Конспект ООД с использованием приемов мнемотехники и драматизации «Весна. Перелетные птицы» (для детей с тяжелыми нарушениями речи) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.

Дата публикации: 20.04.2020

Статья просмотрена: 374 раза

Библиографическое описание:

Шавлач, С. Ф. Конспект ООД с использованием приемов мнемотехники и драматизации «Весна. Перелетные птицы» (для детей с тяжелыми нарушениями речи) / С. Ф. Шавлач. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5011/ (дата обращения: 15.11.2024).



Программное содержание:

  1. Активизировать словарь по теме, закреплять названия перелетных птиц, их птенцов, весенние приметы, употреблять обобщающие слова (перелетные, зимующие).
  2. Формировать грамматический строй речи: употреблять существительные в родительном падеже, употреблять в речи предлоги НА, С, опираясь на пиктограммы.
  3. Составлять описательный рассказ о весне, используя приемы мнемотехники.
  4. Развивать элементы логического мышления.
  5. Упражнять в развитии диалогической речи, интонационной выразительности, коммуникативных навыков.
  6. Воспитывать бережное отношение к природе, желание и готовность ухаживать за птицами: подкармливать зимой, делать скворечники.

Словарная работа: капель, ледоход, проталины, первоцветы, перелетные, зимующие, набухают, клейкие, молоденькие, цветущая, яркая, долгожданная, звонкая, поющая.

Оборудование: картинки с изображением птиц: грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка, схема для описания частей тела у птиц, картинка с изображением скворечника, пиктограммы предлогов НА, С, мнемотаблицы с изображением правил поведения в природе, атрибуты к игре — драматизации: шапочки сороки, медведя, лисы, зайца, венок для Весны, телефоны, магниты-солнышки по количеству детей.

Ход ООД:

Логопед: Тает снежок, ожил лужок,

день прибывает, когда это бывает?

Логопед: Правильно, весной.

— Сейчас у нас какое время года?

— Как называются весенние месяцы?

— Сейчас какой по счету весенний месяц?

—Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки из конверта.

(Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне: достают картинки из конверта, объясняют изображение и выставляют на доску.)

Дети: Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы — первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.

Логопед: Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу цветок и придумывать красивые слова о весне. Весна, какая?

Дети: Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т. д.

Логопед: А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (Перелетные).

(Выставляются картинки с изображением птиц, закрепляя названия: грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка)

— Что общее есть у всех птиц?

(Выставляются картинки-символы, дети по очереди рассказывают)

Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапы, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца.

Логопед: А теперь закройте глаза, птички поиграют с вами в прятки.

Дидактическая игра «Кого не стало?»

Логопед: Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?

Дидактическая игра «Четвертый лишний? (по картинкам)

—Ласточка, воробей, грач, скворец.

—Ворона, аист, голубь, воробей.

—Грач, синица, ласточка, кукушка.

—Сорока, воробей, дятел, ласточка.

—Голубь, кукушка, цапля, журавль

Физминутка:

«Я-дрозд, ты-дрозд» — игра на коммуникативное общение с элементами самомассажа. (дети встают парами)

Я – дрозд (показывают каждый на себя)

И ты – дрозд (показывают друг на друга)

У меня есть нос (дотрагиваются указательным пальцем до своего носа)

И у тебя есть нос (дотрагиваются указательным пальцем до носа соседа)

У меня щёчки гладки (показывают свои щёчки)

И у тебя щёчки гладки (показывают щёчки соседа)

Мы два друга (берутся за руки)

Мы любим друг друга (обнимаются)

Логопед: Почему этих птиц называют перелётными?

Дети: Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

Логопед: Почему птицы улетают осенью?

Дети: Потому что становится холодно и нечем питаться.

Логопед: Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?

Дети: Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.

Логопед: Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?

Дети: Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.

Дидактическая игра «Назови птенцов»

У утки — утята

У гуся — гусята

У аиста — аистята

У грача — грачата

У скворца– скворчата

У журавля — журавлята

У кукушки — кукушата

На доску выставляется картинка с изображением скворечника.

Логопед: Как называется этот домик? Кто его построил? Для какой птички построили скворечник? Повторите предложение: «Скворец живёт в скворечнике».

Логопед: У меня еще есть волшебные картинки — помощники, сейчас каждый возьмет себе одну, и выполнит действие, которое зашифровано на картинке, а потом нам расскажет, что он сделал.

