Конспект ООД с использованием приемов мнемотехники и драматизации «Весна. Перелетные птицы» (для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Автор: Шавлач Светлана Федоровна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.
Дата публикации: 20.04.2020
Статья просмотрена: 375 раз
Библиографическое описание:
Шавлач, С. Ф. Конспект ООД с использованием приемов мнемотехники и драматизации «Весна. Перелетные птицы» (для детей с тяжелыми нарушениями речи) / С. Ф. Шавлач. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5011/ (дата обращения: 19.12.2024).
Программное содержание:
- Активизировать словарь по теме, закреплять названия перелетных птиц, их птенцов, весенние приметы, употреблять обобщающие слова (перелетные, зимующие).
- Формировать грамматический строй речи: употреблять существительные в родительном падеже, употреблять в речи предлоги НА, С, опираясь на пиктограммы.
- Составлять описательный рассказ о весне, используя приемы мнемотехники.
- Развивать элементы логического мышления.
- Упражнять в развитии диалогической речи, интонационной выразительности, коммуникативных навыков.
- Воспитывать бережное отношение к природе, желание и готовность ухаживать за птицами: подкармливать зимой, делать скворечники.
Словарная работа: капель, ледоход, проталины, первоцветы, перелетные, зимующие, набухают, клейкие, молоденькие, цветущая, яркая, долгожданная, звонкая, поющая.
Оборудование: картинки с изображением птиц: грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка, схема для описания частей тела у птиц, картинка с изображением скворечника, пиктограммы предлогов НА, С, мнемотаблицы с изображением правил поведения в природе, атрибуты к игре — драматизации: шапочки сороки, медведя, лисы, зайца, венок для Весны, телефоны, магниты-солнышки по количеству детей.
Ход ООД:
Логопед: Тает снежок, ожил лужок,
день прибывает, когда это бывает?
Логопед: Правильно, весной.
— Сейчас у нас какое время года?
— Как называются весенние месяцы?
— Сейчас какой по счету весенний месяц?
—Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки из конверта.
(Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне: достают картинки из конверта, объясняют изображение и выставляют на доску.)
Дети: Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы — первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.
Логопед: Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу цветок и придумывать красивые слова о весне. Весна, какая?
Дети: Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т. д.
Логопед: А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (Перелетные).
(Выставляются картинки с изображением птиц, закрепляя названия: грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка)
— Что общее есть у всех птиц?
(Выставляются картинки-символы, дети по очереди рассказывают)
Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапы, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца.
Логопед: А теперь закройте глаза, птички поиграют с вами в прятки.
Дидактическая игра «Кого не стало?»
Логопед: Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?
Дидактическая игра «Четвертый лишний? (по картинкам)
—Ласточка, воробей, грач, скворец.
—Ворона, аист, голубь, воробей.
—Грач, синица, ласточка, кукушка.
—Сорока, воробей, дятел, ласточка.
—Голубь, кукушка, цапля, журавль
Физминутка:
«Я-дрозд, ты-дрозд» — игра на коммуникативное общение с элементами самомассажа. (дети встают парами)
Я – дрозд (показывают каждый на себя)
И ты – дрозд (показывают друг на друга)
У меня есть нос (дотрагиваются указательным пальцем до своего носа)
И у тебя есть нос (дотрагиваются указательным пальцем до носа соседа)
У меня щёчки гладки (показывают свои щёчки)
И у тебя щёчки гладки (показывают щёчки соседа)
Мы два друга (берутся за руки)
Мы любим друг друга (обнимаются)
Логопед: Почему этих птиц называют перелётными?
Дети: Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
Логопед: Почему птицы улетают осенью?
Дети: Потому что становится холодно и нечем питаться.
Логопед: Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?
Дети: Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.
Логопед: Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?
Дети: Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.
Дидактическая игра «Назови птенцов»
У утки — утята
У гуся — гусята
У аиста — аистята
У грача — грачата
У скворца– скворчата
У журавля — журавлята
У кукушки — кукушата
На доску выставляется картинка с изображением скворечника.
Логопед: Как называется этот домик? Кто его построил? Для какой птички построили скворечник? Повторите предложение: «Скворец живёт в скворечнике».
Логопед: У меня еще есть волшебные картинки — помощники, сейчас каждый возьмет себе одну, и выполнит действие, которое зашифровано на картинке, а потом нам расскажет, что он сделал.
(Дети выбирают по одной картинке — схеме предлогов НА, С и выполняют действия)
Логопед: Куда села птица? (Птица села на дерево (на забор, на куст)
— Откуда слетела птица? (Птица слетела с дерева, с забора, с куста)
Логопед: Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами и расскажем о том, чего нельзя делать и почему.
(Дети составляют предложения по мнемотаблицам)
Дети: Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить. Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов. Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
Логопед: Мы с вами поговорили о птицах, но ведь в лесу не только они, но и звери встречают весну. Как же звери готовятся к весне, давайте посмотрим.
Игра-драматизация «В лес пришла весна»
Сорока:
— О весне я стрекотала,
Целый день в лесу летала.
Вот бы тут был телефон…
Ой, смотрите, вот же он! (берет телефонную трубку)
— Первым мишку разбужу.
О весне ему скажу. (Набирает номер)
— Разоспался наш Мишутка,
Разбудить его не шутка.
Медведь:
— Алло!
Сорока:
— Алло! Алло! Звонит Сорока!
Медведь:
— Что случилось, белобока?
Сорока:
— Мишенька, весна пришла.
По лесу идет она!
Медведь:
— Вот так новость принесла!
Говоришь, весна пришла?
Лапу я сосал полгода,
А теперь поесть бы меда!
Сорока:
— Надо мне поторопиться,
Позвонить куме-лисице! (Набирает номер)
Лиса:
— Алло!
Сорока:
— Алло! Алло! Звонит Сорока!
Лиса:
— Что случилось, белобока?
Сорока:
—Лисонька, весна пришла.
По лесу идет она!
Лиса:
— Ах, Сорока, как я рада!
Лучшей новости не надо!
Хватит мерзнуть в темной норке,
Сяду греться на пригорке.
Сорока:
— Ну-ка зайца разыщу,
Ему новость сообщу. (Набирает номер)
Заяц:
— Алло!
Сорока:
— Алло! Алло! Звонит Сорока!
Заяц:
— Что случилось, белобока?
Сорока:
— Заинька, весна пришла.
По лесу идет она!
Заяц:
— Побегу я по кустам,
Расскажу и тут и там.
Что весна в наш лес пришла
И тепло всем принесла!
(Появляется Весна)
Весна:
— Ярче солнышко сияй,
Нашу землю согревай.
Чтоб скорей раскрылись почки,
Чтобы выросли цветочки,
Чтобы птицы прилетели,
Свои песенки запели.
Зеленеет пусть трава,
Пусть ручейки везде звенят,
И бабочки к цветам летят!
(Весна дарит детям подарки — маленькие солнышки — магнитики.)
Подведение итогов (рефлексия):
— О ком говорили на занятии? Что вам понравилось больше всего? Что вы запомнили?