Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Суетина, Л. Р. Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности / Л. Р. Суетина, Л. Н. Малахова, И. И. Фрезе. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5097/ (дата обращения: 17.10.2024).



}}}

Патриотическое воспитание — сегодня эта проблема актуальна как никогда. Процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте, ведь дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей, в этот период происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Поэтому, именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина.

Всем известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, народу.

Любовь к Родине — одно из самых благородных чувств человека. В. А. Сухомлинский писал: «Родина открывается перед нами и в цветущих садах, и в зеленых лугах, и в склонившейся над прудом вербе, и в стае перелетных птиц в голубом небе, но самое главное, самое яркое и сильное, что на всю жизнь запечатлевается в сердце патриота и что воплощает в себе Родину,— это люди». Чтобы пробудить у дошкольника патриотические чувства мы, взрослые, должны познакомить детей не только с настоящим, но и с прошлым нашей Родины. Не зря ведь говорят «У народа,

Дети мало знают об историческом прошлом страны, о Великой Отечественной войне, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников. [7.15]

Для решения данных задач в дошкольных учреждениях всё чаще используется метод проектов. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Метод проектов актуален и очень эффективен, ведь участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять активность и любознательность, интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности. Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считается наиболее приемлемым, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта. [2.36]

Очень важно помнить историю своей Родины — особенно ее печальные и знаковые страницы. Это воспитывает в ребёнке дух патриотизма. Во времена нашего детства День Победы отмечали ежегодно — мемориалы славы, возложение цветов к Вечному огню, рассказы и чествование ветеранов, салют, фильмы и программы о войне. Это был настоящий праздник — без ложного патриотизма. И нам взрослым необходимо детям рассказывать о Дне Победы в Великой Отечественной Войне, о героях войны, как ветеранах, так и о детях войны, о событиях и поражениях, о том в какие руины превратилась наша Родина, и как быстро и дружно восстанавливали Родину свою выжившие в Великой Отечественной Войне.

К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Детям нужно рассказать о Великой отечественной войне, о защитниках родины -ветеранах, о том как протекала жизнь в военное время, военном оружии, о форме одежды военных, о победе. Отсюда, в преддверии празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.

В ходе своей работы мы постарались донести до детей, что история большой страны складывается из миллионов маленьких историй отдельных семей. Для этого мы предложили детям и родителям принять участие в проекте «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…», с неподдельным интересом включились в работу и дети и взрослые. Каждый день ребята приносили фотографии, с гордостью рассказывали о своих прабабушках и прадедушках, которые сражались на фронте и строили железную дорогу, выращивали хлеб и круглосуточно работали на заводах. Все рассказы и фотографии мы собрали в «Книгу памяти». Чтобы пробудить в детях интерес к теме войны, им нужно показать существующие вокруг нас свидетельство прошлого, лучшими рассказчиками являются, конечно, ветераны. Для этого мы организовали встречу с ветераном войны и труженицей тыла.

Наш город хранит память о трудном военном времени в памятниках, обелисках, в вечном огне. В День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков и в День Победы мы с детьми и их родителями приходим к мемориалу в Атаманском лесу, что бы почтить минутой молчания и возложить цветы тем, кто защищал наш город и нашу страну, кто не пришёл с той жестокой войны, поблагодарить тех, кому посчастливилось, дожить до великого Дня Победы. А также в детском саду, дети вместе с родителями принимают участие в праздничном концерте, посвященном освобождению города и Дню Победы, участвуют в выставке поделок.

Лучшая форма воспитания патриотизма для каждого человека — это изучение истории родного края. Одним из этапов проекта мы — воспитатели детского сада рассказываем детям, какой ценой завоевана мирная, счастливая жизнь. Говорим о дне освобождения Старого Оскола, который мы празднуем 5 февраля, о том, что тысячи наших земляков стали добровольцами, ушли на фронт. О том, как дети и женщины день и ночь трудились в тылу, приближая День Победы. За город продолжалась героическая борьба солдат 40-й и 24- ой армии, которые отступали с боями на Восток. И 7 месяцев наш город находился в зоне оккупации. Говорим о бессмертном подвиге 17 бойцов 107-ой мотострелковой дивизии 40-й и 21-ой армии у железнодорожного разъезда Набокино. 17 Советских бойцов сдержали натиск вражеской колонны, состоящей из 500 гитлеровцев. 13 солдат погибли смертью храбрых, 4 получили тяжелые ранения, но не пропустили врага. Наши воины оказали сопротивление и вступили в неравный бой с фашистами у Майсюковской будки. Подвиг этих солдат всегда будет в нашей памяти. Наш педагогический долг, передать подрастающему поколению, уважение к мужеству и стойкости солдат в Великой Отечественной войны.

Тем, кто родился после войны очень сложно понять то, что пережило военное поколение. Но у нас еще есть возможность услышать рассказы тех, кто выжил, попытаться почувствовать и постараться сохранить в памяти то, что пришлось пережить им в той страшной войне.

Литература:

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации [текст]: / Н. В. Алешина. — М.: ЦГЛ, 2005. — 205 с.
  2. Васильева Н. А. Проектная деятельность: участвуем вместе [текст]: // Дошкольное воспитание N 10, 2011.
  3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. [текст]: /Е. С. Евдокимова.- Творческий центр «Сфера» 2006 год М.
  4. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества, методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ [текст]: / Л. А. Кондрыкинская. А-М: ТЦ Сфера,2006–192 с.
  5. КазаковаА.П., ШорыгинаТ.А. «Детям о Великой Победе» [текст]: / А. П Казакова, Т. А Шорыгина -Москва 2010 г.
  6. Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова — М.: Просвещение, 1984. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Великая Отечественная война, Родина, вечный огонь, герой войны, День Победы, детский сад, метод проектов, нравственно-патриотическое воспитание, счастливая жизнь.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность

Патриотическое воспитание через проектную деятельность в дошкольном учреждении

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы)

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности посредством поддержки детской инициативы

Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Патриотическое воспитание в условиях дошкольного и семейного образования

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность

Патриотическое воспитание через проектную деятельность в дошкольном учреждении

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы)

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности посредством поддержки детской инициативы

Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Патриотическое воспитание в условиях дошкольного и семейного образования

Задать вопрос