Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.

Дата публикации: 29.03.2020

Статья просмотрена: 682 раза

Библиографическое описание:

Капкаева, Л. Р. Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников / Л. Р. Капкаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 84-85. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5063/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье затронуты проблемы экологического воспитания дошкольников посредством связи МБДОУ и семьи.

Ключевые слова: экологическое воспитание, культура, экология, нравственность, природа, быт.

«Экологическое воспитание — формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убеждённости в необходимости бережного отношения к природе» — толкует экологический словарь.

Иными словами, экологически образованный человек понимает, что природа – живое существо, как и он сам. Силы ее велики, но не безграничны. Вот почему так важно воспитывать в детях бережное отношение к миру. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как именно в этом возрасте у ребенка закладываются основы экологической культуры личности.

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным в природе, гуманным природоохранным отношением. Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности.

У дошкольника важное значение имеет формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде. Важное значение в исследовании отводится и нравственному аспекту:

— развитию представлений о природе;

— эмоциональному отношению к ней;

— выработке безопасного поведения в природе и быту.

Таким образом, в процессе дошкольного образования становление экологически воспитанных личностей возможно при решении следующих задач:

  1. Формирование у детей экологического сознания
  2. Формирование у детей практических навыков и умений при осуществлении разнообразной деятельности в природе
  3. Воспитание гуманного отношения к природе.

Реализация задач экологического характера возможна только при ее правильной организации в детском учреждении. Правильно проведенный анализ в области экологического воспитания дает возможность увидеть сильные и слабые стороны, спланировать методическую помощь с учетом вопросов планирования экологического воспитания.

Решить данный круг задач можно лишь при участии взрослых — педагогов, членов семьи, всех тех, кто участвует в процессе воспитания ребенка. Главенствующим в экологическом воспитании ребенка является любовь родителей к природе. Если родители сами любят природу, то и у их детей пробуждается это чувство. Очень важно вовремя поддержать в ребенке любовь к прекрасному!

К сожалению, знания большинства взрослых об экологических проблемах крайне ограничены. Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Поэтому формирование экологического воспитания полностью ложится на плечи педагогов дошкольного учреждения.

Нельзя мириться с тем, что дети в детском саду учатся бережно относиться к природе, а во время отдыха наблюдают потребительское отношение к природе от своих родителей.

Признание приоритета семейного экологического воспитания требует взаимоотношений, сотрудничества и целенаправленной работы ДОУ и семьи, основными направлениями которых являются:

  1. Изучение экологической воспитанности родителей;
  2. Экологическое просвещение родителей с целью повышения их экологической культуры.

Исходя из этих направлений, я осуществляю работу по взаимодействию семей дошкольников. Повышение уровня экологической воспитанности родителей целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

— изучение особенностей экологического воспитания ребенка на разных стадиях;

— знакомство с современными системами экологического воспитания;

— пропаганда здорового образа жизни.

В своей работе с семьей касательно вопросов экологического воспитания применяются такие формы работы:

— мастер-классы;

— совместные вернисажи;

— родительские экологические гостиные;

— семейные проекты;

— совместные экскурсии (прогулки);

— совместные праздники (акции).

Для работы по экологическому направлению в детском саду я использую программу Николаева С. В. «Юный эколог». Данная программа универсальная, так как она решает проблемы экологического воспитания, как у детей, так и у взрослых, повышает их экологическую культуру. Как показывает мой личный опыт, перечисленные выше формы работы дают незамедлительные положительные результаты, дети с большой охотой вовлекаются в деятельность, стремятся заботиться о природе, относиться с большим уважением к окружающему миру.

Таким образом, именно последовательная работа детского сада и родителей поможет воспитанию у детей осознанного и бережного отношения детей, к природе, к людям и окружающему миру, что составляет экологическую культуру.

Литература:

  1. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
  2. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — Москва: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с.
  3. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, природа, ребенок, детский сад, экологическая культура, бережное отношение, форма работы, экологическая воспитанность родителей, экологическая культура личности, экологическое воспитание ребенка.

Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ с родителями в воспитании подрастающего поколения

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника

Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей раннего дошкольного возраста

Взаимодействие учителя с родителями детей с ОВЗ в условиях школьного воспитания

Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ с родителями в воспитании подрастающего поколения

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника

Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей раннего дошкольного возраста

Взаимодействие учителя с родителями детей с ОВЗ в условиях школьного воспитания

Задать вопрос