В. Развитие социальной активности воспитанников в игровой деятельности / Т. В. Поздеева, О. П. Казакова. — URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/24010/1/развитие %20социальной %20активности %20воспитанников %20в %20игровой %20деятельност и.pdf (дата обращения: 27.02.2020).
- Шанц, Е. А. Характерные особенности социальной активности дошкольника / Е. А. Шанц. — URL: http://rep.barsu.by/bitstream/handle/data/3442/Harakternye %20osobennosti%20socialnoj %20aktivnosti %20doshkolnika.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 02.03.2020).
Ключевые слова
педагогические условия, дошкольный возраст, ДОУ, ФГОС ДО, социальная активность детейПохожие статьи
Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО
В представленной статье рассматривается одно из важных направлений в системе образования подрастающего поколения — формирование экологической культуры дошкольников среднего возраста. Исследуется ФГОС ДО как важный инструмент регулирования требований ...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Проблемой исследования является раскрытие основ формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста. Предполагается, что формирование основ экологической культуры у дошкольников можно осуществлять в рамках реализации всех образовательных...
Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде
Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...
Специфика трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста
В статье представлен анализ содержания понятия «трудовые умения детей старшего дошкольного возраста». Актуальность заявленной темы подтверждается социальным заказом государства и общества в образовании, который заключается прежде всего в направленнос...
Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях
Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — развитию креативной личности. Период дошкольного детства является благоприятным для развития в ребенке творческих способностей. Раскрываются подходы отечественных и зарубежных исследоват...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
В статье проводится теоретический анализ понятий «творчество», «способности» и «творческие способности», выделяются ключевые аспекты их сущности. Установлено, что дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей...
Театрализованная деятельность в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Данная статья рассматривает роль театрализованной деятельности в детском саду и ее значимость для развития творческого потенциала и творческой направленности детей. Автор обсуждает важность учета требований Федеральной образовательной программы дошко...
Актуальность разработки игровых ситуаций, способствующих гендерной социализации детей дошкольного возраста
В методической разработке описана актуальность гендерной социализации детей дошкольного возраста. Также представлен пример содержания игровых ситуаций, используемых в повседневной жизни в условиях ДОУ, в различных режимных моментах дошкольников с цел...
Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
В статье описан опыт работы учителя физической культуры с обучающимися, имеющими одаренность в этом направлении. Разработана модель реализации ФГОС ОО при обучении одаренных детей. Данные сравнительного анализа эффективности модели показали достоверн...
Похожие статьи
Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО
В представленной статье рассматривается одно из важных направлений в системе образования подрастающего поколения — формирование экологической культуры дошкольников среднего возраста. Исследуется ФГОС ДО как важный инструмент регулирования требований ...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Проблемой исследования является раскрытие основ формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста. Предполагается, что формирование основ экологической культуры у дошкольников можно осуществлять в рамках реализации всех образовательных...
Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде
Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...
Специфика трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста
В статье представлен анализ содержания понятия «трудовые умения детей старшего дошкольного возраста». Актуальность заявленной темы подтверждается социальным заказом государства и общества в образовании, который заключается прежде всего в направленнос...
Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях
Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — развитию креативной личности. Период дошкольного детства является благоприятным для развития в ребенке творческих способностей. Раскрываются подходы отечественных и зарубежных исследоват...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
В статье проводится теоретический анализ понятий «творчество», «способности» и «творческие способности», выделяются ключевые аспекты их сущности. Установлено, что дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей...
Театрализованная деятельность в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Данная статья рассматривает роль театрализованной деятельности в детском саду и ее значимость для развития творческого потенциала и творческой направленности детей. Автор обсуждает важность учета требований Федеральной образовательной программы дошко...
Актуальность разработки игровых ситуаций, способствующих гендерной социализации детей дошкольного возраста
В методической разработке описана актуальность гендерной социализации детей дошкольного возраста. Также представлен пример содержания игровых ситуаций, используемых в повседневной жизни в условиях ДОУ, в различных режимных моментах дошкольников с цел...
Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
В статье описан опыт работы учителя физической культуры с обучающимися, имеющими одаренность в этом направлении. Разработана модель реализации ФГОС ОО при обучении одаренных детей. Данные сравнительного анализа эффективности модели показали достоверн...