Мнемотехника как средство связной речи у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.

Дата публикации: 09.03.2020

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Бурова, Ю. В. Мнемотехника как средство связной речи у детей дошкольного возраста / Ю. В. Бурова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 48-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/4971/ (дата обращения: 17.10.2024).



Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский

Мнемотехника — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Суть и преимущества методики предназначены для облегчения усвоения детьми любой информации при помощи связывания ее со зрительными образами.

С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:

– способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;

– способствовать развитию психологической базы речи-восприятия, памяти, внимания, образного мышления;

– способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы;

– содействовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности;

– способствовать развитию лексико-грамматических средств языка;

– способствовать развитию связной речи;

– способствовать формированию правильного звукопроизношения;

– способствовать развитию мелкой моторики рук;

– способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:

– пересказ литературных произведений;

– составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы;

– создание разных видов творческих рассказов;

– заучивание стихотворений;

– составление рассказов по картине.

Мнемотехника строится от простого к сложному (мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица).

Приемы мнемотехники используют для обогащения словарного запаса; пересказ художественной литературы; отгадывание и загадывание загадок; заучивание стихов; обучение составлению рассказов.

Ход НОД

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними. Я приглашаю вас присесть на стульчики.

(За дверью раздается плач, девочка заходит в зал с осколками зеркала)

В: Кто ты девочка?

Почему ты плачешь?

Герда: Снежная королева оставила диск с заданиями, которые я должна выполнить и собрать осколки зеркала. За каждое выполненное задание осколок вставится в зеркало.

— Ребята, вы поможете мне выполнить задания и собрать зеркало?

Д: Да

В: (Берет диск вставляет, на экране Сн.К со словами):

Я повелительница льда!

Да, Кая я взяла!

Чтоб зеркало мое собрать

Заданья трудные вам нужно отгадать,

Когда осколки соберете

Тогда и Кая вы вернете

В: Ребята, что делать?

Д: Нужно помочь

В: Я тоже так думаю, что нужно помочь.

(на экране Сн. К. со словами):

Вот вам мое первое задание: Расскажите, какая бывает зима

В: (после того как дети ответили)

В: Молодцы, Ребята, вы знаете много красивых слов о зиме (садятся на стульчики)

В: Герда, с первым заданием мы справились, может, попробуешь вставить осколок в волшебное зеркало. (Герда вставляет осколок и садится на стульчик)

(после появляется на экране Сн.К со совами:

—Вот вам мое второе задание

—Расскажите, что бывает зимой

В: Ребята, сложное задание нам задала Сн.К., но мы попробуем с ним справиться.

В: И с этим заданием вы справились.

В: Герда, может, попробуешь вставить осколок в волшебное зеркало? (Герда вставляет осколок) (Садится на стульчик)

В: Вижу вы немного устали?

Д: Да

В: Тогда предлагаю размяться. Вставайте со своих стульчиков.

Физминутка

(на экране Сн.К. со словами):

—Вот вам мое третье задание:

— Я очень люблю зиму и хочу, чтобы вы придумали рассказ о зиме.

В: Ребята, вот здесь у меня схемы с временами года, вам нужно выбрать схему с тем временем года, о котором говорит Сн. К.

(ребенок выбирает нужную схему)

В: Ребята, посмотрите, пожалуйста, у меня такая же схема, только побольше

В:- Первый квадрат схемы обозначает время года

— Второй обозначает, что бывает зимой

— Кто хочет попробовать составить рассказ

(1 ребенок составляет рассказ)

В: А теперь давайте сделаем так. Вот эти 3 схемы (1.2,3) расскажет кто-то один. А следующие 3 схемы (эту, эту, эту) расскажет кто-то другой.

—Кто хочет попробовать?

В: Молодец, Артем, ты составил отличные предложения

В: Ребята, это мы составляли рассказ по схеме.

—Как вы думаете, а еще с помощью чего можно составить рассказ?

Д: С помощью картинок.

В: Верно. С помощью картинок.

В: Я приготовила для вас картинки. Вы подойдете, и выберите каждый себе картинку. Посмотрите на них. А теперь приклейте свои картинки к нужному квадрату схемы. (Дети приклеивают картинки)

В: Ребята, все приклеили картинки? (присаживайтесь на стульчики)

Д: Да

В: Ребята, посмотрите, может кто-то хочет рассказать рассказ о зиме по картинкам?

В: Герда, может, попробуешь вставить осколок волшебного зеркала? (дети вставляют последний осколок) (садятся на стульчики)

В: Ребята, посмотрите все осколки волшебного зеркала, мы помогли собрать. Герда, держи зеркало, верни его Сн.К. и забери Кая.

Герда: Ребята, спасибо вам за помощь. До свидания ребята.(Герда убегает с зеркалом)

В::Ребята, какие вы молодцы, со всеми заданиями Сн.К. вы справились и помогли Герде собрать зеркало.

В: Ребята, когда вы приходите домой вы рассказываете родителям о том, как прошел ваш день в детском саду?

Д: Да

В: А чем вы расскажите сегодня? А в каком приключении?

В: Ребята, давайте скажем нашим гостям до свидания и пойдем в группу. (дети прощаются и уходят)

Литература:

  1. Большова Т. В. Учимся по сказке. «Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники».2005г.
  2. Омельченко Л. В. «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»/ Омельченко Л. В. Логопед.2008г.
  3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
  4. Ткаченко Т. А. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».2009г.
  5. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».1997г.
  6. социальная сеть работников образования nsportal.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): Ребята, волшебное зеркало, задание, осколок, рассказ, зеркало, зим, осколок зеркала, помощь картинок, составление рассказов.

Похожие статьи

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста

Рассказывание — действенное средство развития речи у дошкольников через метод мнемотехники

Олонхо как средство формирования математических представлений у детей с нарушением интеллекта

Игровые этюды как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Характеристика мнемотехники как метода развития мышления у детей и взрослых

Использование ИКТ в развитии речи дошкольников

Похожие статьи

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста

Рассказывание — действенное средство развития речи у дошкольников через метод мнемотехники

Олонхо как средство формирования математических представлений у детей с нарушением интеллекта

Игровые этюды как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Характеристика мнемотехники как метода развития мышления у детей и взрослых

Использование ИКТ в развитии речи дошкольников

Задать вопрос