Методическая разработка по познавательному развитию воспитанников подготовительной к школе группы на тему «Книга времени. Как Уфа строилась»
Авторы: Ахметьянова Зимфира Гумаровна, Гизатуллина Гульнара Гизаровна, Ноздрина Юлия Геннадьевна, Ульмаскулова Альбина Агзамовна, Каткова Кристина Петровна, Патракова Лидия Данисовна, Алексиянова Екатерина Леонидовна, Сатаева Ильза Амирьяновна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.
Дата публикации: 06.04.2020
Статья просмотрена: 337 раз
Библиографическое описание:
Методическая разработка по познавательному развитию воспитанников подготовительной к школе группы на тему «Книга времени. Как Уфа строилась» / З. Г. Ахметьянова, Г. Г. Гизатуллина, Ю. Г. Ноздрина [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 14-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5099/ (дата обращения: 16.11.2024).
}}}
Актуальность:
Нравственно-патриотическое воспитание современных дошкольников — одна из приоритетных задач ДОУ, решать которую нужно поэтапно. В век прагматизма и культа материальных ценностей сформировать из ребенка духовно-нравственную личность, гражданина и патриота своей страны могут только взрослые — педагоги и родители. В числе используемых методов и форм особое место занимает региональный компонент.
Самые первые представления о малой Родине и Отечестве дети получают уже в дошкольном возрасте. Перед педагогами стоит нелегкая задача — в занимательной форме познакомить детей с историей родного края, что способствует дальнейшему формированию этнокультурной осведомленности дошкольников. При этом вызвать искренний интерес к данной теме и активизировать самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность детей.
Нами был разработан и оформлен оригинальный творческий макет — наглядное пособие «Книга времени. Уфа XIX-XI вв.» Макет выполнен в виде объемной книги-шкатулки, на развороте которой расположены две экспозиции — Уфа древняя и Уфа современная (Рис. 1).
Рис. 1
В дополнение кмакету были разработаны:
- План мероприятий по совместной и самостоятельной деятельности детей;
- Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «Книга времени. Как Уфа строилась».
Цель методической разработки:
используя региональный компонент, создать условия для нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Образовательные задачи:
– формировать искренний интерес к истории родного края;
– познакомить с историческим прошлым родного города;
– актуализировать представления детей о достопримечательностях родного города;
– активизировать самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность.
Развивающие задачи:
– совершенствовать познавательную активность и любознательность;
– развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь, мелкую моторику;
– способствовать формированию этнокультурной осведомленности.
Воспитательные задачи:
– воспитывать любовь к родному городу;
– воспитывать патриотизм и уважение к культурно-историческому наследию родного края.
Интеграция образовательных областей:
– Познавательное развитие: формировать познавательный интерес и любовь к малой Родине; расширять знания об истории родного города — его прошлом и настоящем; познакомить с достопримечательностями Уфы;формировать умение узнавать и называть виды и достопримечательности Уфы на открытках, фото, иллюстрациях.
– Развитие речи: развивать связную диалогическую речь; расширять лексический словарь по теме.
– Социально-коммуникативное: формировать дружеские отношения в детском коллективе; совершенствовать умение слушать и не перебивать педагога и своих товарищей; мотивировать детей к совместной деятельности для достижения поставленной цели.