(Дети выбирают по одной картинке — схеме предлогов НА, С и выполняют действия)

Логопед: Куда села птица? (Птица села на дерево (на забор, на куст)

— Откуда слетела птица? (Птица слетела с дерева, с забора, с куста)

Логопед: Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами и расскажем о том, чего нельзя делать и почему.

(Дети составляют предложения по мнемотаблицам)

Дети: Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить. Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов. Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

Логопед: Мы с вами поговорили о птицах, но ведь в лесу не только они, но и звери встречают весну. Как же звери готовятся к весне, давайте посмотрим.

Игра-драматизация «В лес пришла весна»

Сорока:

О весне я стрекотала,

Целый день в лесу летала.

Вот бы тут был телефон…

Ой, смотрите, вот же он! (берет телефонную трубку)

— Первым мишку разбужу.

О весне ему скажу. (Набирает номер)

— Разоспался наш Мишутка,

Разбудить его не шутка.

Медведь:

— Алло!

Сорока:

— Алло! Алло! Звонит Сорока!

Медведь:

— Что случилось, белобока?

Сорока:

— Мишенька, весна пришла.

По лесу идет она!

Медведь:

— Вот так новость принесла!

Говоришь, весна пришла?

Лапу я сосал полгода,

А теперь поесть бы меда!

Сорока:

— Надо мне поторопиться,

Позвонить куме-лисице! (Набирает номер)

Лиса:

— Алло!

Сорока:

— Алло! Алло! Звонит Сорока!

Лиса:

— Что случилось, белобока?

Сорока:

—Лисонька, весна пришла.

По лесу идет она!

Лиса:

— Ах, Сорока, как я рада!

Лучшей новости не надо!

Хватит мерзнуть в темной норке,

Сяду греться на пригорке.

Сорока:

— Ну-ка зайца разыщу,

Ему новость сообщу. (Набирает номер)

Заяц:

— Алло!

Сорока:

— Алло! Алло! Звонит Сорока!

Заяц:

— Что случилось, белобока?

Сорока:

— Заинька, весна пришла.

По лесу идет она!

Заяц:

— Побегу я по кустам,

Расскажу и тут и там.

Что весна в наш лес пришла

И тепло всем принесла!

(Появляется Весна)

Весна:

— Ярче солнышко сияй,

Нашу землю согревай.

Чтоб скорей раскрылись почки,

Чтобы выросли цветочки,

Чтобы птицы прилетели,

Свои песенки запели.

Зеленеет пусть трава,

Пусть ручейки везде звенят,

И бабочки к цветам летят!

(Весна дарит детям подарки — маленькие солнышки — магнитики.)

Подведение итогов (рефлексия):

О ком говорили на занятии? Что вам понравилось больше всего? Что вы запомнили?

Основные термины (генерируются автоматически): весна, птица, логопед, ребенок, сорока, дидактическая игра, картинка, друг, лес, указательный палец.

Похожие статьи

Конспект комбинированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему «Письмо из Африки»

Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на тему «Путешествие в гости к гномику Роме» (автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях)

Подгрупповое занятие с использованием технологии коррекции слоговой структуры слова для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития на тему «Цветы»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности у детей с тяжелыми нарушениями речи на примере лексической темы «Комнатные растения»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей»

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений с детьми старшей группы «Необычное путешествие»

Проект «Развитие связной речи дошкольников старшего возраста с ОНР с использованием мнемотехники (на примере лексической темы «Мебель»)»

Конспект музыкального занятия «В стране кошек» на тему «Вокальное слово и дикция» для разновозрастной группы детского сада

Конспект образовательной ситуации «Осенний лес полон сказок и чудес» (для детей старшей логопедической группы)

Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [Р] «Путешествие с роботом Рокки»

Похожие статьи

Конспект комбинированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему «Письмо из Африки»

Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на тему «Путешествие в гости к гномику Роме» (автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях)

Подгрупповое занятие с использованием технологии коррекции слоговой структуры слова для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития на тему «Цветы»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности у детей с тяжелыми нарушениями речи на примере лексической темы «Комнатные растения»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей»

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений с детьми старшей группы «Необычное путешествие»

Проект «Развитие связной речи дошкольников старшего возраста с ОНР с использованием мнемотехники (на примере лексической темы «Мебель»)»

Конспект музыкального занятия «В стране кошек» на тему «Вокальное слово и дикция» для разновозрастной группы детского сада

Конспект образовательной ситуации «Осенний лес полон сказок и чудес» (для детей старшей логопедической группы)

Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [Р] «Путешествие с роботом Рокки»

Задать вопрос