Организация игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля» (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.

Дата публикации: 27.03.2020

Статья просмотрена: 1396 раз

Библиографическое описание:

Кривошеева, И. В. Организация игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля» (из опыта работы) / И. В. Кривошеева, В. Н. Полтавцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5068/ (дата обращения: 16.11.2024).



В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обеспечено удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей детей раннего возраста, с учётом их возрастных особенностей.

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782–1852) — немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте.

По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фрёбель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка. [1, с. 5]

Он первым рассмотрел игру и ручной труд как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого ребенка. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, с практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фрёбеля».

Наше дошкольное учреждение оснащено разнообразными дидактическими, игровыми материалами, но особо хотелось бы выделить комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фрёбеля», который полностью соответствует требованиям ФГОС ДО, так как позволяет решать задачи всех образовательных областей в игровой форме с детьми.

Основой этого дидактического набора являются — мяч, шар, кубик. С их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение и т. д.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала: дерева и хлопка, легко применим, эстетичен, безопасен в применении, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно — исследовательской деятельности детей.

Дары Фрёбеля используются от 2 двух лет и старше. Так как наша группа раннего возраста с 1,5 лет до 2-х лет, мы решили апробировать несколько комплектов. Предложенные методическими рекомендациями игры мы адаптировали.

Основная среда малышей и возможность познать мир — это сенсор (то, что можно потрогать, понюхать, покатать, подержать в руках), поэтому мы воспользовались первым комплектом, состоящим из небольших, мягких связанных из шести, окрашенных в цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и белый с черным мячиков. К каждому мячу прикрепляются ниточки. Фрёбель замечал, что первой игрушкой у ребенка должен быть шар — мяч, он наиболее удобен ребенку, так как нежной неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет, например, кубик.

При показе коробки детям стало любопытно, что там. Мы её потрясли. Когда коробочку открыли, вид ярких разноцветных мячиков обрадовал малышей. Но не все дети включились в исследование содержимого коробки. Кто-то наблюдал за происходящим со стороны. Другие, стали брать их, рассматривать, мять в руках, даже пробовать их и кусать, одевать как бусы, дергать за веревочки, катать, подбрасывать.

После знакомства, предложили: «Положи мячик в домик, чтобы не убежал». Для этого мы воспользовались комплектом № 9, взяли из него колечки такого же цвета как наши мячики. Увлекателен сам процесс вкладывания мячика в кольцо — «домик». У некоторых малышей действия с мячиками вызвали ассоциативное сравнение: зеленый — ква-ква (лягушка), желтый — ко-ко (цыпленок), синий — мо (море).

Мячики очень похожи на новогодние шары, малыши с огромным желанием украшали ёлочку, каждому хотелось повесить свой мячик.

Показывая ребенку мячи различного цвета, мы формируем таким образом его умение различать цвета.

Раскачивая шарик в разные стороны, и соответственно, приговаривая: «Вперед — назад», «Верх — вниз», «Вправо — влево», знакомим детей с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом: «Есть мячик — нет мячика», малыши знакомятся с утверждением и отрицанием.

Развивая мелкую моторику рук, дети берут мячик в руки и начинают его катать. Можно катать колобок, снежок по поверхности стола, между ладонями, по всей длине руки. Обычно у детей, это вызывает смех, способствуя снятию психоэмоционального напряжения, а также релаксации. Очень важны для детей игры и упражнения, направленные на тренировку дыхания или на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Все задания могут, соединятся со стихами, музыкой, песнями.

Следующий комплект, который мы использовали — это J1. Он включает цветные геометрические формы — кубики, шарики, цилиндры. Способствует развитию навыков сортировки, сравнения и выполнения по образцу, тренирует мелкую моторику.

Дети с удовольствием надевали на ниточку геометрические формы, использовали как бусы, примеряя перед зеркалом, «красуясь».

Ещё один дар, который является очень важным, это, мозаика со шнуровкой. Это такая доска, в которую мы можем вставлять мозаику и шнурочки. Это делает игру интереснее и развивает мелкую моторику и координацию, то, что в этом возрасте развивается активно, но занимает у ребёнка очень много времени. Здесь дети могут выкладывать следы, они могут быть разными по цвету, запутанными. С помощью волшебной верёвочки можно помочь герою соединить все следы и найти дорогу домой.

Дети учатся действовать по словесной инструкции. Если же нам нужен шнурок, то мы можем собрать бусы разной или одинаковой формы. К форме можно добавить цвет и размер (бусы должны быть только маленькими красными или только большими синими). А можно сказать, не называя цвет: «Собери все бусины одинаковой формы и одинакового цвета» Таким образом, реализуется один из принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО — содействие и сотрудничество ребёнка и взрослого, признающее ребёнка полноценным участником образовательных отношений, а также вариативность и полифункциональность предметной развивающей среды.

К дарам Фрёбеля можно добавить настоящие предметы, например, апельсин. Он пахнет, его можно потрогать, понюхать. Мы соединяем знания детей о предмете с дарами, предлагая детям найти фигуру, похожую на апельсин. Если ребёнок выбирает не ту деталь, мы просим посмотреть внимательнее, разве они похожи? Пусть это будет не такой же цвет, но такая же форма. Используя дары Фрёбеля, можно составить сказку с игрушкой с началом, серединой и концом и героем, преодолевшим все испытания.

Таким образом, решаются задачи образовательной области «Речевое развитие».

Игры в образовательной области «Физическое развитие» не только формируют у детей физические качества, но и начальное представление о некоторых играх с правилами — «Волшебный шар», «Верёвочка», «Лови-лови», знакомят детей с ценностями здорового образа жизни, способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма, крупной и мелкой моторики рук.

Главные помощники в нашей работе — это родители воспитанников. Они активно приветствуют появление «Даров Фрёбеля» в группе, заинтересованно изучают игры. Нами были оформлены для них консультации по использованию данного пособия в домашних условиях.

Используя «Дары Фрёбеля» в работе с детьми раннего возраста, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребенка в частности, а также и их желания, интересы.

Мы полагаем, что использование в образовательном процессе с детьми младшей группы игрового набора «Дары Фрёбеля» в разных видах детской деятельности — познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой даёт положительные результаты. Дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми.

Литература:

  1. Волобуева Л. М. Фридрих Фрёбель. Будем жить для своих детей. Педагогика детства — М., 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ранний возраст, Дар, игра, игровой набор, мячик, дошкольное образование, дошкольный возраст, игровая форма, мелкая моторика.

Похожие статьи

Совместная образовательно-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста из серии «История за историей» (из опыта работы)

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Развитие познавательных интересов у детей средствами авторской методики «Дары Фрёбеля»

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Развивающие игры с волчками для детей раннего дошкольного возраста (из опыта работы педагога-психолога)

Методическое пособие «Театр на фартуке» для ознакомления детей раннего возраста с художественным словом (из опыта работы)

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр (результаты экспериментальной работы)

ООД по формированию экологической культуры у воспитанников среднего дошкольного возраста с использованием метода проблемного изучения «Путешествие с Лесовичком»

Похожие статьи

Совместная образовательно-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста из серии «История за историей» (из опыта работы)

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Развитие познавательных интересов у детей средствами авторской методики «Дары Фрёбеля»

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Развивающие игры с волчками для детей раннего дошкольного возраста (из опыта работы педагога-психолога)

Методическое пособие «Театр на фартуке» для ознакомления детей раннего возраста с художественным словом (из опыта работы)

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр (результаты экспериментальной работы)

ООД по формированию экологической культуры у воспитанников среднего дошкольного возраста с использованием метода проблемного изучения «Путешествие с Лесовичком»

Задать вопрос