Психолого-педагогические условия развития речи у детей старшей группы детского сада
Авторы: Тищенко Лариса Григорьевна, Мыцыкова Мария Анатольевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 03.04.2020
Статья просмотрена: 1152 раза
Библиографическое описание:
Тищенко, Л. Г. Психолого-педагогические условия развития речи у детей старшей группы детского сада / Л. Г. Тищенко, М. А. Мыцыкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5096/ (дата обращения: 19.12.2024).
Язык является общепринятым идеальным орудием социального общения людей, которым должны овладеть дети дошкольного возраста с учетом их психологического типа личности и возрастных индивидуальных особенностей развития организма. Современное понижение уровня речевой и когнитивной культуры во всем мире актуализирует проблему развития речевой активности ребёнка на этапе детсадовского обучения.
Развитие речи представляет собой совокупность процессов, ступеней и технологий, связанных с овладением человеком родным языком средствами устной или письменной речи. Данный комплекс, воздействуя на психику ребёнка, способствует вырабатыванию у него коммуникационных навыков, вербального мышления.
Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребёнка [1].
Целью нашей работы является развитие речи ребёнка старшей группы детского сада с учетом его психологического типа в рамках познавательно-творческого проекта «Недаром помнит вся Россия…».
Методам, приемам и средствам обучения, от которых зависит немалый успех речевого развития у детей, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методикахроссийских ученых, работников детских дошкольных учреждений. Это работы, например, Алексеевой М. М., Яшина В. И. [2], Радиной Е. И. [3], Запорожца А. В., Марковой Т. А. [4], Тихеевой Е. И. [5].
Важнейшими средствами развития речи детей старшей группы являются: 1) культурная языковая среда; 2) обучение родному языку и речи; 3) коммуникация с детьми и взрослыми; 4) виды искусства [2, c.65] (декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, художественная литература, театр и прочее); 5) видео фрагменты, презентации статического и динамического характера, аудиозаписи.
Рассмотрим некоторые перечисленные средства.
При коммуникации со взрослыми у ребёнка срабатывает социально-психологический механизм подражания старшим. В связи с этим следует обратить внимание на речь сотрудников детского сада, которая не должна быть лексически бедной, монотонной, многословной, лаконичной, жаргонной, излишне нежной, неприятно-резкой, быстрой с трудно произносимым подбором звуков. Следует помнить, что ребёнок — это маленький Человек.
Речевое общение ребёнка старшей группы реализуется в контексте его ведущей деятельности (игровой, трудовой, бытовой, учебной).
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра, характер которой определяет речевые функции, содержание и средства общения [2, c. 68]. В результате игровой деятельности, являющейся главной для ребёнка, наблюдается дифференцирование функций устной и письменной речи ребёнка.
Детская литература занимает важное место в работе с детьми, так как одновременно она представляет собой развивающее средство речи ребёнка и уникальное средство его воспитания. Художественная литература, предназначенная для детей старшей группы, предлагает ребёнку образное представление действительности с помощью выразительных возможностей слова (аллегория, эпитет, олицетворение, синонимы, антонимы и прочее) и словесных языковых конструкций (наблюдается не точное изложение реальных фактов, автор показывает свой взгляд на происходящее и вымысел и так далее). Многоликость жанров этого вида искусства (сказка, проза, фантастика, стихотворение, скороговорка и прочее), помогая пониманию эстетики родного языка, развивает образность речи, логическое мышление ребёнка, формирует у детей навыки восприятия окружающего мира.
Для активации слухового, визуального каналов запоминания информации целесообразно применять современные технические средства обучения, позволяющие развивать у ребёнка слуховую и зрительную наблюдательность через просмотр презентаций, видео фрагментов, прослушивание аудиозаписей.
Репродуктивные методы, базирующиеся на воспроизведении речевого материала, готовых образцах речи, как правило, применяются при обогащении словарного запаса ребёнка, развитии и совершенствовании его звуковой речевой культуры. Условно к ним относятся методы обучения, вектор которых направлен на освоение букв, звуков, слогов, слов, фразеологических оборотов, грамматических конструкций (подражание звукопроизношения, пересказ близко к тексту, рассматривание картин и слайдов презентаций, чтение детской литературы, заучивание наизусть стихотворения и другие).
Продуктивные методы используют креативный характер речевой деятельности, так как основываются на построении ребёнком собственных связных высказываний, избираемых и комбинируемых согласно конкретным условиям общения. Они применяются при обучении детей связной речи (рассказ, пересказ с преобразованием текста, дидактическая игра и творческое задание на развитие связной речи и прочее).
С целью достижения высокого уровня развития речи, ее выразительности используются разнообразные приемы. Прием — это способ осуществления чего-либо. В детском саду применяются следующие приемы: 1) готовый речевой образец, представляющий доступную, отчетливую, неторопливую, громкую речь; 2) повторение, отображающее персональную и коллективную работу; 3) указания алгоритма действий; 4) вербальное упражнение, позволяющее проводить с детьми многократное конкретное речевое действие для его усвоения [6, с.21]; 5) орфографическое проговаривание, связанное с тем, что наше чтение слов иногда сильно расходится с их написанием. Первоначально произносится слово или фраза так, как мы пишем, а потом — как его или её читаем. Звуковая графическая форма слова, желательно воспроизведённая на слайде для наглядности, сохранится в памяти ребёнка старшей группы; 6) основной или вспомогательный вопрос, являющийся словесным обращением для получения ответа ребёнка.
