Информационные схемы в речевом развитии дошкольников
Авторы: Степанова Екатерина Александровна, Маслина Светлана Владимировна, Попова Елена Александровна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 02.04.2020
Статья просмотрена: 16 раз
Библиографическое описание:
Степанова, Е. А. Информационные схемы в речевом развитии дошкольников / Е. А. Степанова, С. В. Маслина, Е. А. Попова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5080/ (дата обращения: 16.11.2024).
Коррекционно-развивающая логопедическая работа в дошкольных учреждения строится на взаимодействии логопеда и воспитателей в процессе воспитательно-образовательной деятельности детей, для активной реализации речевой и психических функций детей с нарушениями звукопроизношения. Организация образовательного процесса затрагивает все образовательные области, учитывает особенности речевого и общего развития детей с ОНР и направлена на стабилизацию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития личности.
В профессиональной деятельности, опираясь на «Образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» автора Н. В. Нищевой, мы стремимся, чтобы обучение было увлекательным, помогало дошкольникам самоутверждению и способствовало их нравственному росту. Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. [2]. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Главная идея системы коррекционной работы направлена на ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека.
Авторы нашей программы предлагают ряд принципов, апробированных и успешно применяемых в работе с детьми: принцип природосообразности; принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка; принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса; принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; принципы интеграции усилий специалистов; принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей; принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала; принцип постепенности подачи учебного материала; принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Проблема заключается в том, что данные принципы прописаны и в большей мере направлены на работу с детьми по работе с речью, разработок и рекомендаций по математике для дошкольников мало. Постоянно активизируя словарь дошкольника, педагоги подбирают методы и приемы, которые позволят создать творческий диалог. Воспитатель сначала побуждает воспитанников найти проблемную ситуацию вызвать интерес к новому материалу, определить предмет для исследования, увидеть противоречия, решить его. Педагог предлагает систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление воспитанников. На этапе поиска решения воспитатель выстраивает словесно-логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Затем мы организуем поиск решения, или «открытие» нового знания.
Для ребёнка-дошкольника основной путь развития — эмпирическое обобщение, т. е. обобщение своего собственного чувственного опыта [1]. Для детей дошкольного возраста по математике предложены тематические блоки, связанные с лексической темой недели, содержание, которых понятно восприятию и соответствует возрасту воспитанников, особое место уделяется занимательному материалу. Он, вызывая эмоциональный отклик ребенка, оказывает влияние на активизацию речи, вовлекая в речевое решение математических заданий и задач. Широко представлены и используются задачи на смекалку, загадки, задачи, головоломки, числовые курьезы, лабиринты, игры на пространственное преобразование, игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. и др.
Открытие нового материала, закрепление изученного на занятиях Образовательной области «Познавательное развитие» проводится по информационным схемам, которые интегрируют в себе основные понятия окружающего мира и математики.
Почему схемы? Эта форма работы на сегодняшний момент самая актуальная: большая часть учебного материала начальной школы построена в виде таблиц и схем, дошкольник научившись работать со схемами не испытает сложности в школе; именно схема позволяет сжать имеющийся материал до минимума или расширить его же до максимума; схема — это опора знаний, которая позволит ребятам самостоятельно решать ряд задач на занятиях; схема позволяет работать ребенку самостоятельно, при этом оставаться в коллективном сотворчестве с группой воспитанников; схема — дает возможность переносить известный материал с одного вида деятельности на другой.
Работа со схемой начинается с детьми в средней группе. Одновременно дети изучают счет до 4 по математике и знакомятся с овощами по окружающему миру. Вводим понятие овощей: редис, морковь, капуста, картошка и т. д. Предлагаем детям рассмотреть картинки с их изображением. Затем формируем элементарные математические представления на основе сенсорного развития через ассоциации по форме, размеру и цвету (постепенно усложняя полученные знания). Капуста представлена кругом зеленого цвета, картошка небольшим овалом коричневого цвета, большая и маленькая морковь —разные по размеру треугольники и т. д. Дети подбирают необходимое изображение. Следующий этап работы ребята выполняют самостоятельно. Им предлагается изобразить то количество точек, которое соответствует числу рассматриваемых предметов. Воспитанники изображают точки в свободной форме, так как у каждого человека свое восприятие точечного ряда.
Созданные схемы позволяют воспитаннику обобщить имеющие знания о мире и выбрать любой из 3 вариантов восприятия количества предмета; педагогу эта работа помогает провести целый ряд интересных заданий (Рис. 1.)
Рис.1.
