Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Вежливые слова — ключик от души!» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Квичастая, О. В. Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Вежливые слова — ключик от души!» / О. В. Квичастая, И. А. Беспомощнова, Т. А. Кругомова, Е. В. Бондяева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 111-114. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/4997/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: дети, вежливость, воспитание, образовательный маршрут.

Наши дети — это наша старость.

Правильное воспитание — это наша счастливая старость,

плохое воспитание — это наше будущее горе,

это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.

Маршрут разработан для детей 4–7 лет.

Образовательная область:

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие.

Рис.1. Антон Семенович Макаренко

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Каждый взрослый, приходя в эту жизнь, приходит из детства. От того, каким было наше детство — это Начало всех Начал, от этого зависит наша сегодняшняя жизнь, а также зависит и то, что мы сможем оставить в наследство нашим детям, как мы их воспитаем. Именно в детстве воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам, взрослым, постоянно необходимо помнить. Нам, взрослым, необходимо постоянно и систематически углублять и расширять свои педагогические знания, повышать свою культуру, самообразовыватьсявправильном общении с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.

Очень важно каждому из нас, взрослых, оглянуться в собственное детство, чтобы осмыслить опыт наших родителей, взять из всего этого все самое лучшее, но при этом учесть и избежать их неумения и ошибки. Всей силой своего сердца мы хотим, чтобы в наших детях все было прекрасно!

Но иногда мы с горечью видим, что в наших детях есть черты вовсе не соответствующие нашей родительской мечте. Сегодняшние дети иногда не ценят, не уважают чужой труд. Пренебрежительно относятся к нам взрослым. Очень часто не умеют вести себя в общественных местах. Не следят за внешнем видом и бывают неряшливы. А иногда откровенно грубы. И самое главное, что иногда в них нет той сердечности, доброты, того чуткого и деликатного отношения к окружающим, который просто обязательны для каждого человека.

Возможно, это горчайшие плоды нашей с вами родительской малограмотности? Возможно, мы с вами, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, забываем, что воспитание ребенка не должно основываться на одной лишь нашей интуиции, которая не подкреплена современными педагогическими знаниями? А возможно, что мы, взрослые, слишком редко показываем своим детям пример собственной нашей взаимной сердечной доброты, чуткости, деликатности? Может, мы мало работаем над тем, чтобы постоянно создавать и укреплять в наших семьях атмосферу взаимоуважения, дружелюбия, взаимопонимания, доверия, заботы?

Шаг 1.

Что такое вежливость?

Вежливость — способ применения этикета.

Вежливость — нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. Поскольку вежливость — культурный феномен, то, что считается вежливым в одной культуре, может считаться грубым или странным в другой. Обычно вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряженности в отношениях. Однако различия в нормах поведения людей разных культур и субкультур могут также приводить к тому, что в результате часть присутствующих может чувствовать себя неловко, стесняться грубости своих манер или даже воспринимать происходящее как агрессию.

Британские ученые Броун и Левинсон выделяют два вида вежливости:

негативная вежливость — подчеркивание права собеседника на выбор в той или иной ситуации, применяя, например, фразы типа «если не возражаете» или «если Вас не затруднит»;

позитивная вежливость — выражение уважения к потребности людей в том, чтобы их ценили и понимали.

Актуальность моего маршрута заключается в том, что в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество, не в смене политической системы и в неустойчивом развитии экономики, а в разрушении духовно-нравственных основ личности.

Современные родители настолько заняты своими проблемами, работой, карьерным ростом, что не могут подчас выкроить нескольких минут, чтобы поговорить с ребенком по душам, почитать ему книгу, дать элементарные представления о добре и зле. И дети общаются чаще всего с телевизором или компьютером! Они привыкли получать все и сразу. А проявлять любовь, уважение, сострадание, доброту — этому нужно учить.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями.

