Деловая игра «Психолого-педагогическое сопровождение потенциально одаренных детей»
Автор: Стерлингова Светлана Петровна
Рубрика: Психологическая служба
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.
Дата публикации: 30.04.2020
Статья просмотрена: 482 раза
Библиографическое описание:
Стерлингова, С. П. Деловая игра «Психолого-педагогическое сопровождение потенциально одаренных детей» / С. П. Стерлингова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 49-55. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5135/ (дата обращения: 15.11.2024).
Взрослым необходимо помнить, что у каждого физически здорового и психически нормального ребенка есть определенный набор задатков, из которых могут развиться самые различные способности, то есть потенциально каждый ребенок одарен.
Как ни странно, но одаренные дети часто попадают в разряд тех, кто испытывает значительные трудности в самореализации, во взаимодействии с социальной средой. Поэтому взрослым, воспитывающим детей, надо обеспечить помощь и поддержку в реализации способностей, а это возможно лишь при психолого-педагогическом сопровождении.
Деловая игра «Психолого-педагогическое сопровождение потенциально одаренных детей», как практико-ориентированная форма работы интересна и результативна, построена на принципе моделирования различных ситуаций. Это совместная деятельность педагогов (решение педагогических ситуаций, составление рекомендаций, выполнение игровых заданий и упражнений), которая направлена на умение находить методически грамотные решения по данной проблеме.
Цель — создание условий, для выработки наиболее эффективных решений при взаимодействии с потенциально одаренными детьми. Задачи:
- овладеть способами взаимодействия с потенциально одаренными детьми;
- развивать навыки саморегуляции и рефлексии по отношению к своему профессиональному ресурсу;
- обеспечить единые подходы психолого-педагогического сопровождения потенциально одаренных детей.
Использование такой формы работы обеспечивает инновационный подход к обучению педагогов, а также, легкость восприятия материала. Способствует формированию потребности в саморазвитии и профессиональном самосовершенствовании, обеспечивает выработку навыков исследовательской работы, освоение техники наблюдения, совершенствование умения анализировать и интерпретировать полученные данные с учетом специфики работы с потенциально одаренными детьми.
Рекомендована для педагогов школы, проводится в рамках методической работы. Длительность деловой игры — 1,5 часа. Участники работают в двух командах, выполняя предложенные задания. Эксперт оценивает научный подход, четкую формулировку ответов, эрудированность. Итог мероприятия подводит эксперт, участники высказывают свое мнение через рефлексию.
Введение втему
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.
Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности и познавательным стилем и сферами интересов. Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе этих детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.
По силам ли задачи изменений в содержании, процессе, результатах и атмосфере обучения неподготовленному учителю? Какими профессиональными качествами должен обладать учитель в работе с детьми обозначенной категории? Как распознать потенциальную одаренность, как «вести ребенка», «быть рядом с ним», мы сегодня попробуем получить ответ, через участие в деловой игре «Психолого-педагогическое сопровождение потенциально одаренных детей»
Статистика показывает, что около 20–30 % детей могут достигать высокого уровня интеллектуального и творческого развития. Наша задача — поддержать каждого ребенка и развить его способности, подготовить условия, для того, чтобы эти способности были реализованы.
Ведущий:Япредлагаю вам проявить знания по данной теме.
Разминка
Цель:актуализация знаний участников по теме.
(Работа в двух группах)
Участникам деловой игры предлагается ответить на вопросы:
- Ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (родители)
- Одна из самых распространенных общественных профессий, возникшая вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи (учитель)
- Специалист, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности (психолог)
- Наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания (логопедия)
- Анализ состояния объектов и процессов, выявление проблем их функционирования и развития (диагностика)
- Отслеживание какого-либо процесса или явления в ходе эксперимента или практической деятельности (мониторинг)
- Процесс и результат качественных и количественных накоплений (развитие)
- Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение (интеллект)
- Творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления (креативность)
- Системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми (одаренность)
- совместная деятельность специалистов образования, направленная на создание системы педагогических, социально-психологических условий, способствующих успешному обучению, социализации и развитию каждого ребенка в конкретной образовательной среде (психолого-педагогическое сопровождение)
Ведущий: знаниями по теме вы владеете в достаточной мере, приступим к игре. Категории одаренности рассматриваются разными авторами, одна из трактовок следующая:
- по широте проявлений — общая (умственная), специальная
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).
Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта и т. д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.
- по виду деятельности — практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность. Впознавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов. Вхудожественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. Вкоммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, вдуховно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.
- по форме проявления — явная, скрытая
Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких потенциальных возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.
Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего прекрасного лебедя. Вместе с тем известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.
Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Масштаб дарований ребенка со скрытой одаренностью весьма трудно (а иногда и невозможно) оценить с помощью традиционных методов (психометрических тестов, результатов различных интеллектуальных соревнований и т. п.). Выявление детей со скрытой одаренностью ни в коем случае не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечения его в инновационные формы обучения и т. д.
- по особенностям возрастного развития — ранняя, поздняя
Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркиндов». Вундеркинд (буквально — «чудесный ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — в музыке, рисовании, пении и т. д.
Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в искусстве, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создание новых областей и методов исследования и т. п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия.
- По степени сформированности: актуальная и потенциальная
Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой предметно-пространственной среды и т. д.). Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных признаков, предпосылок. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.
Одной из задач ФГОС является индивидуализация образования, построение индивидуальной траектории развития учащихся. Назрела необходимость, и решать задачу подготовки учителей специально для одаренных детей. Как показывают исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе.
Ведущий: предлагаю, ответить на вопросы анкеты и узнать, вашу готовность работать с детьми данной категории. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей:
– учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;
– учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
– учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.
Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко. Определите грань готовности учителя к взаимодействию с потенциально одаренными детьми. Участники работают в 2 группах, выбирая из списка предложения, относящиеся к определенной категории учителей.
Подготовленный учитель |
Неподготовленный учитель |
Использует тактику качественного изменения заданий в работе с потенциально одаренными детьми. |
Часто не может выявить одаренных детей, не знает их особенностей. |
Способствует самостоятельной работе учащихся. |
Равнодушен к проблемам детей (не может понять их). |
Стимулирует сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т. д.). |
Иногда, враждебно настроен по отношению к выдающимся детям: ведь они создают определенную угрозу учительскому авторитету. |
Ориентируется на творчество, поощряют учащихся к принятию риска. |
Использует тактику количественного увеличения заданий в работе с потенциально одаренными детьми. |
Межличностное общение носит характер помощи, поддержки. |
Старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе. |
Глубоко знающий и любящий свой предмет. |
|
Меньше говорит, меньше дает информации, устраивает демонстрации и реже решает задачи за учащихся. |
|
Больше спрашивает и меньше объясняет. |
|
Больше задает открытых вопросов, помогает обсуждениям, используя вопросы типа: "Чтобы случилось, если бы..?" |
|
Провоцирует учащихся выходить за пределы первоначальных ответов такими вопросами, как «Что ты имеешь ввиду?" |
|
Учитель стремится получить знания, которым хотел обучить, от самих учащихся. |
|
Избегает реагировать на каждое высказывание |
|
Внимательно и с интересом выслушивает ответы; но не оценивает, находя способы показать, что он их принимает. |
|
Обсуждает с учащимися темы, прямо не связанные с учебными занятиями. |
|
Свободно обменивается точкой зрения и даже позволяют школьникам учить себя. |
|
Создает в классе эмоционально-комфортную обстановку |
Один из участников группы зачитывает «Требования к личности педагога, работающего с потенциально одаренными учащимися». Обсуждение выбора.
Игра «Слова рассыпались» (выкладывают на столе из слогов слова).
Ведущий: Составьте из слогов слагаемые потенциальной одаренности. Участники работают в группах. (Интеллект, творчество, мотивация)
Существуют разные точки зрения по вопросам потенциальной одаренности детей. Мы рассмотрим следующие:
- все дети являются одаренными;
- одаренные дети встречаются крайне редко.
Ведущий предлагает методом простой аналогии – нарисовать на листе ватмана какое-либо изображение и соотнести его с детской одаренностью доказав выбранную точку зрения (возможно, участники будут доказывать обе точки зрения)
Ответ: существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности» Д. Б. Богоявленской (авторский коллектив; ответственный редактор), трактуется следующей позицией: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
В качестве причин, задерживающих проявление и развитие одаренности, исследователи рассматривают трудности развития ребенка (например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения); недостаток необходимых знаний, умений и навыков; недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка; трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды.
Педагогическая ситуация, как быть? (работа групп)
Для 1 группы. В поведении Мити (12 лет), мальчика очень активного, энергичного, интеллектуально хорошо развитого, педагог заметил два психологических факта:
- Его стремление командовать сверстниками.
- Его неумение выслушивать мнение сверстников.
Сделайте прогноз: как могут развиваться взаимоотношения Мити со сверстниками в дальнейшем. Как помочь мальчику?
Для 2 группы. У ребенка средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Каждый день у него расписан по минутам: дополнительные занятия с репетитором по английскому языку и математике, спортивная секция по плаванию, музыкальная школа. Дома его заставляют слушать серьезную классическую музыку. Свободного времени у школьника совсем нет. На все увещевания педагогов родители отвечают, что желают ребенку только добра.
Сделайте прогноз: психическое состояние мальчика. Как помочь ребенку? Что посоветовать родителям?
Ведущий: родители являются главными партнерами в достижении нашей общей цели развитии способностей детей, поэтому, взаимодействие с родителями является приоритетным направлением в деятельности педагога.
Упражнение «Кто больше?
Какие формы работы с семьей по выявлению и развитию детской одаренности вы знаете? Группы по очереди называют формы работы: анкетирование, тестирование, беседы, практикумы, тренинги, день открытых дверей, круглый стол, мастер-класс, аудио-встречи, дискуссионный клуб, образовательный квест, пропаганда лучшего опыта семейного воспитания, трудовые акции, проектная деятельность.
Этапы выявления:
1 этап — обследование группы детей с помощью стандартизированных методик и отбор детей показавших результаты высокие и выше среднего.