- Планирование совместной исамостоятельной деятельности детей
№ |
Наименование мероприятия |
Цель |
Сроки проведения |
1 |
Беседа на тему «Мы уфимцы!» |
воспитывать любовь к родному городу Уфе; формировать чувство гордости за свою малую родину |
1 неделя |
2 |
Беседа на тему «Как Уфа строилась» |
формировать интерес к истории города и родного края |
2 неделя |
3 |
Беседа на тему «Наш Салават» |
дополнить и закрепить знания о национальном башкирском герое |
3 неделя |
4 |
Дидактическая игра «Было — стало» |
уточнить представления детей о жизни и быте башкир в прошлом и настоящем; развивать интерес к историческому прошлому малой родины |
3 неделя |
5 |
Рассматривание картины уфимского художника Тюлькина А. Э. «Старая Уфа» |
познакомить с образами старой Уфы; формировать интерес к истории города |
4 неделя |
6 |
Беседа на тему «Я шагаю по Уфе. Достопримечательности города» |
расширить знания детей о достопримечательностях Уфы; закрепить понятие «достопримечательность» |
4 неделя |
7 |
Рассматривание фотоматериалов с видами и достопримечательностями Уфы |
закреплять знания детей о родном городе; учить замечать красоту родного города, любоваться им |
5 неделя |
8 |
Настольная игра домино «Виды Уфы» |
формировать зрительную память, внимание; умение распознавать и называть виды Уфы |
5 неделя и далее |
9 |
Видеоэкскурсия «Прогулки по Уфе. Памятник Салавату Юлаеву» |
дополнить знания детей визуальным рядом главной достопримечательности Уфы |
6 неделя |
10 |
Экскурсия к памятнику Салавату Юлаеву (рекомендовано родителям) |
воспитывать патриотизм и уважение к культурно-историческому наследию родного края |
6 неделя |
11 |
Дидактическая игра «Убери лишнее» |
развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку; умение обобщать |
Открытое занятие |
12 |
Пазл «Салават Юлаев» |
развивать наглядно-образное мышление, концентрацию внимания, усидчивость |
Открытое занятие |
13 |
Раскраска «Памятник Салавату Юлаеву» |
развивать художественные способности, фантазию, аккуратность, мелкую моторику |
Открытое занятие |
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «Книга времени. Как Уфа строилась»
Материалы: оригинальный макет-шкатулка «Книга времени» (выполнен педагогами при активной помощи родителей); письмо от астронома Всезнауса; дидактический наглядный материал «Убери лишнее» (по числу детей, приложение № 1); экран, видеопроектор, ноутбук, указка; цветные карандаши; фотопрезентация «Книга времени. Как Уфа строилась» (приложение № 2); пазл «Памятник Салавату Юлаеву» (по числу детей, приложение № 3); раскраска «Памятник Салавату Юлаеву» (по числу детей, приложение № 4).
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад принесли необычную книгу и письмо (достает макет «Книга времени» и зачитывает письмо).
«Дорогие ребята, перед вами волшебная книга об Уфе. Но чтобы ее открыть, нужно найти ключ — одно волшебное слово. Для этого вам придется потрудиться и решить несколько задач на сообразительность. Желаю успехов! Звездочет Всезнаус».
Воспитатель: Ребята, вам хочется заглянуть в эту необычную книгу? (дети отвечают согласием). Тогда не будем терять время и найдем волшебное слово!
Дидактическая игра на исключение «Убери лишнее»
(на столе у каждого ребенка заранее подготовленный наглядный материал)
Воспитатель: Перед вами три ряда картинок на разную тему. В каждом ряду одна картинка лишняя. Посмотрите внимательно и уберите лишнюю картинку в сторону. Объясните свой выбор (дети самостоятельно выполняют задание. После завершения проводится самоконтроль).
Воспитатель: Амира, скажи, какая по счету картинка лишняя в первом ряду? (Лишняя картинка третья по счету). А что на ней изображено? (На ней изображен Московский Кремль). А почему эта картинка лишняя? (Потому что на всех остальных картинках изображена Уфа: Памятник Салавату Юлаеву, Монумент Дружбы, фонтан «Семь девушек»).
Правильно, в первом ряду лишняя картинка — третья по счету, потому что на ней изображен Московский Кремль. Остальные картинки объединяет один общий признак — это известные места нашего города. Давайте еще раз назовем их: Памятник Салавату Юлаеву, Монумент Дружбы, фонтан «Семь девушек». Молодцы! Уберите лишнюю карточку в сторону.
Воспитатель: Даша, какая по счету картинка лишняя во втором ряду? (Лишняя картинка вторая по счету). А что на ней изображено? (На ней изображено печенье). А почему эта картинка лишняя? (Потому что на всех остальных картинках изображены блюда башкирской кухни: кыстыбый, чак-чак, беляши).
Правильно, во втором ряду лишняя картинка — вторая по счету, потому что на ней изображено печенье. Остальные картинки объединяет один общий признак — это блюда башкирской кухни. Давайте еще раз назовем их: кыстыбый, чак-чак, беляши. Молодцы! Уберите лишнюю карточку в сторону.