Уважаемые родители, я предлагаю вам пройти по ссылкам и посмотреть видео «Учимся вежливости», «Вежливость или откровенность», «Эксперимент вежливости», «Важный разговор о вежливости. Канадская вежливость- какая она?», «Как научить ребенка вежливости? Простой и эффективный лайфхак!»:

https://www.youtube.com/watch?v=HvtNWH1jC8Q

https://videomin.ru/1/вежливость

https://www.youtube.com/watch?v=NWTtGrn2E7Y

https://www.youtube.com/watch?v=oTUTaUCVH_k

https://clck.ru/M8JNX

Следующая ссылка, уважаемые родители, вам поможет разобраться в значение слова «вежливость»: https://znachenie-slova.ru/вежливость

А эта ссылка Вам поможет узнать как отличаются правила этика в разных странах: https://novate.ru/blogs/250615/31867/

Надеюсь, что предыдущие ссылки Вам помогли разобраться, что такое вежливость. Следующие ссылки Вы можете просмотреть вместе со своими детьми и после просмотра спросите мнение своих детей об увиденном.

«Дети говорят: что такое вежливость?», «Поучительный рассказ Будь вежлив Л. В. Загик», «Притча о Доброте», «Ералаш № 50 «Давайте говорить друг другу комплименты”»

https://www.youtube.com/watch?v=Mrrt0hSqfD0

https://www.youtube.com/watch?v=E0tkl6U1fuo

https://www.youtube.com/watch?v=BWfBP5sTW18

https://www.youtube.com/watch?v=3g09jpsQbM8

Следующие ссылки для детей — мультфильмы про вежливость: «Учимся вежливости вместе со Смешариками», «Малышарики — Обучающий мультик для малышей — Все серии про Вежливость — сборник», «Советский мультик о Вежливости и Доброте», «Уроки хороших манер», «Мультик Энциклопедия Вежливости ДЛЯ Детей»:

https://www.youtube.com/watch?v=4zRFzGiAPo0

https://www.youtube.com/watch?v=hHS5V8Yxmsc

https://clck.ru/M84xs

https://russia.tv/video/show/brand_id/10991/episode_id/117670/video_id/117670/

https://clck.ru/M85YK

Надеюсь, что Вам и Вашему ребенку понравились видеофильмы про вежливость. Задайте своему ребенку следующие вопросы:

«Что должен делать каждый ребёнок, чтобы быть вежливым?»;

Какие слова мы говорим при встрече? («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь?»)

Какие слова мы говорим при расставании? («До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго»)

Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина? («Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно»)

Какие слова мы говорим перед сном? («Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов»)

Шаг 2.

История появления вежливости

Мудрые говорят: «Ничто не обходится нам так дешево, и не ценится так дорого, как вежливость». С тех самых пор, как малыш отточит в своем лексиконе слово «дай», мама учит его говорить «пожалуйста». Ребенок еще не понимает, к чему эти «лишние словечки», но чинно повторяет их вслед за матерью. Во взрослости, когда мама теряет над нами власть, мы часто не даем себе труда произнести вежливые слова, пытаемся заменить их короткими информативными указаниями. И зря. Ведь вежливость бывает сильнее логики и часто проще уговорить человека, нежели убедить его.

Давайте сегодня поговорим о том, откуда вежливые слова в нашей речи, каков их психологический смысл и стоит ли в современном обществе «тратиться» на их произнесение.

Слово «вежливый» образовалось от древнерусского «вежа», то есть «знаток» («ведать» — «знать»). Вежливые слова включают в себя несколько групп:

– слова приветствия («здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»);

– слова благодарности («спасибо», «благодарю»);

– слова просьбы («пожалуйста», «разрешите», «будьте добры», будьте любезны);

– слова извинения («извините», «простите», «прошу прощения»).

Надо признать, что в словах вежливости кроется суть национального характера, ценности и приоритеты народа. Они берут начало в исконном языке, имеют долгую историю и потому точно отражают закрепившийся стиль отношений в том или ином сообществе. Погрузившись в историю слов вежливости, можно даже объяснить, почему общество живет так, а не иначе.

В этом Вам помогут следующие ссылки:

https://lexicography.online/etymology/в/вежливый

https://molportal.ru/node/16860

Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости ребенка — постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми.

Современный подход к ребенку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме взрослые.