– Сравните, каких предметов больше? Назовите их. Назовите ласково.
– Посчитайте, сколько предметов на картинке, точек, а сколько геометрических фигур? Посчитай один предмет, два предмета, три … и т. д.
– На какой схеме больше геометрических фигур, меньше точек и т. д.
– Используя, схемы можно вводит первые шаги в решении задач, обязательно опираясь на знания по окружающему миру. Например, На огороде бабушка собрала 2 морковки и 1 капусту.(это и изображено на ваших схемах). Сколько овощей собрала бабушка всего?
В старшей группе работа со схемами усложняется. Совместно с детьми вводятся картинки символы, которые характеризуют предметы, изображения, выбирают сами ребята, но они дальше остаются неизменны: живой — неживой; съедобный — несъедобный.
Обратите внимание, что мы уже можем рассматривать разные предметы. На начальном этапе сравниваем корову и муравья, делая вывод по символу, что они живые. К середине года при сравнении ромашки и носорога дети должны иметь информацию о том, что они живые, при этом их нельзя обобщить в единое понятие как в первом случае. Становится понятно, что педагог начинает вводить обобщающее слово, например, животные, мебель, игрушки и т. д. Если на занятии по окружающему миру мы знакомимся с животными севера, то схемы с моржами и полярными совами позволяют ввести 2 обобщающих понятия: животные и животные Севера.
Еще один новый элемент схемы — это число, которое соответствует количеству данных предметов. На этом этапе ребята могут не только заполнять схему подготовленными элементами, но и рисовать их самостоятельно. Дети анализируют схему, сравнивают несколько схем, обобщают имеющиеся знания, дополняют схему рассказом о представленных предметах.
Самая интересная и плодотворная работа проходит в подготовительной группе, где составляются огромные схемы, на основании которых можно строить целые занятия. Мы изучаем тему «Ярмарка» — это итоговое занятие по закреплению русских народных промыслов, одновременно на занятиях по математике ребята знакомятся с «Числом и цифрой 9» (Рис.2.)
Рис. 2.
Занятия начинается с зазывания гостей на ярмарку.
Рассмотрим представленные схемы, перед нами подносы (4 — хохлома), телевизоры (4 штуки), доски разделочные (3- городец), барышни — красавицы (5 дымка), 9 берестяных туесков. Информация для детей о берестяном промысле.
Заполним схемы, Есть ли здесь живые или съедобные предметы? Нет. Поставьте знак неживой. Самостоятельно нарисуйте число и точки соответствия. Есть ли у вас схемы с одинаковым количеством предметов, какие это схемы. Девочки, посчитайте, сколько получилось точек у схемы подносов, мальчики, сколько точек у схемы с телевизорами.
Посмотрите внимательно на схему, все ли предметы могут продаваться на нашей ярмарке? Что здесь лишнее? (убрать схему с телевизором в сторону) Подберите цвет и геометрическую форму рассматриваемых предметов, изобразите сколько вы нарисовали таких геометрических фигур, почему. Какие геометрические фигуры вы выбрали.? (Любой ответ считается правильным.) Какой выбрали цвет для раскрашивания? Почему?
Давайте, назовем мастера каких народных промыслов продают эти предметы? Поднос — хохлома, Доски расписные — городецкие мастера, барышни — дымковские умельцы, туески — берестяной промысел.
Но на ярмарку приехал еще один продавец, его товар для вас сюрприз. Возьмите схему и отгадайте загадку. Что еще привезли на ярмарку? (гжелевые игрушки.) Подбор основной картинки. Сколько здесь предметов, почему вы выбрали гжель?
Положите перед собой схемы барышень и гжельских свинок. Как этот товар назвать, одним словом.(игрушки) Посчитайте, сколько на ярмарке продается всего игрушек? Попробуйте составить задачу по этим схемам. Из чего сделаны эти игрушки? Какой продаваемый товар сделан из дерева? Какую посуду продают на ярмарке? Если вы продаете подносы, откуда вы приехали на ярмарку? Как одним словом назвать то, что продается на ярмарке? А теперь ответьте, что еще может продаваться здесь?
Эта часть занятия становится динамичной, интересной, исследовательской, построенной на имеющихся знаниях детей, дети успели ввести новый материал, анализировали, сравнивали, выделяли главное. Эта технология помогает в работе с дошколятами, она не занимает много времени, интересна для детей и педагогов.
Литература:
- Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. — М., Просвещение, 1985.
- Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / авт.-сост. Н. В. Нищева. — Спб.: Детство-пресс, 2014