Воспитатель: Рома, какая по счету картинка лишняя в третьем ряду? (Лишняя картинка четвертая по счету). А что на ней изображено? (На ней изображен лев). А почему эта картинка лишняя? (Потому что на всех остальных картинках изображены животные, обитающие в Башкортостане: волк, заяц, медведь).
Правильно, в третьем ряду лишняя картинка — четвертая по счету, потому что на ней изображен лев. Остальные картинки объединяет один общий признак — это животные, обитающие в Башкортостане. Давайте еще раз назовем их: волк, заяц, медведь. А лев в наших краях не водится. Молодцы! Уберите лишнюю карточку в сторону.
Воспитатель дублирует ответы детей на доске и отодвигает лишние карточки в сторону. В конце задания все исключенные карточки выстраиваются друг за другом — дети делают то же самое. Затем карточки переворачиваются, и дети видят слово УФА (на обороте карточек заранее прописаны буквы У, Ф, А)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы справились с заданием и нашли ключ к волшебной книге — это слово…УФА! (дети читают и произносят слово хором).Но прежде чем открыть волшебную книгу, предлагаю отдохнуть! Объявляется физкульминутка — прогуляемся по нашему городу!
Физкультминутка
— Все движения разминки
Повторяйте без запинки!
— Мы по городу шагаем (шаг на месте).
То, что видим, называем:
Светофоры и машины (поворот головы налево)
Ярмарки и магазины (поворот головы направо).
— Мы попрыгаем на месте — раз, два!
Мы в ладоши хлопнем вместе — раз, два!
Взмах руками — три, четыре.
Руки вверх и ноги шире!
— Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили!
Воспитатель: Атеперь я приглашаю вас к столу — произнесем волшебное слово и откроем книгу! (открывает книгу и дает детям возможность рассмотреть ее).
Ребята, перед вами необычная книга об Уфе — в ней всего две страницы. Что вы видите на этих страницах? (дети называют увиденное).
Воспитатель (с помощью указки акцентирует внимание детей на экспозиции современной Уфы):
Ребята, посмотрите внимательно на эту страницу. Перед вами одно из самых красивых мест Уфы — район телецентра. Оно расположено в центре нашего города возле реки Белой. Я уверена, что каждый из вас бывал в этом месте. Здесь очень много достопримечательностей. Некоторые из них вы сразу узнали.
А как вы понимаете слово «достопримечательности»? (ответы детей). Необычные, красивые, известные всем места города называют достопримечательностями. Это могут быть памятники, фонтаны, музеи, парки, мосты и даже здания. Предлагаю совершить прогулку и познакомиться с достопримечательностями этой части Уфы поближе (с помощью указки проводит обзорную экскурсию):
На высоком берегу реки Белой стоит памятник Салавату Юлаеву — башкирскому народному герою. Это самая известная достопримечательность нашего города. За памятником — площадь имени Салавата Юлаева с фонтанами и скамейками. Здесь любят отдыхать жители и гости Уфы.
Недалеко от площади — телецентр с высокой телебашней. Ребята, кто из вас знает, что такое телецентр? (ответы детей). Телецентр — это место, где в разных студиях работают люди, благодаря которым мы смотрим по телевизору любимые передачи.
А для чего нужна телебашня? (ответы детей). На телебашне расположены антенны, которые ловят сигнал спутника из космоса. Благодаря этому сигналу в телевизоре есть изображение. Чем выше башня, тем лучше изображение.
Недалеко от телецентра расположен Конгресс холл — одно из самых красивых зданий Уфы. Стены Конгресс холла выполнены из стекла, а форма здания напоминает огромную каплю. Здесь проводят разные мероприятия — например, новогодние елки для детей.
Чуть ниже раскинулся этнопарк «Ватан» — музей под открытым небом. Семь башкирских юрт стоят полукругом. Здесь каждый желающий может познакомиться с бытом башкир — где они жили, какую одежду носили, какой посудой пользовались. А кто знает, что такое юрта? (ответы детей). Юрта — это национальное жилище башкир.
А это набережная реки Белой — укрепленный берег, по которому можно безопасно гулять. С этого места хорошо виден железнодорожный мост — по нему день и ночь несутся поезда. А под мостом проплывают прогулочные теплоходы и катера.