Следующие ссылки Вам помогут разобраться, как появился этикет:

https://www.youtube.com/watch?v=Px1pbF6k67Y

https://clck.ru/M85k2

Следующая ссылка покажет серию мультфильмов из цикла «Уроки хороших манер»:

https://www.youtube.com/playlist?list=PLw7bd_COloYkdwhPFgNAlRLaXArFYcDRJ

Шаг 3.

А теперь мы поиграем.

Для того, чтобы ребенку было легко усвоить знания про вежливость, я предлагаю немного поиграть. И для этого нужно пройти по этой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=lloRvkKGSyg&feature=emb_logo

Следующая ссылка позволит Вашему ребенку, на время стать опытным, и известным художником: http://ru.sgames.org/65726/

Следующая ссылка поможет Вашему ребенку помочь герою мультфильма «Паучок Лео» вспомнить вежливые слова:

https://www.youtube.com/watch?v=9DnBEsjKIS8

Следующая ссылка — это игра в пазлы:

1) Собрав этот пазл ребенок сможет поздароваться со слоненком: https://onlinepuzzle.ru/online_puzzle_privet_slonenok

2) Вежливые деди всегда помогают своей маме:

https://online-puzzle.ru/online_puzzle_mame_nado_pomogat_

3) У вежливых детей всегда есть друзья:

https://online-puzzle.ru/online_puzzle_druzya_-_pazl_2;

https://online-puzzle.ru/online_puzzle_chelovek_sobake_drug

4) Этот пазл покажет кто дружит с драконом:

https://online-puzzle.ru/online_puzzle_druzhba_s_drakonom

5) После того, как Ваш ребенок соберет следующий пазл, попросите его назвать всех животных и их детенышей, а так же напомните ему, что нужно обязательно со всеми поздороваться:

https://online-puzzle.ru/online_puzzle_znakomstvo

6) А пройдясь по этой ссылке после того, как ребенок соберет пазл, он узнает, кто передал доисторический привет:

https://www.teremoc.ru/game/game519.htm

Шаг 4.

Почитаем вместе

Прочитайте детям стихи про вежливость, а потом загадайте загадки для закрепления данной темы. Следующая ссылка Вам в этом поможет:

http://deti-i-vnuki.ru/stihi-o-vezhlivosti-dlya-detey/

http://mshishova.ru/zagadki-i-igry-pro-vezhlivye-slova/

Следующая ссылка — это сказки про вежливость:

https://skazochki.info/tegi/pro-vezhlivost

Беседа по содержанию:

— С каким произведением мы сейчас познакомились?

— О каких главных героях шла речь?

— Чему же учит нас сказка?

— В какое время года произошло знакомство?

— Какое время суток стояло на дворе?

— Ты бы хотел(а) иметь такого друга? И почему?

Шаг 5.

Подборка дидактических игр.

Дидактическая игра на тему вежливость. Дидактическая игра «Волшебные слова. Дидактическая игра «Приятные слова»:

https://warcastle.ru/sosudy/didakticheskaya-igra-na-temu-vezhlivost-didakticheskaya-igra.html

Следующая ссылка — это игры, направленные на формирование культуры речевого общения. Дидактическая игра хорошо плохо учимся вежливости:

https://warcase.ru/face/igry-napravlennye-na-formirovanie-kultury-rechevogo-obshcheniya-material.html

Шаг 6.

Предлагаю рассмотреть иллюстрации по теме: «Вежливость

Уроки вежливости: https://www.babyblog.ru/user/id1702011/185657

Пройдясь по следующей ссылке Вы вместе со своим ребенком сможете ответить на вопросы профессора Этикета, а так же поиграть в игры, отгадать загадки, а так же многое другое и интересное узнаете:

https://www.liveinternet.ru/users/2930900/post299961704/

Игры на тему «Вежливость» для детей:

https://ped-kopilka.ru/vs-ob-yetikete/igry-na-temu-vezhlivost-dlja-detei.html

Дидактические игры тренингового характера, направленные на воспитание культуры поведения дошкольников в общении: https://clck.ru/M8KE5

Вопросы:

— А что такое вежливость? (Ответы детей).

