Пособия своими руками, или Палка о двух концах | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зиновьева, Е. В. Пособия своими руками, или Палка о двух концах / Е. В. Зиновьева, О. Н. Кирина, Е. А. Маркушова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5117/ (дата обращения: 17.10.2024).



Заголовок «Пособия своими руками, или Палка о двух концах» на первый взгляд указывает на некоторую сомнительность выбора в пользу самодельных пособий. Очевидно, что оборудование фабричной выработки имеют преимущества перед самодельными образцами в плане добротности исполнения и долговечности использования. Но применение пособий, изготовленных своими руками, имеет обоснованную историю.

Для педагогов, если говорить о тех, кто работает в детских садах, а именно о воспитателях, логопедах, дефектологах и других специалистах, вопрос выбора пособий войдет в десятку актуальных и не всегда выбор педагогов продиктован возможностями образовательного учреждения к пополнению развивающей среды. Известно, что в достижении поставленных целей, например занятия, педагоги руководствуются известными методическими приемами, следуя алгоритму конкретной образовательной ситуации и одновременно стремятся к эффективности подачи материала, предлагая оригинальные пособия для поддержания познавательной и эмоциональной активности детей. Зная, что необычное пособие может привнести элемент сюрпризности в работе с детской аудиторией, тем самым удержит внимание детей не только к предмету-пособию, но и к содержанию образовательной проблемы, педагоги готовы неустанно творить. Поэтому пособия, сделанные своими руками, на фоне множества предложений современных методических комплектов и оборудования не рассматриваются как вынужденный выбор, а представляются скорее традицией творческого поиска занятых в педагогическом процессе людей.

Как часто и, как правило, нашему вниманию заинтересованные процессом, неутомимые в работе специалисты дошкольного дела предлагают фабричным пособиям альтернативу — пособия своими руками. Разнообразие форм и способов применения таких пособий, тренажеров, конструкций, картотек ограничено может быть только «личной планкой» изобретательности и находчивости. Просторы сетевых объединений предлагают педагогам возможность делиться своими находками в изготовлении и применении специфических пособий, нацеленных на решение ежедневных образовательных и воспитательных, развивающих и коррекционных задач. Редкий мастер-класс, семинар или работа методических объединений специалистов обходится без презентации оригинального оборудования, пособий-новинок, средств и инструментов.

Несомненно, любые творческие произведения следует рассматривать с позиции качества исполнения и безопасности применения, функциональности и самое главное, любое из пособий должно вызывать интерес у детей. Одним из таких образцов рукотворных пособий можно представить «Палку о двух концах». Кратко о назначении данного пособия передает следующая рифма:

Простая форма, гибкий материал,

Огромный в этой палочке сенсорный потенциал.

И опыт мудрости о палке, что о двух концах-

Идею для игры нам подсказал.

Определенно кавычки укажут на условность употребления крылатой фразы без привычного переноса значения и определят палку о двух концах в буквальном предметном выражении.

Пособие «Палка о двух концах» представляет собой аналог гибкого конструктора, популярной на сегодняшний день затеи для детей. Пособие изготавливается из поролона в виде брусков (длинна и ширина по выбору) и покрывается разноцветной тканью. На концах палочек пришивается лента-контакт (липучка). Интерес представляет доступность в изготовлении пособия, вариации количества элементов (палочек) в наборе, свобода выбора цветовой гаммы. Такое пособие способно привнести креативность в организацию различных видов деятельности детей и взрослых. Увидеть пользу и применить пособие «Палка о двух концах» в решении задач образовательной, развивающей и коррекционной направленности — вот нетрадиционный взгляд, указывающий на возможность придать хорошо известному новизну прикладного применения в работе с детьми дошкольного возраста.

Известно, что способность к усвоению, например, сенсорных эталонов можно рассматривать как основу для развития широкого круга умений у детей. Процесс предполагает работу по формированию представлений о сенсорных эталонах — системе цветов спектра, геометрических формах, величинах [1,с.139]. В этой связи важным представляется развитие потенциала пособия «Палка о двух концах» на основе игры — ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте [2,с.6].