Ребята, давайте еще раз назовем все достопримечательности этой части Уфы. Памятник Салавату Юлаеву, площадь имени Салавата Юлаева, телецентр, телебашня, Конгресс холл, этнопарк «Ватан», набережная реки Белой, железнодорожный мост. Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите на другую страницу книги (с помощью указки акцентирует внимание детей на экспозиции древней Уфы):
Расскажите, что вы видите здесь? (дети называют увиденное: река, деревянные избы, лодка). Как вы думаете, есть что-то общее на этих страницах? (если дети затрудняются, воспитатель обращает внимание на схожий ландшафт). Да, ребята, на обеих страницах мы видим одно и то же место нашего города.
А теперь подумайте и ответьте на вопрос: почему место одно, но Уфа на этих страницах такая разная? (предположения детей).
В этом секрет волшебной книги. С ее помощью мы можем быстро перемещаться во времени и увидеть наш город в разное время! Вот перед вами Уфа современная — город, в котором мы сейчас живем. А здесь Уфа древняя — какой она была очень много лет назад (с помощью указки акцентируется внимание детей на каждой странице книги).
Воспитатель: Предлагаю прогуляться и по древней Уфе. Это место тогда называлось Черкалихина слобода.
Мы видим высокий холм и овраг, заросшие лесом; одинокие деревянные избы; вместо крепкого моста через реку — деревянная переправа, а для передвижения по реке — только лодка (каждый названный элемент экспозиции выделяется с помощью указки). Здесь осенью дули холодные ветра, а зимой выли вьюги и метели. Таким неуютным было это место Уфы в древности.
Ребята, посмотрите еще раз на обе страницы и скажите, какая Уфа вам нравится больше –современная или древняя? (ответы детей). Понадобилось много времени и усилий, чтобы наш город стал таким красивым, как сейчас. Я предлагаю посмотреть, как Уфа в этом месте строилась. Садитесь на свои места и взгляните на экран.
Слайд №1 «Черкалихина гора. 19 век»
Это Черкалихина гора — самая высокая точка Уфы. Так она выглядела в давние времена. Если внимательно приглядеться, наверху можно заметить деревянные дома — их немного. Так начинала строиться Черкалихина слобода.
Слайд №2 «Черкалихина гора. Наши дни»
Узнаете? Так Черкалихина гора выглядит сегодня. На самой высокой точке Уфы стоит памятник Салавату Юлаеву. Его видно издалека. Внизу река Белая.
Слайд №3 «Черакалихина слобода застраивается»
Вернемся в давние времена. Постепенно Черкалихина слобода застраивалась. Посмотрите, на склоне Черкалихиной горы и на берегу реки Белой появилось много деревянных домов.
Слайды №4, №5 «Деревянный мост через реку Белая»
Со временем для переправы через реку Белая построили деревянный мост на плавучих опорах — лодках с высокими бортами. Когда по реке шли суда, часть моста отводили в сторону. Посмотрите, местные жители прогуливаются по мосту. А вот идут подводы — телеги и повозки, запряженные лошадьми.
Слайд №6 «Мост через реку Белая. Наши дни»
Сравните, так выглядит мост через реку Белая сегодня. Он очень прочный — железобетонный и выдерживает большую нагрузку.
Слайд №7 «Первый железнодорожный мост через реку Белая»
А вот первый железнодорожный мост через реку Белая. По нему в разных направлениях пошли поезда. Обратите внимание, на берегу сидит местный житель — присел отдохнуть или порыбачить.
Слайд №8 «Железнодорожный мост через реку Белая. Наши дни»
Сейчас железнодорожный мост через реку Белая выглядит вот так. Можно сказать, что он почти не изменился.
Слайд №9 «Первый уфимский телецентр»
Шло время. В Уфе построили телецентр — первую достопримечательность этой части города. С тех пор Черкалихина слобода стала называться район Телецентра.
Слайд №10 «Уфимский телецентр. Наши дни»
Узнаете? Перед вами современный телецентр.
Слайд №11 «Памятник Салавату Юлаеву. Идет установка»
Самая известная достопримечательность в районе Телецентра — Памятник Салавату Юлаеву. Посмотрите, идет его установка. Вокруг памятника сносят старые дома.
