Паспорт проекта «Что такое лед и снег, из чего они состоят?»
Авторы: Антонова Екатерина Анатольевна, Байбакова Светлана Александровна, Митрофанова Татьяна Александровна, Прохорова Анастасия Леонидовна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 28.03.2020
Статья просмотрена: 481 раз
Библиографическое описание:
Антонова, Е. А. Паспорт проекта «Что такое лед и снег, из чего они состоят?» / Е. А. Антонова, С. А. Байбакова, Т. А. Митрофанова, А. Л. Прохорова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5065/ (дата обращения: 19.12.2024).
Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.
Длительность: краткосрочный
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители (законные представители).
Возраст детей: 4 года
Актуальность:
Все знают, что наша страна самая снежная. Длительность зимы не меньше 4 месяцев. Каждый год дети с нетерпением ждут прихода зимы. Радуются первым снежинкам, первому льду. Снег и лед привычны для нас. Но это не только зимние забавы, это — предмет исследования, который таит в себе много интересного, любопытного и привлекательного. Жажда наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире — важнейшие черты детского поведения. Путем опытов и экспериментов детям предоставляется возможность самим ответить на вопросы «как?», «почему?»
Проблема:
На прогулке дети долго рассматривали снег и сосульки, пытались попробовать на вкус. При обсуждении между собой ребята пришли к выводу, что сосульки — это замерзшая вода. Однако при рассматривании снега мнения детей разделились. Одни утверждали, что это тоже вода, а другие отрицали и затруднялись ответить из чего состоит снег и почему его нельзя есть, ведь он же белый, а значит чистый. С таким вопросом ребята обратились к воспитателю. В связи с этим возникло решение реализовать познавательно-исследовательский проект «Что такое лед и снег, из чего они состоят?».
Цель проекта:
создание условий для исследования простейших свойств снега и льда, и экспериментирования со снегом и льдом.
Задачи по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие:
– воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
– воспитывать самостоятельность и целенаправленность;
– развивать общение и взаимодействие со сверстниками;
– создавать условия для становления положительного отношения к совместной деятельности.
Познавательное развитие:
– стимулировать познавательную мотивацию, развивать любознательность;
– формировать умение наблюдать в процессе опыта за изменениями и делать простейшие выводы.
Речевое развитие:
– развивать речь, как средство общения;
– обогащать активный словарь; развивать связную, грамматически правильную речь.
Физическое развитие:
– развивать общую и мелкую моторику рук
– способствовать развитию двигательной активности детей во время подвижных игр;
– укреплять здоровье детей
– совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
Художественно-эстетическое развитие:
– развивать инициативность и творчество у детей;
– создавать условия для становления эстетического отношения к окружающему миру.
Работа сродителями:
Консультация «Играем со снегом и познаем его свойства;
Консультация «Как проводить исследования с детьми»;
Анкета для родителей
Продукт проектной деятельности:
Создание альбома «Что такое лед и снег?» на основе проведения опытов и сравнительно-сопоставительного анализа двух веществ.
Этапы реализации проекта
№ п/п |
Содержание работы |
Результат |
1 этап— подготовительный |
||
1. |
Анализ условий для реализации проекта |
Повышение профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования. Определение цели. |
2. |
Определение интереса детей, родителей для постановки цели проекта |
|
3. |
Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстративного материала по теме проекта |
|
4. |
Изготовление дидактических игр и пособий |
Реализована работа по проектной деятельности на данном этапе подготовки |
5. |
Разработка конспектов НОД по планируемой теме |
|
6. |
Организация предметно-развивающей среды по теме проекта |
Созданы условия для реализации проекта на данном этапе |
7. |
Оформление родительских уголков в группах с размещением материала по теме проекта |
Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта |
8. |
Подбор материалов для игровой и творческой деятельности детей, подготовка и оформление группы к реализации проекта |
Сформировать интерес у детей к проектной деятельности |
9. |
Индивидуальные беседы с родителями по теме проекта |
Просвещение родителей по данной теме |
2 этап— практический |
||
1. |
Беседы, НОД |
«Если хочешь быть здоров…»,«Осторожно — гололед!», «Осторожно — опасные сосульки!» Опыты со снегом, льдом, [3, стр.150]; наблюдение за погодой; снегом, явлениями природы |
2. |
Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей, сюжетных картин, иллюстраций, фотоматериалов по теме; составление описательных рассказов по картинам; заучивание стихотворений о зиме, снеге. |
Формирование знаний в ходе реализации проекта. Тема «Что такое лед и снег», просмотр обучающего мультфильма «Почему все снежинки разные?» |
3. |
Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры |
подвижные игры «Мороз — красный нос», «Снежинки и ветер», «Снежки»; «Кто дальше?», «Попади в цель»; игровые упражн-я «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», дыхательная гимнастика «Сдуваем снежинки», «Снежинки летят»; игры в снежки, |
4. |
Пальчиковые игры, физкультминутки |
«Снег», «Зима» |
5. |
Продуктивная деятельность |
рисование на тему «Снежинки»; лепка из пластилина «Снеговик» [2, стр.150]; постройки из снега «Снежная баба», «Снежная крепость». Создание альбома схем по опытам |
6. |
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворения наизусть, отгадывание загадок по теме проекта |
Загадки по теме, пословицы и поговорки; произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…», русские народные сказки: «Снегурочка», «Морозко»; поэзия: А.Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…», «Зимнее утро»; К.Бальмонт «Снежинка»; Н. Некрасов «Снежок», И. Демьянов «Первый снег». проза: В.Бианки «Лес зимой»; Л.Воронкова «Снег идет»; Н. Надеждина «О чем может рассказать снежный сугроб» |
7. |
Слушание музыкальных произведений |
А. Вивальди «Времена года» (зима) |
3 этап— итоговый |
||
1. |
Создание альбома «Что такое лед и снег?» на основе проведения опытов и сравнительно-сопоставительного анализа двух веществ. |
закрепление знаний, полученных в ходе реализации проекта |
Литература:
- Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4–7 лет / Н. Е. Веракса. — М.: Мозаика-синтез, 2012
- Лепка. Часть1. Пособие для детей/Сост. И. В. Маслова. — М.:Баласс, 2008–10с., ил.
- По планете шаг за шагом. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности детей 4–5 лет/С. В. Паршина, Т. Р. Кислова, А. А. Вахрушев.-М,:Баласс, 2018.-432с.
- Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. С., Учебная литература, 2004
- Савенков А. И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании//Детский сад. Управление.2004, № 2