Расширение сферы представлений детей о родном языке прочно связано с окружающим их педагогически организованным пространством детского сада. В нем дети должны свободно превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь [5, c. 2]. Топография предметной среды не трансформируется, но обязательным условием ее функционирования является создание положительного эмоционального фона для любой деятельности ребёнка. В процессе повторяемых упражнений, извлекая из предметного материала развивающую суть, меняется только лишь сам ребёнок.
Специфика развития социальной сущности ребёнка в условиях современной системы детского сада во многом детерминирована психологическими особенностями субъектов этого процесса — воспитателей и детей. Среди таких особенностей выделяются психологические типы, реализация которых затрагивает типологический аспект развития речи.
Данная зависимость определяет обучение и учение, обусловливает оригинальность технологий по развитию речи в условиях детского сада. Психологический тип воспитателя устанавливает технологию и методику ведения работы по развитию речи. Психологический тип ребенка, представленный в таблице, проявляется в реакции на организацию обучения развитию речи, определяет эффективность усвоение речевого материала.
Психологический тип |
Характерные черты |
Рекомендации воспитателю по работе с детьми старшей группы |
Меланхолический |
Малодеятельный, спокойный, малодвигающийся, злопамятный, обладающий обостренной чувствительностью и ранимостью. |
Нельзя разговаривать с ребёнком на повышенных тонах, не рекомендуется упрекать его, чрезмерно требовать, так как ребенок может потерять работоспособность. |
Сангвинический |
Энергичный, подвижный, сообразительный, азартный, легкомысленный, отзывчивый, добрый. |
Развивать в ребёнке чувства ответственности и целеустремленности, умение преодолевать трудности. |
Холерический |
Энергичный, упорный, подвижный, быстрый. Не выносит бездействия, старается достичь лидерства. |
Сдерживать, давать несложные задания, обсуждать с ребёнком его действия и поступки. |
Флегматический |
Малоэмоциональный, одновременно тихий и способный к энергичным действиям, спокойный, терпеливый, выдержанный, но может быть ленивым, несмекалистым. |
Следует предъявлять повышенную требовательность к ребёнку. |
В познавательно-творческом проекте «Недаром помнит вся Россия…», над которым мы работали в течение года с учетом психологического типа ребёнка, использовались художественные произведения, связанные с разными периодами истории нашей страны: а) былины об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче; б) сказки, легенды, мифы («Солдатские сказки. История России в летописях, сказаниях и былинах», «100 великих легенд и мифов», К. Паустовский «Стальное колечко»); в) стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», Е. Благининой «Шинель», С. Михалкова «Быль для детей», А. Твардовского «Гармонь» и поэма «Василий Тёркин»; в) рассказы А. Митяева «Землянка», Я. Тайца «Приказ», Б. Никольского «Препятствие», Я. Длуголенского «Что могут солдаты», Л. Кассиля «Твои защитники», С. Баруздина «Великие люди России», С. Алексеева «Идет война народная» и «Генералам генерал»; г) работы по истории В. Соловьёва «История России для детей и взрослых». Это позволило улучшить диалогическую и монологическую речь ребёнка, ее интонационную выразительность, пополнить словарный запас детей, совершенствовать умение ребёнка формулировать и задавать вопросы.
В рамках этого проекта разработанные нами презентации «Защитники Отечества», «Дети в годы Великой Отечественной войны», «Оружие и форма солдат Отечественной войны», также как и прослушивание песен «Землянка», «Синий платочек», «Эх, дороги...», «Смуглянка», «Нет в России семьи такой…», «День Победы», песни из кинофильмов: «O бедном гусаре замолвите слово», «Гусарская баллада» помимо получения знаний о данном периоде истории страны были ориентированы на улучшение внешнего восприятия окружающего, развитие культуры эмоциональных личных переживаний ребёнка, превращение увиденного и услышанного в связанную речь на основе совместной непринуждённой деятельности детей и взрослых, выработку четкого произнесения слов и предложений, умения интонационно заканчивать свою речь.
В результате нашей деятельности в рамках познавательно-творческого проекта «Недаром помнит вся Россия…» значительно улучшилась речь ребят нашей группы. Таким образом, работая над развитием речи детей старшей группы детского сада, ориентированным на потенциал каждого ребёнка, следует соблюдать все законы дидактики для достижения хорошего результата.
Литература:
- Шмидтгаль Г. В. Развитие речи детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс]. URL: http:// ru. Urok. 1sept. ru./ статья/568565
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 400 с.
- Радина Е. И. Приемы обучения//Вопросы обучения в детском саду/Под ред. А. П. Усовой. М., 1955.
- Основы дошкольной педагогики /Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1980.
- Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1981. 111 с.
- Тарасенко Т. Н. Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста //Вопросы дошкольной педагогики. 2020. № 1 (28). С. 19–21.