Паспорт проекта «Что такое лед и снег, из чего они состоят?» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Антонова, Е. А. Паспорт проекта «Что такое лед и снег, из чего они состоят?» / Е. А. Антонова, С. А. Байбакова, Т. А. Митрофанова, А. Л. Прохорова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5065/ (дата обращения: 19.12.2024).



Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.

Длительность: краткосрочный

Участники: дети средней группы, воспитатели, родители (законные представители).

Возраст детей: 4 года

Актуальность:

Все знают, что наша страна самая снежная. Длительность зимы не меньше 4 месяцев. Каждый год дети с нетерпением ждут прихода зимы. Радуются первым снежинкам, первому льду. Снег и лед привычны для нас. Но это не только зимние забавы, это — предмет исследования, который таит в себе много интересного, любопытного и привлекательного. Жажда наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире — важнейшие черты детского поведения. Путем опытов и экспериментов детям предоставляется возможность самим ответить на вопросы «как?», «почему?»

Проблема:

На прогулке дети долго рассматривали снег и сосульки, пытались попробовать на вкус. При обсуждении между собой ребята пришли к выводу, что сосульки — это замерзшая вода. Однако при рассматривании снега мнения детей разделились. Одни утверждали, что это тоже вода, а другие отрицали и затруднялись ответить из чего состоит снег и почему его нельзя есть, ведь он же белый, а значит чистый. С таким вопросом ребята обратились к воспитателю. В связи с этим возникло решение реализовать познавательно-исследовательский проект «Что такое лед и снег, из чего они состоят?».

Цель проекта:

создание условий для исследования простейших свойств снега и льда, и экспериментирования со снегом и льдом.

Задачи по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие:

– воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание;

– воспитывать самостоятельность и целенаправленность;

– развивать общение и взаимодействие со сверстниками;

– создавать условия для становления положительного отношения к совместной деятельности.

Познавательное развитие:

– стимулировать познавательную мотивацию, развивать любознательность;

– формировать умение наблюдать в процессе опыта за изменениями и делать простейшие выводы.

Речевое развитие:

– развивать речь, как средство общения;

– обогащать активный словарь; развивать связную, грамматически правильную речь.

Физическое развитие:

– развивать общую и мелкую моторику рук

– способствовать развитию двигательной активности детей во время подвижных игр;

– укреплять здоровье детей

– совершенствовать культурно-гигиенические навыки.

Художественно-эстетическое развитие:

– развивать инициативность и творчество у детей;

– создавать условия для становления эстетического отношения к окружающему миру.

Работа сродителями:

Консультация «Играем со снегом и познаем его свойства;

Консультация «Как проводить исследования с детьми»;

Анкета для родителей

Продукт проектной деятельности:

Создание альбома «Что такое лед и снег?» на основе проведения опытов и сравнительно-сопоставительного анализа двух веществ.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Содержание работы

Результат

1 этап— подготовительный

1.

Анализ условий для реализации проекта

Повышение профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования. Определение цели.

2.

Определение интереса детей, родителей для постановки цели проекта

3.

Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстративного материала по теме проекта

4.

Изготовление дидактических игр и пособий

Реализована работа по проектной деятельности на данном этапе подготовки

5.

Разработка конспектов НОД по планируемой теме

6.

Организация предметно-развивающей среды по теме проекта

Созданы условия для реализации проекта на данном этапе

7.

Оформление родительских уголков в группах с размещением материала по теме проекта

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

8.

Подбор материалов для игровой и творческой деятельности детей, подготовка и оформление группы к реализации проекта

Сформировать интерес у детей к проектной деятельности

9.

Индивидуальные беседы с родителями по теме проекта

Просвещение родителей по данной теме

2 этап— практический

1.

Беседы, НОД

«Если хочешь быть здоров…»,«Осторожно — гололед!», «Осторожно — опасные сосульки!»

Опыты со снегом, льдом, [3, стр.150];

наблюдение за погодой; снегом,

явлениями природы

2.

Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей, сюжетных картин, иллюстраций, фотоматериалов по теме;

составление описательных рассказов по картинам;

заучивание стихотворений о зиме, снеге.

Формирование знаний в ходе реализации проекта. Тема «Что такое лед и снег», просмотр обучающего мультфильма «Почему все снежинки разные?»

3.

Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры

подвижные игры «Мороз — красный нос», «Снежинки и ветер», «Снежки»; «Кто дальше?», «Попади в цель»;

игровые упражн-я «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», дыхательная гимнастика «Сдуваем снежинки», «Снежинки летят»;

игры в снежки,

4.

Пальчиковые игры, физкультминутки

«Снег»,

«Зима»

5.

Продуктивная деятельность

рисование на тему «Снежинки»;

лепка из пластилина «Снеговик» [2, стр.150];

постройки из снега «Снежная баба», «Снежная крепость».

Создание альбома схем по опытам

6.

Чтение художественной литературы, заучивание стихотворения наизусть, отгадывание загадок по теме проекта

Загадки по теме, пословицы и поговорки; произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…»,

русские народные сказки: «Снегурочка», «Морозко»; поэзия: А.Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…», «Зимнее утро»; К.Бальмонт «Снежинка»; Н. Некрасов «Снежок», И. Демьянов «Первый снег».

проза: В.Бианки «Лес зимой»; Л.Воронкова «Снег идет»; Н. Надеждина «О чем может рассказать снежный сугроб»

7.

Слушание музыкальных произведений

А. Вивальди «Времена года» (зима)

3 этап— итоговый

1.

Создание альбома «Что такое лед и снег?» на основе проведения опытов и сравнительно-сопоставительного анализа двух веществ.

закрепление знаний, полученных в ходе реализации проекта

Литература:

  1. Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4–7 лет / Н. Е. Веракса. — М.: Мозаика-синтез, 2012
  2. Лепка. Часть1. Пособие для детей/Сост. И. В. Маслова. — М.:Баласс, 2008–10с., ил.
  3. По планете шаг за шагом. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности детей 4–5 лет/С. В. Паршина, Т. Р. Кислова, А. А. Вахрушев.-М,:Баласс, 2018.-432с.
  4. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. С., Учебная литература, 2004
  5. Савенков А. И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании//Детский сад. Управление.2004, № 2
Основные термины (генерируются автоматически): снег, реализация проекта, лед, проектная деятельность, основа проведения опытов, Снежинка, создание альбома, создание условий, сравнительно-сопоставительный анализ, ходя реализации проекта.
Задать вопрос