Сценарно-режиссерская разработка по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему «Экскурсия по залам мини-музея «Ягодка»
Авторы: Барашкова Ирина Николаевна, Бражникова Елена Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 21.03.2020
Статья просмотрена: 30 раз
Библиографическое описание:
Барашкова, И. Н. Сценарно-режиссерская разработка по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему «Экскурсия по залам мини-музея «Ягодка» / И. Н. Барашкова, Е. А. Бражникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/4996/ (дата обращения: 19.12.2024).
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Познавательное»
Задачи:
– Углублять знание детей о жанре живописи — натюрморт, сказочная живопись (мифологический жанр), портрет (жанр, посвященный изображению человека).
– Упражнять детей в составление натюрморта, в умении передавать образы в играх «собери картину», «фантазирование» и игровых упражнениях способствующим более глубокому пониманию сказочного образа.
– Продолжать знакомить детей с работниками музея.
– Вызвать интерес к рассматриванию произведений, в которых представлены образы детей, сказочные образы, образы предметов. Умение эмоционально откликаться на них, с опорой на эстетические и нравственные категории понимать и трактовать художественный образ.
– Подвести детей к мысли, что большой человек не тот, кто большого роста, а тот, кто много знает и может рассказать другим.
– Обогащать детский словарный запас: (натюрморт, неподвижная натура, репродукции, мифологический жанр, миф, портретный жанр, поза, мимика)
– Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
Аудитория: дети старшей группы.
Форма проведения: экскурсии.
Техническое оформление: видеопроектор, слайды, ноутбук, магнитофон, музыкальные диски, экран.
Материал: фотографии и иллюстрации домашних животных, выставка мелких скульптур животных, заготовки из глины, стеки, салфетки, емкости с водой.
Предварительная работа: Беседы о художниках, обсуждение и рассматривание иллюстраций сказок, которые были прочитаны с детьми. Беседа о добре и зле в сказках.Игры с мультимедийными пособиями «экскурсии на выставку», «Путешествие в музей».
Содержание
Воспитатель: ребята, сегодня я вновь приглашаю вас в мини-музей изобразительных искусств нашего детского сада, где мы посетим необычные залы с репродукциями знакомых картин, узнаем много интересного о новых, рассмотрим рисунки наших детей, и нас ждут много интересных, загадочных сюрпризов.
Первый сюрприз — экскурсоводом будете вы сами. В каждом зале будет свой экскурсовод, а что бы им стать нужно правильно ответить на мои вопросы.
Дети идут в мини-музей останавливаются у входа в первый зал.
Вопросы к детям:
—Кто кроме автора сказки участвует в создании сказочной книги (художник, художник — оформитель, художник — иллюстратор)
—Каких сказочных персонажей изображал В. М. Васнецов в книге Снегурочка.
—Назвать добрых героев сказки «Царевна лягушка».
—Как называется сказочная живопись (мифологический жанр)
Воспитатель надевает бейджик — экскурсовода детям, которые ответили правильно и на большие количество вопросов.
Воспитатель: первый зал, по которому пройдет наша экскурсия, называется «мир — сказки, справедливый и прекрасный».
Отправляемся в путешествие в сказочную страну.
На мольбертах расставлены репродукции картин В. М. Васнецов «Иван — царевич на сером волке.1889г», В. М. Васнецов «Добрыня Никитич и Змей Горыныч1918г»,М. А. Врубель «Царевна –Лебедь1900»,В. М. Васнецов» «Снегурочка 1926г»,Риунки детей на темы: «Красота, доброта в сказке», «женские образы в сказках», «мужские образы в сказке».
Воспитатель: каждый из экскурсоводов выбирает себе репродукцию картины, о которой он хотел бы рассказать, и персонаже, который изображен на его рисунке.
Рассказы детей.
Если дети затрудняются, помогаю игрой, в которой рассказываю эпизод сказки, а дети выбирают персонаж. Во время просмотра репродукций задаю вопросы экскурсоводам, к какому жанру относятся эти репродукции картин. Что сказка — это миф, поэтому ученые назвали этот жанр «мифологическим».