2 этап — анализ результатов аналитических наблюдений педагогов (педагоги заполняют «Карту выявления одаренных детей») и анкетирования родителей ребенка (родители заполняют). По оценке взрослых выделяются одаренные дети.
3 этап — организуется индивидуальное обследование потенциально одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.
4 этап — определение содержания работы с одаренными детьми. Участие психолога в разработке индивидуальной траектории развития ребенка.
Ведущий: Участники выявления и психолого-педагогического сопровождения потенциально одаренных детей: директор школы, заместитель по учебной части, педагог, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, родители. Взгляд на детскую одаренность с позиции развития потенциала каждого ребенка обуславливает необходимость формирования системы психолого-педагогического сопровождения выявления и развития способных детей.
Мы понимаем сопровождение как движение с ребенком, его индивидуализация; рядом с ним, иногда — чуть впереди, создание психолого-педагогических условий, обусловливающие максимально эффективную поддержку ребенка в стремлении реализовать свои задатки, способности, интересы, собственные смыслы и ценности (поддержку ребенка в самоопределении, самореализации собственной индивидуальности).
Индивидуальная траектория развития составляется с учетом способностей ребенка. Если у него наблюдаются интеллектуальные или музыкальные способности, то эту область и нужно развивать, а не требовать от него достижений по всем предметам.
Подберите критерии одаренности из предложенных (подчеркивают на листе бумаги)
1 команда — Ребенок имеет музыкальный талант, если он:
2 команда — Ребенок имеет артистический талант, если он:
– с удивляющей легкостью передразнивает чьи-то привычки, позы, выражения;
– любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
– стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
– очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
– меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
– если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;
– с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
– сочиняет свои собственные мелодии;
– пластичен, открыт всему новому;
– научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
– любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
Правильный ответ
Ребенок имеет музыкальный талант, если он:
– любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
– очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
– если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;
– сочиняет свои собственные мелодии;
– научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Ребенок имеет артистический талант, если он:
– стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
– меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
– с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
– с удивляющей легкостью передразнивает чьи-то привычки, позы, выражения;
– пластичен, открыт всему новому;
– любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
Выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у него тех или иных способностей, педагогу можно, используя анкету Л. Г. Кузнецовой, Л. П. Сверч.
Представим одну из стратегий работы с потенциально одаренными детьми
Создание благоприятных условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще четко не проявившейся.
1 направление — повышение психолого-педагогической компетенции всех участников образовательного процесса (изучение новых программ, методические мероприятия, творческие группы, обмен опытом).
2 направление — создание системы выявления, поддержки и психолого-методического сопровождения одаренных детей (тесты, анкеты, наблюдения, карта критериев одаренности).
3 направление — создание педагогически эффективных условий, обеспечивающих высокие достижения детей (секции по интересам, выставки, олимпиады).
4 направление — организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников (мероприятия по повышению компетентности родителей потенциально одаренных детей).
Планируемый результат:
- создание банка данных одаренных детей в школе. А в конце года, данные передаются в управление образования.
- создание методических рекомендаций по работе с потенциально одаренными детьми.
Составление методических рекомендаций для родителей (сколько человек в группе, столько и рекомендаций)
Хотите вырастить одаренного ребенка? В помощь вам — советы Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети:
1) Я отвечаю на вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
2) У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
3) Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.
4) Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
5) Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы.
6) Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.
7) Я стараюсь показать ребенку интересные места.
8) Я помогаю ребенку улучшить результаты его работы.
9) Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя в доме.
10) Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
11) Я никогда не наказываю ребенка унижением.
12) Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами.
13) Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
14) Я регулярно читаю ребенку.
15) Я приучаю ребенка к чтению с детства.
16) Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка.
17) Я внимательно отношусь к потребностям ребенка.
18) Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине.
19) Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета.
20) Я никогда не ругаю ребенка за неумение и ошибки.
21) Я хвалю ребенка за учебную инициативу.
22) Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
23) Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
24) Я побуждаю ребенка учиться решать проблемы самостоятельно.
25) В занятиях ребенка я нахожу время для похвалы.
26) Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
27) Я помогаю ребенку быть личностью.
28) Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
29) Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
30) Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я это тоже не умею».
31) Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
32) Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
Подведение итога игры
Забота об потенциально одаренных детях, поддержка их, сегодня — забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя потенциал одаренности, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его чертой своей индивидуальности, проявить заботу о детях, так, как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл.
Рефлексия «Моя педагогическая копилка», «Я сегодня беру с собой в копилку…»
Литература:
- «Одаренные дети», перевод с английского. Общая редакция Бурлинской Г. В. и Слуцкого В. М., «Прогресс», 1991. — 376 с.
- «Рабочая концепция одаренности». Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Холодная М.А и другие — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — 95 с.
- Дьяченко О. М., Булычева А. И. «Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста». — М., 2002.
- Кравцова Е. Е. «Разбуди в ребенке волшебника» — М., Просвещение. Учебная литература, 1996. — 160 с.
- Коломинский Я. Л. Панько Е. А. «Психология социальной одаренности» — М., Линка-Пресс, 2009.- 272 с.