Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании краеведческих представлений детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.

Дата публикации: 14.04.2020

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Архипенко, К. Н. Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании краеведческих представлений детей старшего дошкольного возраста / К. Н. Архипенко, О. В. Игнатьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5122/ (дата обращения: 19.12.2024).



Неоспоримо значение правильно организованной предметно-paзвивающей среды для жизни развития ребенка дошкольного возраста. Правильно организованная развивающая среда в группах детского сада позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Н. К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, подчёркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут [5].

В соответствии с требованиями Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, организация пространства, развивающая предметно-пространственная среда (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения.

Пространство группы должно быть разделено на центры активности.

  1. Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы».
  2. Рабочая зона: «Центр конструирования», «Лаборатория», «Центр социально- коммуникативного развития», «Центр творчества».
  3. Зона двигательной активности: «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра».

Спокойная зона. Предлагается оформить в группах в «Центре познания» центр патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране, в котором размещены портреты президента России, губернатора, главы района.

В этом центре представлены кукла в национальном, а также «игрушки из прошлого» (тряпичные куклы, соломенные птицы, деревянные лошадки, а также игрушки народных мастеров), предметы старинной посуды (деревянные ложки, ковш).Центр должен периодически обновляться.

Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, страны, климатических зон России, план и карта города. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага.Альбомы на темы: «Мой любимый город», «Путь в детский сад», «Мы любим, гулять по нашему городу», «Любимый маршрут выходного дня нашей семьи» и другие.Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков. [3, с. 8]

Особое внимание уделяется центру книги. Художественная литература, посвященная нашим великим соотечественникам; их портреты. Здесьнаходятся русские народные сказки и сказки народов России, потешки, загадки, произведения детских поэтов и писателей России, портреты поэтов и писателей.

Через чтение литературы, оформление альбомов, планов, макетов, рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций о родном городе, воспитатели знакомят дошкольников с предприятиями города. Свои знания дети проявляют в творческих играх «Улица», «Путешествие по родному городу» [4, с.3].

В центре природы необходимо разместить альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в наших лесах. «Красная книга» (города или области). Карта климатических и природных зон с представителями флоры и фауны и т. д.

Рабочая зона. Центр конструирования», «Лаборатория», «Центр социально-коммуникативного развития», «Центр ИЗО–деятельности», «Центр безопасности».

Лаборатория. Благодаря этому центру мы можем развивать у ребенка поисково-познавательную, интеллектуальную активность детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия, а также развивать собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств. Здесь мы можем расположить всевозможные схемы-иллюстрации, где изображено технология получения того или иного материала. Также может располагаться инвентарь, для проведения несложных опытов.

Центр конструирования помогает формировать у детей интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать. В этом центре ребенок может развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, а также развивать способность к самоанализу конструкций, схем, содержания своих эскизов. Детям можно предложить построить «Город моей мечты».

В уголке изобразительной деятельности располагаются изделия прикладного искусства, дидактические игры, трафареты (балалайки, русской гармошки, матрешки, березки), глиняные и бумажные заготовки народных игрушек для разукрашивания, иллюстрации о народных промыслах.

«Центр социально-коммуникативного развития» Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт, например «Служба спасения», «Турагентство», «Семья», «Путешествие по городу», «Строительство», «Ателье», «Библиотека», «Кафе», «Почта», «Банк», «Больница», «Салон красоты», и другие [2].

Центр двигательной активности. Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. Поэтому физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования содержат атрибуты для подвижных народных игр.

Для нравственно-эстетического развития детей в каждой группе организованы музыкально-театральные уголки, в которых подобраны соответствующие пособия с использованием коврографа, масок сказочных персонажей, атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России, потешкам, песенкам, а также вуголке ряженья должны располагаться русские народные костюмы, наряды с элементами народного творчества.

Центр музыкальной деятельности необходим для знакомства и общения с народными музыкальными инструментами. Дети могут поиграть в глиняные колокольчики, со свистульками.

Центр безопасности. Внем располагаются макеты,как форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности, и познавательной активности. «Улица нашего города», «Наш детский сад», «Наш микрорайон».

Развивающую предметно-пространственную среду нельзя представить без участка детского сада. Пространство участка, так же, как и помещения детского сада, может быть организовано с учетом его назначения. Дошкольники на прогулке не только дышат свежим воздухом, но и становятся активными участниками разных видов деятельности. Они могут играть в народные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, заниматься трудовой деятельностью, осуществлять экспериментирование с различными природными материалами своей местности [1].

В рамках создания развивающей предметно-пространственной среды особое значение приобретает информация для родителей вродительском уголке, привлечение родителей к участию в создания выставок совместных рисунков, поделок, фотовыставки, папки-передвижки, стенгазеты, панно [4].

Литература:

  1. Волкова, О. В. Анализ проблем патриотического воспитания дошкольников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения -2008-№ 4–1. [Электронный ресурс]\ О. В. Волкова- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problem-patrioticheskogo-vospitaniya-doshkolnikov (дата обращения 15.08.2017)
  2. Екимова, Т. И. Краеведческие игры для дошкольников [Электронный ресурс] \ Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011–03–29–09–03–14/89-preschool/10686-Kraevedcheskie_igry_dlya_doshkolnikov.html (дата обращения 03.09.2017)
  3. Зеленова, Н. Г. Осипова, Л. E. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа) [Текст] /Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова— М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. — С.8.
  4. Зобкова, С. А. Предметно — развивающая среда по нравственно — патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] \ С. А. Зобкова — Режим доступа: https://zobkova-dou8-raduga.edumsko.ru/folder/predmetno_razvivayuwaya_sreda_po_nravstvenno_patrioticheskomu_vospitaniyu_detej_starshego_doshkol_nogo_vozrasta (дата обращения 01.09.2017) С.3.
  5. Кондукторова Н. В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1. — С. 3–7. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/49/1608/ (дата обращения: 03.09.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, двигательная активность, ребенок, центр, развивающая предметно-пространственная среда, родной город, рабочая зона, сказка народов России, социально-коммуникативное развитие, спокойная зона.

Похожие статьи

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Роль предметно-развивающей среды в развитии речи дошкольников

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Роль дидактической игры в процессе формирования творческой личности ребёнка дошкольного возраста

Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования

Роль краеведческой работы в формировании нравственно-культурных ценностей на уроках истории у детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников

Влияние социокультурной среды на содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе формирования звуковой культуры речи на материале малых фольклорных форм

Похожие статьи

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Роль предметно-развивающей среды в развитии речи дошкольников

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Роль дидактической игры в процессе формирования творческой личности ребёнка дошкольного возраста

Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования

Роль краеведческой работы в формировании нравственно-культурных ценностей на уроках истории у детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников

Влияние социокультурной среды на содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе формирования звуковой культуры речи на материале малых фольклорных форм

Задать вопрос