Охваченные игровыми ситуациями дошкольники учатся чувствовать, воспринимать, ощущать, узнавать, определять, различать, сравнивать, соотносить, обобщать, классифицировать, группировать, измерять, создавать, взаимодействовать и так далее. Лучшее представление о применении пособия «Палка о двух концах» как игрового, можно получить из предложенных далее примерных игровых ситуаций, которые могут стать как частью, так и основой в организованной деятельности.

− Цель: развивать умение конструировать геометрические фигуры.

Инструкция: объедините палочки таким образом, чтобы получилась известная вам геометрическая фигура.

− Цель: способствовать развитию воображения, творческого мышления, развитию речи.

Инструкция: объедините палочки таким образом, чтобы получился «домик». Дополните конструкцию «домика» другими элементами по выбору. Расскажите, что получилось.

− Цель: способствовать дружественному настрою в детском коллективе. Учить содействию при выполнении задания совместно со сверстниками.

Инструкция: соедините палочки в кольца объедения в цепь.

− Цель: формировать представления об элементах составляющих печатный образ букв.

Инструкция: объедините палочки таким образом, чтобы получилась буква.

− Цель: развивать способность к звуко-буквенному анализу, развивать моторику.

Инструкция: составь цепочку из колец-палочек так, чтобы количество палочек соответствовало количеству звуков, выбери те палочки, которые определяют звуки по признаку «гласный-согласный». Например, слову «кот» соответствует цепочка «синий-красный-синий».

− Цель: развивать моторику, ловкость, быстроту выполнения действий.

Инструкция: объедините как можно быстрее большее количество палочек в цепь. Примечание: для организации игры в команде на соревновательной основе.

− Цель: развивать моторику; закреплять умение считать, способствовать развитию речи.

Инструкция: попытайся ухватить и удержать одной рукой как можно большее количество палочек. Сосчитай палочки. Расскажи, сколько палочек и какого они цвета.

− Цель: развивать цветовосприятие при узнавании цветов и оттенков.

Инструкция: выбери только те палочки, цвета и оттенки которых входят в наглядный узор.

− Цель: способствовать подвижности, активности, слаженности действий.

1) Инструкция: способом челночного бега (или эстафеты) перенесите поочередно по одной палочке в определенную точку игрового пространства, объединяя палочки в заданную форму.

Примечание: для организации игры в команде на соревновательной основе.

2) Инструкция: объедините палочки между собой в длину (другой вариант — объедините в окружность), приподнимите над собой и удерживайте.

Примечание: учитывать надежность сцепления палочек между собой в завершении соревнования.

− Цель: способствовать развитию изобретательности, находчивости, творческой активности, мышления.

Инструкция: придумайте каким образом можно использовать палочки, чтобы... (цель задания формулируется исходя из образовательной, спортивной, творческой или другой ситуации).

Перечисленные ситуации и задания демонстрируют малую часть игрового потенциала пособия. Дополнением служит то, что палочки могут иметь разные цвета и величину, их количество можно регулировать, что позволит следовать в направлении развития цветовосприятия, знакомить с выражением величины и количества, а также привносить усложнение в известные правила игры, тем самым способствовать формированию представлений об устойчивости и изменчивости свойств предметов и ситуаций в окружающем. Таким образом «Палка о двух концах» без сомнений представляет собой образец самодельного пособия с широким спектром применения в процессе развития дошкольников.

Литература:

1. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336с. http://pedlib.ru/Books/4/0387/4_0387–139.shtml

  1. Фадина Г. В., Андреева И. Г., Лобанова Е. А. и др. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2004. — 64 с. http://pedlib.ru/Books/5/0093/5_0093–6.shtml
Основные термины (генерируются автоматически): палочка, пособие, инструкция, конец, Палка, дошкольный возраст, организация игры, развитие речи, соревновательная основа, формирование представлений.
Задать вопрос