— Какие вежливые слова вы знаете? (Ответы детей).

— Когда человека можно назвать вежливым? (Ответы детей).

Шаг 7.

Поделка своими руками.

И напоследок предлагаю Вам сделать вместе со своим ребенком сердечко вежливости. В этом Вам поможет следующая ссылка:

https://www.youtube.com/watch?v=eXhlzGY-BTs

Вся наша работа делается для детей и ради них! В современных условиях, когда мы имеем практически неограниченный доступ к информационным ресурсам и дети получают всё большую свободу в сети Интернет важно, чтобы рядом с каждым из них был мудрый и неравнодушный взрослый человек... И, в первую очередь, это, конечно, должны быть его родители. На наш взгляд, значение такой формы работы как электронный образовательный маршрут, для реализации социального партнерства с родителями переоценить сложно.

И не забывайте о том, что очень важно следить за тем, чтобы дети и в повседневной жизни активно пользовались навыками вежливого общения с окружающими. Родители не должны забывать о том, что только личный пример вежливого обращения способен убедить ребёнка в важности и необходимости таких простых и доступных слов, как «Спасибо» «Извините» «Здравствуйте», «До свидания».

И в заключении своего маршрута хочу Вам пожелать всего самого хорошего и надеюсь, что Вы узнали много интересного. А так же полученные знания будете использовать в своей жизни. А если Вы захотите, что-то еще найти по данной теме, то бескрайние просторы интернета в этом обязательно помогут!

Литература:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=HvtNWH1jC8Q
  2. https://videomin.ru/1/вежливость
  3. https://clck.ru/M8JNX
  4. https://novate.ru/blogs/250615/31867/
  5. https://clck.ru/M84xs
  6. https://russia.tv/video/show/brand_id/10991/episode_id/117670/video_id/117670/
  7. https://clck.ru/M85YK
  8. https://lexicography.online/etymology/в/вежливый
  9. https://molportal.ru/node/16860
  10. https://clck.ru/M85k2
  11. http://ru.sgames.org/65726/
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, вежливость, ссылка, слово, Ваш ребенок, дидактическая игра, взрослый, Ответ детей, родитель, том.

Похожие статьи

Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) «Нас много, но мы все разные!»

Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»

В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.

Наставничество — успешная и эффективная форма методической работы в ДОУ

Волонтёрское движение в детском саду «Рука к руке» как средство эффективной социализации дошкольников

В статье авторы делятся опытом работы организации волонтёрского движения в ДОУ.

Одаренные дети и работа специалистов образовательной организации по выявлению одаренности

Конспект-развлечение ко Дню матери для детей старшего дошкольного возраста с ТНР на тему «Поговорим о маме»

Данный конспект-развлечение направлен на формирование представлений о международном празднике — Дне матери, развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, связной речи.

Одаренные дети (из опыта работы)

В статье автор делиться личным опытом работы с одаренными детьми в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Применение дидактического пособия «Всегда с тобой!» в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста

Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образовательный процесс семей воспитанников ДОУ

В статье автор пытается раскрыть необходимость сотрудничества семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка.

Похожие статьи

Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) «Нас много, но мы все разные!»

Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»

В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.

Наставничество — успешная и эффективная форма методической работы в ДОУ

Волонтёрское движение в детском саду «Рука к руке» как средство эффективной социализации дошкольников

В статье авторы делятся опытом работы организации волонтёрского движения в ДОУ.

Одаренные дети и работа специалистов образовательной организации по выявлению одаренности

Конспект-развлечение ко Дню матери для детей старшего дошкольного возраста с ТНР на тему «Поговорим о маме»

Данный конспект-развлечение направлен на формирование представлений о международном празднике — Дне матери, развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, связной речи.

Одаренные дети (из опыта работы)

В статье автор делиться личным опытом работы с одаренными детьми в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Применение дидактического пособия «Всегда с тобой!» в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста

Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образовательный процесс семей воспитанников ДОУ

В статье автор пытается раскрыть необходимость сотрудничества семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка.

Задать вопрос