Слайд №12 «Памятник Салавату Юлаеву установлен»
Памятник Салавату Юлаеву установлен. Но вокруг еще много деревянных домов.
Слайд №13 «Площадь им. Салавата Юлаева»
Территория вокруг памятника менялась постепенно. Узнаете место? Сейчас вместо старых домов — красивая площадь имени Салавата Юлаева.
Слайд №14 «Памятник Салавату Юлаеву. Наши дни»
Памятник Салавату Юлаеву сегодня. Какой замечательный вид на реку Белая открывается с этой точки!
Слайд №15 «Конгресс холл»
Со временем в районе Телецентра появились новые достопримечательности. Узнаете? Это Конгресс холл.
Слайд №16 «Конгресс холл. Вид сверху»
Если смотреть сверху, форма Конгресс Холла действительно похожа на каплю.
Слайд №17 «Этнопарк «Ватан»
Вот еще одна достопримечательность в районе Телецентра. Этнопарк «Ватан» — музей под открытым небом.
Слайд №18 «Современная Уфа. Район Телецентра свысоты птичьего полета»
Сегодня район Телецентра — одно из самых красивых мест Уфы. Посмотрите, какой прекрасный город раскинулся на берегу реки Белой!
Воспитатель: Ребята, вы увидели сами, как Уфа строилась. Как постепенно деревянная Черкалихина слобода превратилась в современный район Телецентра. Сейчас мы живем в прекрасном городе, в котором много достопримечательностей.
Скажите, а как называется самая известная достопримечательность Уфы? (ответы детей). Верно, это памятник Салавату Юлаеву.
Самостоятельная деятельность
Для закрепления материала детям предлагается самостоятельно выбрать задание: пазл или раскраска «Памятник Салавату Юлаеву». Дети, выбравшие пазл, после завершения работы проводят самоконтроль. На доске — исходная картинка.
Воспитатель: На этом наше знакомство с Уфой древней и Уфой современной подошло к концу. Давайте проверим, что вы запомнили из сегодняшнего занятия.
— Как в древности назывался район Телецентра?
— Какие достопримечательности Уфы в районе Телецентра вы можете назвать?
— Что на сегодняшнем занятии вам понравилось больше всего?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня вы узнали много нового и интересного о городе Уфе. Наше занятие окончено.
Приложение 1
Дидактический наглядный материал «Убери лишнее»
картинка 1 |
картинка 2 |
картинка 3 |
картинка 4 |
картинка 5 |
картинка 6 |
картинка 7 |
картинка 8 |
картинка 9 |
картинка 10 |
картинка 11 |
картинка 12 |
Приложение 2
Слайд № 1 |
Слайд № 2 |
Слайд № 3 |
Слайд № 4 |
Слайд № 5 |
Слайд № 6 |
Слайд № 7 |
Слайд № 8 |
Приложение 3
Пазл «Памятник Салавату Юлаеву»
Приложение 4
Раскраска «Памятник Салавату Юлаеву»
Литература:
- Башкирская энциклопедия. Уфа, НИ Башкирская энциклопедия, 2005–2011
- Марушин В. А., Шагабутдинов Ф. Х. Уфа знакомая и незнакомая. Уфа, НУР-Полиграфиздат, 1998
- Уфа. Страницы истории. Уфа, Китап, 2006
- Нигматуллина И. В. «Старая Уфа». Уфа, Белая река, 2007
- Синенко С. Г. «Неторопливые прогулки по Уфе». Уфа, Китап, 2010
- Краевед Руф Игнатьев об Уфе https://www.liveinternet.ru/users/aramill_stells/post342861513/
- Уфа от А до Я. Черкалихина слобода https://posredi.ru/enc_sce_scerkaliha.html
- Черкалихин овраг. Архирейка и ее обитатели http://arinagold.ru/cherkalikhin-ovrag-arkhiyereyka-i-yeye-obitateli
- История Черкалихиной горы в Уфе https://newsbash.ru/society/interesting/10697-istorija-cherkalihinoj-gory-v-ufe.html
- Черкалихина гора https://www.ufamama.ru/Posts/View/3739
- Уфа Гид. От названий веет стариной https://ufa-gid.com/ocherki/ot-nazvaniy-veet-starinoy.html
- Фотоматериалы: из свободного доступа в сети Интернет