Подходя к другому залу, обращаю внимание детей, что этот зал называется «Удивительная страна красоты» где можно научиться видеть красоту человека.
Чтобы стать экскурсоводом этого зала нужно ответить на вопросы.
Вопросы к детям:
—Что такое красота человека, в чем она может проявляться?
—Как называется художник, который пишет портрет? («художник — портретист»)
—Какие виды искусства вы знаете? (литература, музыка, изобразительное искусство)
—Какими бывают портреты (детский, парный, групповой).
Воспитатель надевает бейджик — экскурсовода детям, которые ответили правильно и на большее количество вопросов.
В зале на мольбертах репродукции картин, относящихся к портретному жанру:
И. Е. Репин «Стрекоза», А. Г. Венициалов «Вот — те и батькин обед», В. Л. Боровиковский «Портрет Марии Ивановны Лопухиной», И. Н. Крамской «Неизвестная». Рисунки детей на темы: «Мамы разные нужны. Мамы разные важны», «Портрет другу». «Интересное событие в группе».
Воспитатель: каждый из экскурсоводов выбирает себе репродукцию картины, о которой он хотел бы рассказать, и персонаже, который изображен на его рисунке.
Рассказы детей
Воспитатель: помогаю вопросами. К какому жанру относятся эти репродукции картин.
Придумать имя девочки, если ребенок выберет репродукцию картины И. Е. Репина Стрекоза. Предложить пофантазировать, чем любит заниматься изображенная девочка. Что было до и после изображенного эпизода.
— Какие чувства испытывают персонажи картины?
—Какие детали и изобразительные средства использует художник.
Воспитатель: Мы подходим к залу, который поможет нам оказаться в волшебной кухне осени и рассмотреть ее припасы. Где персонажами картин будут цветы, плоды, а еще вы увидите, что хлеб может стать главным героем картины.
Вопросы к детям:
—Назовите, какие овощи и фрукты лежат на столе.
—Покажите правильно части картины (центр, нижнюю часть картины, правый верхний угол).
—Какие бывают Натюрморты?
—Можно ли назвать фотографию с ягодами натюрмортом?
Воспитатель надевает бейджик экскурсовода детям, которые правильно ответили на большее количество вопросов.
В зале на мольбертах репродукции картин художников.
И. И. Машкова «Фрукты на блюде», И. Т. Хруцкий «Цветы и фрукты», В. Ф. Стожаров «Натюрморт с хлебом», П. П. Кончаловский «Поднос и овощи», детские работы на темы: «подарки с дачи», «ягоды и фрукты».
Рассказы детей
Воспитатель: если ребенок затрудняется, помогаю вопросами
—Что изображено на картине?
—О чем художник хотел нам рассказать в этой картине?
—На что художник хотел обратить наше внимание?
—Какой цвет является главным?
—Почему художник так разложил предметы?
—Какое настроение вызывает у Вас натюрморт — радостное, печальное, тревожное, спокойное.
Если дети, рассказывая о своих рисунках, испытывают затруднения предлагаю им вопросы:
—Какими материалом вы пользовались, когда рисовали свой натюрморт? (гуашь, акварель, восковые мелки)
—Где вы это наблюдали?
—Почему Вам радостно (грустно) когда вы смотрите на рисунок?
И последний зал, который, мы с Вами сегодня посетим — это игровой
Воспитатель: предлагаю разделиться детям с помощью считалки на три подгруппы и поиграть в игру «превращение», где дети одной подгруппы будут изображать портрет, другие представят натюрморт, изображая его предметы, а дети третьей подгруппы передадут сказочный образ своей картины.
Воспитатель: посмотрите друг на друга и скажите, все справились с заданиями?
Оценка детей
Воспитатель: вот и подошла к завершению наша экскурсия. Скажите, что вы видели, делали, узнали нового. Высказывание детей.
Мне очень понравилась наша экскурсия. Я надеюсь, когда вы вырастите, может кто — то из вас станет художником и пригласит нас в настоящий музей, где будут выставлены его картины.